Концепция

Просветова Наталья Александровна

                              ЭСТЕТИ­ЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ                               

 ТЕМА КОНЦЕПЦИИ:

 

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИ­ЧЕСКИХ ЧУВСТВ, ПОНИМАНИЕ ПРЕ­КРАСНОГО, ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К ИСКУССТВУ. ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ЕГО ПРИРОДЕ, БЕРЕЖНОГО   ОТНОШЕНИЯ   К   НЕЙ, СТРЕМЛЕНИЕ СВОИМ ТРУДОМ СОЗ­ДАВАТЬ ВОКРУГ СЕБЯ  КРАСОТУ»

                                                                                             

      Эстетическое воспитание детей - очень сложный процесс, требующий от всех, кто причастен к воспитанию: педагогов, родителей, обществен­ности - художественных знаний, культуры, хорошего вкуса. Далеко не все воспитатели обладают этими качествами, им требуется большая, настойчивая работа, которая нередко влечёт за собой коренную перестройку собственных взглядов и вкусов. Тот, кто равнодушен к окружающему окажется немым перед своими учениками и не только не поможет развиться их естественной чуткости к красоте, потребности выразить свои чувства в образах, но, наоборот, скуёт их фантазию, поведёт детей в их творчестве по неверному пути. Повышение собственной эстетической культуры помогает мне сделать жизнь детей интереснее и богаче, направить ребёнка на сознательное, образное восприятие окружающего.

    Творческая деятельность детей - один из наиболее существенных моментов эстетического воспитания : важно научить детей не только чувствовать красоту окружающего мира, в но и передавать свои впечатления в рисунке, лепке, в декоративно - прикладной деятельности. В руководстве художественным творчеством детей особенно нужен большой такт со стороны взрослого. Эстетически воспитанному педагогу  легче  найти правильное соотношение между руководством деятельности детей и предоставлением им свободы творческого решения. Навязывание чужого решения лишает ребёнка возможности выразить в рисунке, лепке, аппликации собственные впечатления об окружающем мире, т.е. мешает самому главному - развитию художественно - творческих способностей ребёнка, развитию его творческой индивидуальности.

     Для того чтобы умело руководить художественным развитием детей, воспитатель должен сам владеть элементарными навыками рисования, лепки, аппликации.

Мне приходиться постоянно заниматься рисунком и живописью, лепкой и аппликацией, чтобы творчески руководить изобразительной деятельностью детей, учить их находить интересные композиционные решения, красивые цветовые сочетания, передавать характерные свойства формы, развивать у детей эстетическое восприятие окружающего. Рисуя и занимаясь лепкой в свободное время, я могу выбрать для изображения наиболее интересные предметы, темы, дать им яркую характеристику, подсказать отдельные приёмы изображения, подобрать наиболее выразительные материалы. Для меня важно не только научить детей видеть и ценить красоту окружающей жизни, природы, произведений искусства, но и воспитывать стремление к красоте, желание создавать и поддерживать её дома, в школе. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Нарисовав событие, ему потом легче рассказать о нём, поэтому рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать.

    Различные методы и приёмы изобразительной деятельности формируют творческие способности детей, развивают их воображение.

Больше всего дети любят рисовать в нетрадиционных техниках, которые не требуют кропотливых, однообразных движений, они помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. А  главное, нетрадиционные  техники  рисования дают  ребёнку  возможность удивляться и радоваться миру.  Дайте  ребёнку  свободу и пусть творчество доставит ему огромную радость. Одна из основных целей моей педагогической деятельности - развитие у детей творческих способностей. Творчество пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

     Я убеждена, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями и я стремлюсь пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться... сделать первые в творчестве шаги для радостной, счастливой и наполненной жизни. Так порой считают, что не все способны заниматься тем или иным видом художественного творчества, что подобное увлечение - привилегия избранных, особо одарённых людей. Это неверно. В той или иной степени художественные способности имеются у всех, надо только их развивать.  Мне очень   близка    позиция   Г.С.Батищева, он    считает:  " Настолько человек одарён, насколько он сохранил в себе детство "...   Важно  иметь способность удивляться  миру  и жизни. Человек, умеющий видеть! Это прекрасно! Надо с раннего детства воспитывать в детях это великолепное качество - умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Приучаясь с детства видеть красоты природы, ребёнок приобретает великолепное умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его.

   Одной из основополагающих моей концепции является воспитание любви к родному краю, его природе, бережного отношения к ней...

Хочу задать вопрос : - Вы любите природу? Той задумчивой, немножко грустной любовью, которая заставляет вас долго стоять у полотен Шишкина, Левитана, Айвазовского, зачитываться произведениями Тургенева, Пришвина? Любите ли вы природу той бесконечной любовью, которая увести по нехоженым тропам за сотни и тысячи километров через горы и степи, через пустыни и тайгу? Любите ли вы природу - частицу своей Родины - той любовью, которая в решительную минуту суровых испытаний станет одним из источников подлинного героизма? Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проникновением в мир чудесной мечты, в мир где стирается грань между мечтой и действительностью. В этой мечте черпает человек новые силы для свершения реальных грандиозных дел, граничащих с фантастикой. Не спорю, каждый человек видит природу по-своему. Один видит её через восприятия великих мастеров кисти, музыки, слова, другой может часами любоваться бушующим морем и с широко раскрытыми от восторга глазами стоять на прибрежной скале, подставив свою непокрытую голову ураганным порывам ветра, несущим клочья морской пены и горько-солёные брызги. Да, и не всем удаётся приобщаться к природе такими путями. Случается, человек дальше своей деревушки с её берёзовыми рощами и сосновыми борами нигде не бывал, но для него прелесть родного края заключена в тихом шелесте листьев берёзовых перелесков, в багрянце осенних опушек, в мареве утренних и вечерних зорь на водохранилище, в ночных соловьиных перезвонах. Неисчерпаемыми красотами дарит природа того, кто умеет её видеть, видеть не только то, что бросается в глаза, но и то , что можно увидеть, познать, заглянув в природу глубже, присмотревшись к ней пристальным взглядом искателя. Вот и передо мной стоит задача воспитания у детей эмоционального отношения к явлениям природы, развитие наблюдательности на прогулках, экскурсиях в лес, на луг, в разные времена года, обращать внимание детей на красоту окружающей природы (окраску листьев, цвет неба, причудливость форм растительного мира ).                               

     Приведу пример:

Корчевали дерево, уже старое, ненужное. Пень с перепутавшимися корнями стащили в карьер, что, кажется, может увидеть человек в этом мёртвом дереве? Но пришёл к нему искатель с руками умельца-волшебника и душой мечтателя, пришёл и увидел среди засохших, скрюченных корней рогатую и бородатую голову Лешего или сгорбленную старостью Бабу-ягу. Умершая природа получила вторую жизнь в творчестве человека. Настоящая, искренняя, глубокая любовь к природе несовместима с эгоизмом, чёрствостью, стяжательством. Мир русской сказки тысячами нитей, корней уходит в чудеса природы, в глубину таинственного дремучего леса, в глубину человеческих чувств. В сказках Добро всегда господствует над Злом. В поиске творческого замысла, который можно коротко определить практическим понятием " что и как" сделать, основное - это стремление воспитать, развить в детях положительные качества, эстетическое чувство, воспитать трудолюбие. Поиск творческой идеи, замысла - это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в школе, творческими и техническими возможностями. В процессе формирования представления об окружающем мире, накопления жизненного опыта у детей постоянно возникают вопросы: " Каким надо быть? Что такое хорошо и что такое плохо? Что красиво и что не красиво? ". Таким образом ,у детей формируется основа их будущего морально-нравственного облика, и моя задача - всеми формами и методами воздействия, в том числе и через изобразительное искусство, помочь им находить правильные ответы.

     ПОИСК ИДЕИ, ЗАМЫСЛА БУДУЩИХ РАБОТ - ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНЫЙ ЭТАП В МОЕЙ РАБОТЕ, ПОМОГАЮЩИЙ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, СМЕКАЛКУ, ФАНТАЗИЮ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

     Природа - лучший учитель, она учит целесообразности и гармонии. Каждый человек способен найти в природе новое, необычное и прекрасное. Но чтобы передать своё впечатление от прекрасного, свой восторг, необходимо владеть изобразительными средствами, уметь говорить на языке искусства. Именно практические занятия рисунком и живописью дают возможность овладеть изобразительным языком, раскрывают широкие возможности познания прекрасного в жизни, развития эмоционально-эстетического отношения к действительности, к произведениям искусства.    На    своих занятиях я учу детей рисованию различными  материалами, выражению своих замыслов графическими и живописными средствами. В результате непосредственной практики в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развивается зрительная память,  наблюдательность,    точность   глазомера,   моторика   руки,  тонкое зрительное восприятие  цвета, которые необходимы людям разных профессий: агроному, инженеру, медику. На занятиях изобразительного искусства дети получают   конкретные   знания  и  умения,    знакомятся     с новейшими технологиями. Ведь рисунок - важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего изобразительного искусства.

          Один из величайших художников прошлого - МИКЕЛАНДЖЕЛО, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что " рисунок…есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки". Вот например, что писал нам прославленный авиаконструктор А.С.Яковлев:" И ещё за одно я благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге". Для художника же рисунок - это лучшая школа, которая учит его видеть, т. е. пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное.  Живопись - это не только написанные масляными красками и вставленные в багетные рамы картины, которыми мы любуемся в музеях. Понятие живописи шире и охватывает самые разнообразные техники, например живопись различными водяными красками - темперой, гуашью, акварелью. Есть живопись, даже переходящая в подкрашенный рисунок (пастель), есть живопись – полугравюра  (монотипия ). Всё это станковая живопись, т.е. выполняемая на станке (мольберте). Существует и монументальная живопись. Её образцы мы нередко видим на стенах зданий. Такая живопись часто выполняется в специфической технике - красками, разведёнными на известковом " молоке ", по свежей сырой штукатурке ( фреска ). Есть и такая своеобразная монументальная живопись, где совсем обходятся без красок, изображение делают разноцветных кусочков различных материалов (мозаика), и " световая " живопись - цветные просвечивающиеся насквозь картины из стекла (витраж). Занимаясь изобразительным искусством, человек не только овладевает практическими навыками художника, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не пригодились умение рисовать, способность чувствовать объёмную форму и цвет. Человек любой профессии работает успешнее, если он владеет средствами изобразительного искусства. Многие выдающиеся люди, прославившие себя отнюдь не в области изобразительного искусства, обращались к нему с увлечением и любовью. Это им помогало делать важные открытия, создавать замечательные литературные произведения или сценические образы. Так великий русский артист Фёдор Шаляпин в набросках создавал образы тех действующих лиц, которых ему надо было исполнять, и по этим рисункам гримировался. Даже если ребёнок не станет художником, изобразительное искусство будет другом и помощником," второй профессией ", не только способствующей успеху в основной деятельности, но и дающей прекрасную разрядку и активный отдых. Время, отданное художественному творчеству, будет потрачено не зря. Эта работа оставит заметный след в духовной жизни ребёнка. На пути к мастерству не надо обольщаться похвалами окружающих - только упорная, настойчивая работа и самодисциплина приведут к успеху. Иногда мы склонны восхищаться непосредственностью, " не испорченностью " иных самодеятельных художников, приходя в восторг от наивных рисунков и считая, что им, нет никакой надобности учиться.  Но дети - юные художники не могут разделять такую точку зрения, они, несомненно, захотят получить все те знания, которые постепенно позволят им подняться до подлинного мастерства.

      Истинное направление в искусстве - реализм. Реалистическое искусство - это окно в мир, через него художник видит героическое и будничное, прошлое и настоящее, удивительное и обыденное, печальное и радостное. Оно не ограничивает творчества художников. Посмотрите, как различно изображали море Айвазовский и Хокусаи, как не похожи портреты, исполненные Репиным и Кончаловским, или пейзажи Шишкина и Сарьяна! Но все эти разные произведения полны поэзии, очарования, глубокого проникновения в суть изображаемого. Реалистическому искусству присуще огромное развитие способов выражения, неограниченные возможности поисков, бесконечный простор для развития творческой индивидуальности.  Устойчивой популярностью у учащихся пользуются занятия различными видами декоративно-прикладного искусства, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками.

       Декоративно-прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоническому развитию. Взяв в руки кисть, глину, резец сделав первые мазок, фигурку, узор, воспитанник испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создавать такие вещи, казавшиеся ранее не рукотворными. Он становится участником увлекательного процесса по созданию полезных и красивых изделий. Занятия декоративно-прикладным искусством настолько увлекательны, что не возникает   желания  заниматься пустым времяпрепровождением. Велико значение для духовного развития школьников знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на зрителей. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Следует обратить внимание на то, что народные мастера не ездили за сырьём на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками.

     "Когда народ творит...создаёт свою художественную культуру, своё декоративное искусство...он пользуется тем, что даёт окружающая среда, - естественными ресурсами: у кого под руками дерево - деревом, у кого под руками камень - камнем, у кого под руками кость - костью и т. д." - писал А.Б.Салтыков. Этот принцип - обработка материалов, которые находятся рядом, - красной нитью проходит и у меня на уроках. Это и солома для занятий аппликацией,, а глина для керамических изделий .игрушек (у нас проще всего найти ), лоза для всевозможных плетений и древесина ( в том числе сучки, ветви, различные коряги ).

    Свои изделия показываем на выставках в селе, в районе, в области. Выставка заканчивала свою работу, а детское творчество, продолжало привлекать к себе внимание  проходивших мимо. Я очень хорошо понимаю, что ребёнок пришёл на занятие, чтобы учиться, и я стараюсь его учить, развивая эстетический вкус, воспитывая художественную культуру, стараюсь последовательно учить ребёнка изобразительной грамоте, как учат его чтению и письму.                                                         

    " Художник - педагог может научить своего ученика только тому, чем он сам владеет, что знает, во что верит, чему предан. Отсутствие теоретических знаний и профессионального мастерства в педагогической работе не допустимо " - считал   И.Е.Репин. В преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда необходимо оживить урок, внести какие-то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданной обстановкой. В этой ситуации учителя можно сравнить с композитором. Как композитор при импровизации во время звучания первых аккордов начинает создавать и развивать мелодию, искать новое, наиболее красивое и выразительное звучание, так и преподаватель часто во время изложения материала перестраивает учебный процесс, согласуя его с реакцией класса, он начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения материала. Вот это умение владеть учебным процессом, умение во время, а иногда экспромтом, перестроить свой урок и требует особого искусства. Для меня важно быть находчивой, не выпускать воспитанников из поля зрения, всё время привлекать их внимание к основной теме урока, комбинируя теоретическое изложение с показом иллюстративного материала. Даже тогда когда я нахожу удачный педагогический приём, вынуждена каждый раз его творчески разнообразить. И как тут не вспомнить мудрые слова П.П.Чистякова : " Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте её сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что... Всё, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает. Нужно жить, шевелиться, хотя на одном месте, да шевелиться".

     Моя работа полна захватывающего интереса и приносит мне огромное наслаждение. Конечно, бывают взлёты творческой фантазии, вдохновение, радости и огорчения. Но высокая цель делает мой труд желанным и необходимым.  Стремясь передать ребятам радость творчества, научить их своими  руками создавать красоту, я сама познаю прелесть искусства воспитания, его неисчерпаемые возможности; испытываю наслаждение от управления процессом, от силы его воздействия; радуюсь малейшему успеху своего воспитанника, его способности воспринимать, познавать и творить.

     НО САМОЕ ГЛАВНОЕ Я ЛЮБЛЮ СВОЁ ДЕЛО.

Воплощая     в    жизнь одно из основных   положений своей концепции - стремление  своим   трудом создавать вокруг себя красоту... я  стремлюсь  вооружить  школьников умениями и  навыками при  работе с различным  материалом   ( бумага, краски, карандаши , уголь, мелки, пластилин, папье-маше и т. д.) мои  занятия помогают  им осознать свою силу творца,  способного  подчинить  своей  воле  эти  материалы,     дают возможность взглянуть на  окружающий  мир глазами   созидателя, а не потребителя. Они  будят интеллектуальную и творческую активность, учат читать рисунки, чертежи, планировать свою творческую деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждый рисунок, игрушка, открытка т. е. их облик в совокупности с художественной отделкой, имеет своё индивидуальное лицо. И дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать, потому что "стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества ", считал Л.С.Выготский и я полностью с ним согласна. Сколько радости и удовольствия получает ребёнок, когда на листе бумаги; в его руках; оживают обычные, казалось бы, вещи. На всех занятиях поддерживаю устойчивый интерес, убеждаю детей, что искусство не забава, не развлечение, а серьёзный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. И пусть их работы далеко не произведения искусства, но они воспитывают в самих детях доброту и искренность, трудолюбие и любознательность, уважение к личности и чувство прекрасного. И если работы мастеров, художников приносят в наш дом что-то близкое от лесной чащи и цветущих лугов, жаркого сенокоса и звона птичьих голосов, то детские работы - искренность и непосредственность, открытость и задумчивость, милую наивность детского видения мира, чистоту и щедрость маленького, но так много вбирающего в себя сердца, что-то удивительно тёплое, близкое и родное каждому человеку.

   Всё, чем я занимаюсь на своих занятиях, готовит ребёнка к жизни, труду, независимо от того, будет ли он учителем, врачом, инженером или художником.

     ПОЭТОМУ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО ГЛУБЖЕ ОСОЗНАТЬ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, ЯСНЕЕ МЫСЛИТЬ И ГЛУБЖЕ ЧУВСТВОВАТЬ; ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЭТО ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ СДЕЛАТЬ СРЕДСТВОМ ПОЗНАНИЯ ДРУГИХ.СРЕДСТВОМ БОЛЕЕ ТЕСНОГО СБЛИЖЕНИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ...