Каким должен быть современный учитель?

Кривель Татьяна Владимировна

Современный учитель... Каким он должен быть? Сколько раз я задавала себе этот вопрос. Но точного ответа до сих пор нет. Двадцать лет назад мы с одноклассниками писали сочинение о школе XXI века, размышляли о том, какой она станет в будущем, представляли того фантастического учителя, которому будет все по плечу. И вот, казалось, такой далекий XXI век уже наступил. Мои глаза не прикрыты розовыми очками, мои мысли не уносятся в поднебесье. Я знаю, что мы живем во время, когда у каждого есть право на выбор и каждый ответственен за свой выбор, а школа – тот ориентир, который поможет не сбиться с пути.

Обратимся к истории. В Древней Греции педагогом называли человека, провожающего ребенка до школы. Прошло столько лет, менялось название – смотритель, блюститель, наставник, классный руководитель, куратор, – а  смысл не изменился: мы по-прежнему провожаем наших учеников за знаниями, по-прежнему являемся проводниками. Мы показываем дорогу, охраняем от неприятностей, ведем по пути развития человечества, учим отличать хорошее от плохого. Сегодня роль учителя – проводника возрастает все больше. А какой он, хороший проводник? Он не только хорошо знает путь, он интересный собеседник, внимательный слушатель, он лучший, он не такой, как все.

Современный учитель – учитель конкурентоспособный, выделяющийся среди многих не только знанием предмета. Это учитель, открытый для всего нового, способный ответить на вызовы времени, склонный к разумному риску, деятельностный, обладающий аналитическими способностями и всегда нацеленный на саморазвитие. Современный учитель – учитель думающий, сомневающийся, задающий вопросы и ищущий ответы. Стараясь «втиснуть» в головы детей как можно больше знаний, заставляя зубрить и повторять слова и мысли учителя, стоит задуматься: станет ли ваш предмет кирпичиком в здании жизни, построенном учеником в будущем или бесполезно проваляется на складе среди непонятого и неосознанного когда-то? Да и «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями собственной мысли, а не памяти»,- эти слова Л.Толстого должны стать принципом  педагогической деятельности современного учителя.

 Владея компьютерной грамотностью, признавая роль информационных технологий в жизни современного общества и умея получать информацию с помощью компьютера, я навсегда останусь человеком книжной культуры. Литература значит для меня много, ведь каждая книга – это новая жизнь, это возможность прожить все по-другому, возможность быть другим, возможность побывать в разных временах и измерениях.

У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками. А в руках у меня – мел, учебник и связка ключей…