Аннотация

Барвенок Людмила Дмитриевна

Аннотация к программе дополнительного образования «Бисероплетение»

Пояснительная записка.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ гл.1 ст.2 п.4).

Новизна программы.

Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.

Программа нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. На первоначальном уровне обучения не используется трудоемкая техника бисероплетения, а применяются методы плетения, доступные детям младшего школьного возраста. В этом и заключается новизна программы.

Актуальность программы.

Бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя и предметы быта, человек рассказывает тем самым о себе – о своем характере, привычках, вкусах, навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека.

Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся.

Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа, но и современных направлений развития искусства бисероплетения. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать искусство как духовную летопись человечества, а современная направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире искусства.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как:

- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;

- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;

- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;

- общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других людей;

  - внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо большое усердие и внимание при работе;

- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами  развивают психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.

 

Педагогическая целесообразность.

 

           Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.

Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.

За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого.

Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Отличительные особенности.

Данная программа отличается от аналогичных программ тем, что она направлена не только на освоение детьми знаний и умений по изготовлению поделок из бисера, но и на изучение  разнообразных видов работ с бисером (начиная с простых плоских фигурок животных и заканчивая сложными изделиями). Техники плетения( начиная с плоского параллельного плетения и заканчивая дуговым и петельным).

Отличает данную программу еще и то, что по ней могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.

Уделяется большое внимание пропаганде данного вида народного творчества через выставки, конкурсы и мастер-классы.

Цель: создать условия для самореализации личности ребенка, раскрыть творческий потенциал посредством создания уникальных изделий из бисера.

 

Задачи:

Образовательные:

- овладеть основами бисероплетения;

- овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера;

- расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения;

- обучиться различным техникам бисероплетения;

- сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.

Развивающие:

- развивать моторные навыки;

- сформировать эстетический и художественный вкус;

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;

- повышать общий интеллектуальный уровень;

- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;

- способствовать расширению кругозора;

- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.

 

Воспитательные:

- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;

- обеспечить доведение начатого дела до конца;

- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;

- воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;

- формировать общую культуру обучающихся;

- содействовать организации содержательного досуга;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся.

Предполагаемые результаты.

После окончания первого года обучения учащиеся

Должны знать:

  • что такое бисер, различать разные виды бисера (круглый, рубленый, стеклярус);
  • инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе с бисером;
  • правила безопасности труда и личной гигиены;
  • техники бисероплетения (плетение  «в одну» и «в две нити», «простое параллельное плетение, объемное плетение);
  • способы наращивания и закрепления нити; прикрепление фурнитуры;

 Должны уметь:

  • правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • владеть изученными техниками бисероплетения;
  • уметь изготавливать простые изделия из бисера;
  • уметь работать со схемой будущего изделия (разбираться в направлении движения нитей, подбирать цветовые сочетания).

                 

После окончания второго года обучения учащиеся

Должны знать:

  • материалы первого года обучения;
  • основные техники бисерного рукоделия – простые и сложные, способы их комбинирования;
  • разные формы работы с бисером;
  • способы сочетания бисера с другими видами декоративно - прикладного творчества.

         Должны уметь:

  • правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • изготавливать сложные украшения из бисера;
  • владеть технологией работы с бисером (пришивать замок к готовому изделию);
  • комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;
  • «читать» схему будущего изделия (разбираться в направлении движения иголок, количестве рабочих нитей, расположении бисеринок – «связок»;
  • узнавать виды плетения в готовом изделии.

                

После окончания третьего года обучения учащиеся

          Должны знать:

  • материал второго года обучения;
  • основы композиции и цветоведения;
  • основы ткачества и вышивки бисером;
  • правила ухода и хранения изделий из бисера;

          Должны уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • составлять композиции согласно правилам;
  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и

       альбомов по бисероплетению, иструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;

  • «читать» схемы, разбираться в количестве рабочих нитей, расположении бисеринок - «связок».

Работы учащихся второго и третьего  года обучения должны отличаться аккуратностью и высоким качеством исполнения. Обучающиеся должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности.

Условия реализации программы.

Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие:

Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными  техниками работы с бисером, а  так же иметь определенную технику педагогических действий.

Дидактические: необходимо создание по каждой теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности бисероплетению.

Материально-технические: необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое, наличие необходимых инструментов и материалов.

     Программа рассчитана на 3 года обучения.