Выступление на седьмых региональных педагогических чтениях в городе Магнитогорске

Жукова Александра Александровна

Здравствуйте, участники педагогических чтений гуманной педагогике!

«В здоровом теле — здоро́вый дух»  — крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у  Ювенала.

Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
            Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
            Что почитает за дар природы предел своей жизни,
            Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно, —
            Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
            Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
            Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала. (перевод Ф. А. Петровского):

«Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Здесь следует подчеркнуть, что проблема человека не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый человек может решить свою историческую миссию на Земле…»(И.И.Брехман).

Здоровье – как специфическая характеристика адаптивных возможностей человека – глубоко взаимосвязано с процессом старения, которое, в  существе своем, есть процесс нарастания сокращений приспособительных возможностей организма.

Представления о благополучии, здоровье человека неотделимы от всеобъемлющего, комплексного представления о самом человеке, критериях человека во всем многообразии специфических аспектов и проявлений – биологических, экологических, антропологических социальных и философских.

Существует множество представлений о здоровье.

В трактовке Всемирной организации Здравоохранения, которая известна с 1948 года: здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических болей.

Это определение, - по мнению З. И. Тюмасевой, - уже изначально вызывало у специалистов неудовлетворение, однако, было принято за неимением лучшего. И проявлялось это неудовлетворение не только в создании обновленных трактовок здоровья, но и в достаточно различающихся переводах ВОЗовского определения. Например, Н.Ф.Реймерс в своей широко известной книге «Популярный биологический словарь»(1991) дает такую интерпретацию его: «здоровье (человека) – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта».

Известные варианты одного и того же определения, отличаясь наборами базовых понятий, очень наглядно характеризуют те направления совершенствования научного описания здоровья, в которых шла мысль разных ученых, в том числе и такого требовательного и глубокого исследователя в области биологии и экологии, как Н. Ф. Реймерс. Эти наборы такие: по ВОЗ (состояние, полное благополучие – физическое, духовное, социальное), по Н. Ф. Реймерсу – (объективное состояние, субъективное чувство, полный комфорт – физический, психологический, социальный).

В деле становления здоровья людей главную роль играет образ жизни. Так как здоровье людей различно, различно протекание физиологических и психических процессов, различная среда их обитания и уровень жизнеобеспечивания, то конечно и образ жизни их различен, т. е. индивидуален. И чем в большей степени он сочетается с желанием иметь здоровье, тем в большей степени есть право назвать его здоровым образом жизни.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах.  Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И.А.Гундаров и В. А. Палесский констатируют: «Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата». При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и  души. В результате этого «душа человека — потемки». И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

Для творения здоровья необходимо как  расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Представление о здоровом образе жизни является одним из составляющих социальных представлений, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте.

Выделяются три группы задач в развитии представлений о здоровом образе жизни.

Формирование  сознания  у детей — системы  представлений, понятий, суж­дений.

Совокупность  идей, взглядов, теорий, понятий, традиций составляет общественное  сознание. В общественном  сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятель­ности и общения.

Высшим уровнем сформированности  сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков ребенка. От них зависит устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы понятий, развитостью чувств, обоб­щенностью опыта поведения и отношений.

Овладение социальными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения  понятий сначала на уровне представления до полного овладения их содержанием.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные  представления, связанные с конкретным опытом пове­дения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментар­ностью, недостаточной осознанностью. Они включают пред­ставления об отношении к игрушкам, к личным и обществен­ным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т.д.

Формирование  поведения — вторая группа задач  воспитания  ребенка на всех этапах развития представлений о здоровом образе жизни.

Сознание требует всегда опре­деленного способа поведения. Поведение должно стать привычным для формирующейся личности, а для этого необходимо накапливать опыт такого поведения.

Под опытом  поведения понимается совокуп­ность осознанных способов и умений реализации действий и поступков в определенных условиях. Опыт пове­дения включает в себя интеллектуально-волевую, чувственную и исполнительную (техническую) сферы. Поэтому у детей необходимо формировать в единстве с  пред­ставлениями и понятиями готовность к действию, поступку, необходимые умения, понимание необходимости того или иного действия или поступка, переживания, чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного. В  действиях проявляется отношение к своему здоровью, самому себе,  позиция личности.

Дети осваивают опыт поведения, накопленный взрослыми, и приобретают собственный опыт. Важ­нейшим в развитии представлений  является накопление поло­жительного опыта, устранение причин, порождающих отрица­тельный опыт.

В формировании  опыта большое значение имеет освоение навыков и привычек  поведения. В их основе — упрочившийся способ осознанных действий, дове­денный до автоматического исполнения.

На ступени дошкольного возраста дети накапливают первый опыт  поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки поло­жительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта  поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися представлениями.

Формирование чувств и отношений – третья группа задач развития представлений у детей здорового образа жизни.

Значение чувств в развитии представлений исключительно велико. В чувствах выражаются желания ребенка, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности чувств во многом зависит поведение ребенка.

В нашем дошкольном учреждении данные задачи решаются поэтапно:

I этап – накопление знаний. Формула деятельности: воспитатели + дети

-  Просмотр видеоролика о здоровом питании, беседа

-  Игры в подвижные, дидактические, словесные, сюжетно – ролевые игры;

            -  Беседы о ЗОЖ с медсестрой детского сада, физ.инстуктором и т.д.

II этап – практический. Союз осуществляется по формуле: воспитатели + физ.инструктор + дети.

 -  Рассматривание  энциклопедий, иллюстраций, плакатов на тему:  «Внутренние органы человека»;

 - Творческие занятия: рисование «Витамины»; «Спортсмены»; лепка «Фрукты»; …

- Систематическое выполнение оздоровительных мероприятий: утренняя и дыхательная гимнастика; физкультурные занятия; прогулка; гимнастика после дневного сна; ходьба по коррекционой дорожке; правильное питание; пешие прогулки; и т.д.

III этап – завершающий. Формула: воспитатели + дети + родители

-    Анкетирование родителей по теме  «Здоровый образ жизни»;

Создание альбомов «Здоровый образ жизни детей в детском саду».

Совместные оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, соревнования, конкурсы.

Обобщение опыта работы на городском уровне, открытое занятие с использованием гимнастики на фитболах.

Дошкольный возраст – сензитивный период в развитии представлений ребенка о здоровом образе жизни. Нами замечено, что дети активно включают членов семьи в активную здоровую жизненную позицию. Если хотя бы в одной семье ЗОЖ станет традицией семьи – то наша задача выполнена.

 

Спасибо за внимание!

 

Комментарии

Пырлик Татьяна Валерьевна

Интересное выступление. Спасибо!

Жукова Александра Александровна

Рада, что Вам понравилось!

Жукова Александра Александровна

Старалась! Рада что Вам понравилось!