Концепция и содержание профессионального стандарта учителя

Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причём зачастую происходит смешение данных понятий. В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности. Давать современный уровень образования призвана каждая школа.

Отсюда возникает задача выдвижения единых требований к содержанию и качеству педагогической деятельности.

Какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы справиться со сложнейшими задачами, стоящими перед российской школой? Попытка ответа дана в профессиональном стандарте педагога.

Прежде всего, владение предметом — тот необходимый минимум, без которого разговор о допуске к педагогической деятельности теряет всякий смысл. К следующей профессиональной компетенции учителя я отношу владение информационными технологиями.

Замысел и исходные положения стандартов педагога положительны:

- дать достаточно точные ориентиры для определения профессиональных компетенций педагога, для оценки его подготовленности к профессиональной работе и результатов его труда;

- сохранить творчество и профессиональную свободу педагога, освободить его от мелочной регламентации, от тотального контроля;

- упростить квалификационные требования к педагогу, избежать громоздкости квалификационных характеристик и излишеств в них;

-  сосредоточить внимание педагога на непосредственной, живой работе с детьми.

Неправомерно говорить об особой роли в общем образовании только двух предметов: математики и русского языка. Безусловно, это важнейшие предметы, но для сбалансированного образования и развития страны особая роль принадлежит каждому учебному предмету из области естественных, гуманитарных, общественных, технических и эдоровьесберегающих наук. Поэтому более правильным является выделение особых профессиональных стандартов учителей-специалистов в сфере каждого учебного предмета.