От внешней пробы - к образцу

  Самостоятельно никаких мыслительных задач ребенок здесь не решает.  Но очень важно, что он волей – неволей обращает внимание на то, что между предметами, с которыми он действует,  между предметом и орудием может быть установлена связь. Так исподволь готовится он к тому, чтобы находить такую связь самостоятельно. Это важная ступень в развитии мышления ребенка.

  Первый шаг на эту ступень он делает нередко случайно,  в результате практической пробы. Вот двухлетний ребенок сидит за столиком. На столике привлекающая его игрушка. Она далеко, и рукой достать ее невозможно. Рядом палка. Сначала малыш изо всех сил тянет к игрушке рукой, но вскоре убеждается в том, что это бесполезно. Он отвлекается от игрушки и замечает палку, которую можно взять. Он и берет  ее, начинает вертеть в руках.  Случайно конец палки задел игрушку. Малыш тотчас замечает это. Его внимание снова устремляется к игрушке. Он начинает двигать ее палкой и следит за тем, что получается. Оказываются, какие – то движения удаляют ее, какие – то приближают.  После нескольких проб ребенок устанавливает, какие именно движения могут помочь ему заполучить игрушку, и добивается своего. Но очень часто дело этим не кончается. Малышу становится интересным не просто добыть игрушку, но «исследовать» связь орудия – палки с применением ее. И он начинает нарочно отодвигать игрушку, потом приближать…

   Мало – помалу в играх и занятиях малыш накапливает запас сведений о самых разнообразных связях и отношениях предметов и действий с ними.

   Пока что,  мыслительное действие выполняется с помощью действий внешних. Но  вы уже знаете, что со временем оно должно «перейти внутрь».  И это действительно происходит.  Если ребенок знаком со способом решения задачи « Достать далекий предмет  с помощью палки», то ему ничего не стоит догадаться применить палку в новой ситуации, например , вытащить мячик, который укатился под диван.  В основе  такой догадки -  проба, которую ребенок проделал  в уме.  Он действовал с образцами предметов, с представлениями о них и о том, как они «ведут себя». Я упоминала уже о том, насколько полезны для интеллектуального развития малыша любые «орудия игры – с палочками, черпачками, ленточками, веревочками. Помогут вам и любимые детьми игры с песком и водой.