Семинар "Развитие дополнительного образования в сфере технического творчества"

Мягков Сергей Васильевич

              Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования в соответствие с планом - графиком ГБОУ ДПО НИРО на 2018 год в форме стажировки провело курсы повышения квалификации на тему "Развитие дополнительного образования в сфере технического творчества".

             13 ноября на базе структурного подразделения детского клуба "Юный авиатор" МБУ ДО "ЦДТ Автозаводского района" города Нижнего Новгорода состоялся семинар директоров и руководителей структурных подразделений города Нижнего Новгорода и области. Педагогам был продемонстрирован опыт клуба "Юный авиатор" по реализации программ технической направленности.   Акцентировалось внимание педагогов на технологическое образование учащихся, развитие интереса у детей к техническому творчеству, проектирование и самостоятельное изготовление детьми технических моделей. Приведены примеры использования проектного метода в работе авиамодельного объединения клуба «Юный авиатор» МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района».

          Занятия в творческом объединении с детства дают возможность ребёнку прикоснуться к миру техники, способствуют развитию творческих способностей, мышления ребенка как будущего инженера, стремления к познанию, включая в социально полезную деятельность, направленную на профессиональное и личностное самоопределение детей. Обучаясь по программе начального уровня «Крылья мечты» обучающиеся, параллельно с первыми навыками конструирования и постройкой летающих моделей, получают знания о профессиях, связанных с авиацией и конструированием самолётов, изучают историю Российской авиации. Подготовка обучающихся проводится путем привлечения их к техническому творчеству как проектировщиков, разработчиков новых конструкций и схем летательных аппаратов, а не репродуктивных исполнителей давно существующих моделей, стендов и устройств. После постройки своих первых моделей по готовым шаблонам и их испытаниям, обучающимся даётся возможность вносить в конструкцию изменения, используя полученные на занятиях знания. На основе результатов  испытательных запусков моделей, у детей появляется возможность и необходимость делать выводы по особенностям регулировки, управления и доводке конструкции модели для достижения высокого результата.

         Программа «Экспериментальный авиамоделизм» более углублённо знакомит обучающихся с конструкцией самолётов не только классических схем, но с самолётами необычных конструкций, даёт более обширные знания по основам аэродинамики полета, что позволяет обучающимся проектировать модели самолётов, которых ещё нет в большой авиации. Важным звеном в цепочке обучения проектированию моделей является получение обучающимися навыков составления чертежей и технологических карт. Построение авиамодели сталкивает моделиста не с разрозненными науками, а с явным их взаимодействием. Следующим этапом после проектирования, постройки и испытания моделей является анализ и систематизация полученных результатов. На основе собранного материала, учащиеся делают презентации для выступления на научно–практических конференциях, участия в конкурсах, соревнованиях. Связанная с преодолением трудностей работа по проектированию и изготовлению авиамодели, воспитывает у обучающихся трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера. Длительный и тщательный процесс подготовки оправдан: высшая оценка этого труда профессиональным жюри – поступление вне конкурса в профильные учебные заведения.

        Конечными результатами технологического образования можно считать повышение уровня социальной устойчивости и конкурентоспособности выпускников на рынке труда, их готовность к профессиональному обучению и развитию на протяжении всего периода профессиональной деятельности.