Читая Ю.Коваля...

Соловьева Лариса Николаевна

  Читаю Ю.Коваля и верю ему.  Верю  прежде всего в его любовь к месту, с которым связала его судьба, и плыву вместе с ним по волнам его памяти… по реке Сестре. Там начинается повесть «От Красных ворот». Повествование разворачивается неспешно и как снежный ком- каждый новый виток – повторение пройденного пути плюс ещё что-то, что уже в поле зрения, но ещё не совсем ясно очерчено…

                 «Собачонка бежала по берегу, а мы с Борей плыли по реке.

Я ленился. Боря спешил, собачонка бежала».  Сколько сказано, написано о детстве! Кажется, и удивить-то ничем невозможно! Сюжет незамысловатый:  в жизни мальчишки появляется собачонка, вот  она занимает место старшего брата, который женится и уходит жить к своей невесте, затем   слабый ученик превращается в способного  благодаря гениальному учителю;  далее он поступает в институт, но при этом рядом, у его ботинка,  двигается собака по кличке Милорд, образованной от Миледи, собака,  временами летающая, но всегда возвращающаяся к тому самому ботинку… Даже после тяжких испытаний – укуса змеи и ветеринарной иглы…  И вот однажды она пропала. Её увели. Всё!

Но как же много осталось того, что не легло в сюжетную канву, но стало той атмосферой, той музыкой, которая  звучит и переполняет вас, когда вы читаете  Ю.Коваля!  Дом детства… Он у каждого свой - такой родной и неповторимый. Семья – круг самых близких и важных людей, которых как  будто знаешь, как самого себя… Двор, окружение – те необходимые и навсегда родные люди, без существования которых детство уже непредставимо… События, которые потрясают своей значимостью…

 В этом рассказе детство героя проходит в доме у Красных ворот – в сером, шестиэтажном ,эпохи модернизма. В доме – у станции Красные ворота, названной, очевидно, как ворота под землю, с чем никак не мог согласиться герой – ворота были и «встали над метро и над нашим домом» - это были ворота в детство!   Семья – брат Боря, с его ласковой улыбкой, отец, не любивший домашних животных, кроме лошадей, - лаконично  произнёсший: «Сам» - реакция на появление пса в квартире. Вся эта московская шантрапа – участники свадьбы – необыкновенно колоритны и незабываемы, потому что описаны с такой пронзительной любовью, с такой достоверностью , без всякой позы и пафоса, что веришь каждому слову и звуку. А звучат песни тех лет: «Мальчик весёлый из Карабаха...»,  «Тёмная ночь», «Бесамемуча»…

В рассказе много юмора , и это ещё одна причина, почему его следует читать.  Я бы даже сказала, что лиризм и юмор делают это повествование воздушным и невесомым. Вот,  например, как описывает автор свои размышления по поводу характера неожиданно появившейся собачонки: «И я ждал, размышляя: совпадает ли Милорд с широтой моих собачьих воззрений? Не шампиньончик ли он?» «Не обещал ли я ему чего-нибудь лишнего, когда исторгал  этот немыслимый звук?» ( «Пцу-пцу»).

Проблема образования. В  рассказе она представлена учителем Протопоповым, который превращал двоечника в троечника - почти мгновенно.  Картина его появления , описанная  со слов брата Бори, - почти сюрреалистическая: это было явление Учителя , Наставника и Воина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon коваль31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                 

  Читаю Ю.Коваля и верю ему.  Верю  прежде всего в его любовь к месту, с которым связала его судьба, и плыву вместе с ним по волнам его памяти… по реке Сестре. Там начинается повесть «От Красных ворот». Повествование разворачивается неспешно и как снежный ком- каждый новый виток – повторение пройденного пути плюс ещё что-то, что уже в поле зрения, но ещё не совсем ясно очерчено…

                 «Собачонка бежала по берегу, а мы с Борей плыли по реке.

Я ленился. Боря спешил, собачонка бежала».  Сколько сказано, написано о детстве! Кажется, и удивить-то ничем невозможно! Сюжет незамысловатый:  в жизни мальчишки появляется собачонка, вот  она занимает место старшего брата, который женится и уходит жить к своей невесте, затем   слабый ученик превращается в способного  благодаря гениальному учителю;  далее он поступает в институт, но при этом рядом, у его ботинка,  двигается собака по кличке Милорд, образованной от Миледи, собака,  временами летающая, но всегда возвращающаяся к тому самому ботинку… Даже после тяжких испытаний – укуса змеи и ветеринарной иглы…  И вот однажды она пропала. Её увели. Всё!

Но как же много осталось того, что не легло в сюжетную канву, но стало той атмосферой, той музыкой, которая  звучит и переполняет вас, когда вы читаете  Ю.Коваля!  Дом детства… Он у каждого свой - такой родной и неповторимый. Семья – круг самых близких и важных людей, которых как  будто знаешь, как самого себя… Двор, окружение – те необходимые и навсегда родные люди, без существования которых детство уже непредставимо… События, которые потрясают своей значимостью…

 В этом рассказе детство героя проходит в доме у Красных ворот – в сером, шестиэтажном ,эпохи модернизма. В доме – у станции Красные ворота, названной, очевидно, как ворота под землю, с чем никак не мог согласиться герой – ворота были и «встали над метро и над нашим домом» - это были ворота в детство!   Семья – брат Боря, с его ласковой улыбкой, отец, не любивший домашних животных, кроме лошадей, - лаконично  произнёсший: «Сам» - реакция на появление пса в квартире. Вся эта московская шантрапа – участники свадьбы – необыкновенно колоритны и незабываемы, потому что описаны с такой пронзительной любовью, с такой достоверностью , без всякой позы и пафоса, что веришь каждому слову и звуку. А звучат песни тех лет: «Мальчик весёлый из Карабаха...»,  «Тёмная ночь», «Бесамемуча»…

В рассказе много юмора , и это ещё одна причина, почему его следует читать.  Я бы даже сказала, что лиризм и юмор делают это повествование воздушным и невесомым. Вот,  например, как описывает автор свои размышления по поводу характера неожиданно появившейся собачонки: «И я ждал, размышляя: совпадает ли Милорд с широтой моих собачьих воззрений? Не шампиньончик ли он?» «Не обещал ли я ему чего-нибудь лишнего, когда исторгал  этот немыслимый звук?» ( «Пцу-пцу»).

Проблема образования. В  рассказе она представлена учителем Протопоповым, который превращал двоечника в троечника - почти мгновенно.  Картина его появления , описанная  со слов брата Бори, - почти сюрреалистическая: это было явление Учителя , Наставника и Воина.