205 лет со дня рождения Луи Брайля!!!

Стреблянская Вероника Артуровна

Луи Брайль

4 января 1809 – 6 января 1852

  4 января 2014 года исполнилось 205 лет со дня рождения выдающегося французского изобретателя – Луи Брайля. Это имя известно и почитаемо всеми, кто по разным причинам потерял зрение, или кто с рождения не видит. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего писать и читать слепым людям.

         Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец, Симон Рене Брайль, занимался изготовлением конской упряжки. Однажды, когда Луи было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция и воспаление перешло на второй глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители сильно переживали, понимая какая судьба ждет слепого: нищета, голод, попрошайничество. Они научили его плести бахрому для упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя, который обучил его игре на скрипке. Отец сделал для сына деревянные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту, позже его научили писать. Также он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов.

         С 7 лет Луи начал посещать местную школу, где поразил учителей своими способностями. В 10 лет родители отдали сына в Королевский институт для слепых детей в Париже. Там он обучался грамоте, игре на пианино и органе, что в последствии дало ему возможность зарабатывать (Луи несколько лет служит органистом в различных храмах Парижа).

         Для занятий в институте предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. Книг было мало, не по всем предметам, и системы записи нот для слепых тоже не существовало, поэтому методика преподавания была основана  на восприятии информации на слух. Луи был одним из способнейших учеников, и в 1828 году после окончания института ему предложили остаться работать младшим учителем-репетитором. Через время он уже преподавал географию, алгебру, музыку.

         Еще в 12 лет Луи начал разрабатывать свой собственный рельефно-точечный шрифт, благодаря которому можно было записывать не только буквы, но и цифры, знаки препинания, ноты. Изучая рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи,

метод письма выпуклыми буквами Хауи, а также метод разработанный артиллерийским офицером Шарлем Барбье для посылки сведений в ночное время. Буквы представляли собой пробитые в картоне дыры и послание можно было «прочесть» прикосновением. Изобретение Барьбье было непрактичным. Кроме того, символы букв были слишком большими для детских пальцев. Тем не менее эта система дала Брайлю творческий импульс.

 

         В 15 лет Луи Брайль закончил создание своего шрифта. Он ввел свою собственную систему: «маленькую ячейку», состоящую из двух вертикальных рядов с номерами 1,2,3 в левом ряду и 4,5,6 в правом ряду. 

         

Это дало 63 комбинации, из которых были выбраны буквы, цифры, знаки препинания, математические знаки, запись нот.

         В первое время этот шрифт использовался только в стенах института, но в последствии, уже после смерти Луи Брайля (от туберкулеза в 1852 году) эта система была принята во Франции, а позже уже и во всем мире. Им также был разработан прибор для письма, который дошел до наших дней с небольшими изменениями.

    Алфавит Брайля

В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX века.

 

Ниже изображен прибор для письма по Брайлю

 

В Настоящие время существуют специальные тетради, блокноты.

                                         

 

Для незрячих людей созданы специальные компьютеры (мониторы, клавиатура), телефоны, часы и многое другое.

         Луи Брайль умер 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. Спустя 100 лет после смерти Брайля, его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован музей.   

         Луи Брайль сделал для незрячих людей бесценный подарок, благодаря которому они перестали чувствовать себя обделенными, алфавит дал им огромные возможности для развития и самореализации.    

                                                                                                               

Материал подготовлен

учителем-дефектологом Стреблянской В.А.