Эссе "Я учу детей нового поколения"

Колядина Ольга Викторовна

Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Учитель, Судья, Врач. Я думаю, что человек на земле будет счастлив, если найдет, разглядит свое призвание. Не могу сказать, что с детства мечтала быть учителем, но жизнь как бы кричала мне :« Посмотри вокруг! Какие прекрасные люди окружают тебя - и большинство из них учителя. У тебя тоже получится ». Но для меня учитель был чем-то вроде Бога, а себя считала несоответствующей этому высокому званию. Закончив художественное отделение детской школы искусств, мечтала быть архитектором, создавать новые города, строить будущее. А жизнь указывала мне мою дорогу. Поработав  после окончания школы старшей пионервожатой, столкнувшись с реальной жизнью, проанализировав,  что с самого раннего детства легко нахожу общий язык с малышами, что несколько лет работы  в пионерском секторе комитета комсомола были мне не в тягость, а в радость, что каждый день с нетерпением жду встречи с моими пионерами.  Я поняла, что школа- это мое призвание, что «учительство - это искусство, труд  не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человека не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». И вот уже более двадцати лет я каждый день, спеша в школу, благодарю Бога за указанный жизненный путь и считаю себя счастливым человеком. Часто вспоминаю своих добрых учителей и стараюсь быть первым учителем не по счету, а по значимости в жизни своих учеников.

     А кто же они – мои ученики? Они - новое поколение! Они – будущее! Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне сей зерно, если на десять лет вперед – сажай лес, если же на сто лет- воспитывай детей».

      Какие они – дети нового поколения? Если бы можно было задать этот вопрос педагогам прошлых времен, то, я думаю, ответы были бы такими: «они очень подвижны», «не слышат указания учителя»,  «по-другому мыслят». И так из поколения в поколение. А я бы еще добавила, что дети нового поколения – удивительные дети: талантливые, любознательные, хорошо образованы в сфере информационной коммуникации. Но учителю нужно всегда помнить, что они – Дети! Что перед педагогом очень хрупкий сосуд, который он должен наполнить знаниями, сохранив красоту и неповторимую форму, прорастить росток умений и навыков, который будет тянуться к знаниям, как к солнцу все живое.

       Какое оно - современное образование?  Современный учитель. Какой он? Сложно ли учить и воспитывать детей нового поколения? Не секрет, что удивить современного школьника очень сложно. Но я уверена, что если мне на уроке это удается, значит, я даю им возможность узнать что-то новое, интересное, необычное. Учебный процесс я стараюсь сделать захватывающе увлекательным. Ведь учитель - немножко волшебник. Этому способствует работа в рамках моей методической темы «Исследовательская деятельность школьников на уроках окружающего мира». Исследовательская деятельность позволяет ученикам проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, приобрести навыки работы в команде и решить интересную проблему, сформулированную зачастую самими учащимися.

                 В настоящее время каждый учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет новые пути решения поставленных перед ним задач ФГОС.    Развитие в последнее время гуманистической педагогики предполагает не только подход к каждому человеку как к личности, но и реализацию личностью своих внутренних способностей. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

            Цель своей работы я вижу в  формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы процесс развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, стимулирую его исследовательскую активность, поддерживаю в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

                   Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах - один из важнейших факторов успешности учения.

Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться».  Немногие  из взрослых осознают значимость подобных ситуаций. А ведь в этом возрасте важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза и огромное желание самому совершить маленькое открытие.

              Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях- с другой, создают благоприятную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

           Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Не играть в ученых, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием школьной программы   ( и не только с ней) темы: строить гипотезы, планировать исследовательскую деятельность, экспериментировать, собирать и  обрабатывать информацию, делать выводы? Могут, если целенаправленно заниматься с детьми.

        Человеку отпущено  мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой, вклад в процесс эволюции, то начинать заниматься исследовательской деятельностью надо с самого раннего детства. Дети дошкольного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, получая от взрослых ответы на свои бесконечные «почемучкины» вопросы, наблюдая за тем, что происходит вокруг.  С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным, благодаря перспективам школьной программы.

        Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности ребенка, и дает ему возможность приложить свои знания и показать публично личные достигнутые результаты.

              Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них  общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске,- одна из основных задач современного образования.

        Я могу с гордостью сказать, что мои ученики – дети нового поколения. Они пытливы, умны, любознательны, активны, имеют нестандартное мышление, умеют отстоять свою точку зрения, показывают хорошие знания.

         Двадцать первый век. Со страниц педагогических журналов, из телевизионных программ звучит: новый стандарт, новые педагогические технологии, «новая школа». А я снова вхожу в класс, меня ждут они - дети нового поколения, поколения компьютеров, смартфонов, интернета. Те, для которых и «новая школа», и новый Стандарт, и современные технологии. …