Моя Малая Родина. Сочинение Чыргал Динары. 11"В"

Чыргал Валентина Реповна

Мы с нашим классным руководителем побывали во многих красивых, священных местах нашей Тувы.С рождения каждый человек получает самое ценное, родное и незаменимое – Родину. Это место где нам хорошо, приятно и вольно, где мы всегда можем быть самими собой. Недаром слова «родина» и «родной» схожи по звучанию. Моя Родина – Россия – великая, могущая страна, а малая Родина – село Самагалтай. Это замечательное место, мой уютный уголок, богатый природными и культурными ценностями, знаменитыми людьми и историческими событиями. Я хочу написать о прошлом, настоящем и поразмышлять о предстоящем будущем своей малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_dinara_malaya_rodina.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение.

Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины.

Не зная прошлое своей Родины,

невозможно узнать её будущее.

Не зная историю своей малой Родины,

невозможно знать историю

своего государства, своей России.

      С рождения каждый человек получает самое ценное, родное и незаменимое – Родину. Это место где нам хорошо, приятно и вольно, где мы всегда можем быть самими собой. Недаром слова «родина» и «родной» схожи по звучанию. Моя Родина – Россия – великая, могущая страна, а малая Родина – село Самагалтай. Это замечательное место, мой уютный уголок, богатый природными и культурными ценностями, знаменитыми людьми и историческими событиями. Я хочу написать о прошлом, настоящем и поразмышлять о предстоящем будущем своей малой родины.

     Моя семья всегда учила меня любить родину, интересоваться её историей, традициями, достопримечательностями, любить её природу, гордиться ею и защищать.  Моя малая родина – один из старейших сел Тувы. Самагалтай до 1921 года была столицей Тувы. В XVIII веке духовным центром Амбын-Нойонов, верховных правителей Тувы, хранителем их печатей также являлся Самагалтай. Связь, торговля с Китаем и Монголией проходила через Амбын-Нойонов, поэтому через мое село проходил «великий шелковый путь». Как известно, этот путь соединял Восток с остальными частями света в плане торговли. А также именно в Самагалтае в 1914 году было принято решение о принятии Тувой протектората России, сыгравшее решающую роль в дальнейшей судьбе тувинского народа.

     С каждым годом все больше интересуясь прошлым моего села, я узнала, что оно славится не только богатой историей, но и знаменитыми людьми, прославленные во всей Туве и за её пределами. Здесь жил и работал Герой Советского союза – Хомушку Чургуй-оол. Отсюда начинался трудовой путь художника Сергея Ланзы, ученых Александра Кунаа, Юрия Аранчына, исследователя Антарктиды, полярника Владимира Чооду и многих других. В их честь названы главные улицы села. Моя семья много рассказывала мне об этих выдающихся людей, которые создали историю моего села и учила брать с них пример и стремиться соответствовать. Одна из центральных улиц названа в честь братьев Шумовых – воинов прославленного минометного расчета, воспетых в поэме «Россия» талантливым русским поэтом Александром Прокофьевым. На этой улице воздвигнут памятник фронтовикам-землякам, сражавшихся в Великой Отечественной войне. На белой мраморной стеле вписаны имена всех добровольцев-фронтовиков из Тес-Хемского района. Тес-Хемцы каждый год чтят память героев в День Победы. Вот такое прошлое у моей малой Родины.

     Помимо прошлого я изучала природу своего села. «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя», - говорил римский философ Сенека.  С самого раннего детства мне говорили о бережном отношении к родной земле, учили меня ценить богатство нашей природы. Я люблю свое село и горжусь им.  Оно выделяется своей неповторимой природой и удивительно красивыми ландшафтами. В нем есть места, которые восхищают людей своей неповторимостью. Это леса, невысокие горы, просторные степи, речки, озера и аржааны, знаменитые своими лечебными свойствами. Из всех этих прекрасных мест, я хочу написать о Теве-Хая (Верблюд-Скала) и о перевале Калдак-Хамар, про которых я много знаю из рассказов старших людей.

     Теве-Хая (Верблюд-Скала) расположен вокруг лесов, равнин и небольших гор, на склоне горы Улуг-Хайыракан. В Туве несколько скал носят название Теве-Хая, но ни одна из них не имеет такого поразительного сходства с живым оригиналом, который имеется у Теве-Хая Самагалтая. Действительно, эту скалу не отличить от настоящего верблюда. Посмотрев на него, можно познать величие природы – то, что природа сотворила из глыб камней поражает сознание. В детстве, впервые увидев Теве-Хая, я задалась вопросом: «Насколько могущественна природа, что она одаривает скале такие очертания настоящего верблюда?»

     По сути Калдак и Хамар – это два разных места. Калдак – река, а Хамар – перевал. До 1940-х годов дорога проходила через крутой перевал Хамар. Строительство дороги через перевал Калдак-Хамар – значительное событие в истории района. Эта дорога соединяла мое село с остальной республикой. Путь через перевал стала символом героического труда и единения тувинского народа. В течение двух лет араты, сменяя друг друга, вручную валили лес, расчищали таежный бурелом и скальную дорогу, чтобы появилась современная автотрасса.

     В живописном уголке дороги установлена памятная стела, напоминающая о трудовом подвиге тувинских аратов. Перевал Калдак-Хамар считается одним из священных мест Тес-Хемского района.

     На левой стороне дороги величаво стоит Субурган, а на правой стороне дороги деревья украшены разноцветными кусочками ткани. Это – традиция народа, поклонение родной земле. Каждый человек, проезжая через перевал, по традиции должен помолиться, желая всем счастливого пути.

      Каждая страна, каждый город и каждое село имеет свои обычаи и традиции, события и праздники. Традиции моего села по-своему интересны и имеют корни из прошлого. Каждое лето в начале июня в Самагалтае проходит большой праздник – Оваа дагыыры. Это священный обряд освящение горы Туглуга, передающееся из поколения в поколение. Как я помню, этот обряд проводят только мужчины, женщинам нельзя подниматься на гору. Обряд заканчивается всеобщим праздником с песнями, танцами, национальными играми – борьбой хуреш и конными скачками. Даже после такого насыщенного дня люди полны позитивной энергии, так как освещение горы Туглуга очищает от негативных последствий стрессов и пережитых проблем, а также исцеляет от всех болезней.

     Скачки в честь коня Эзир-Кара («Чёрный орёл») является одним из важных событий в жизни моей малой родины. Каждый год в разных сёлах моего района, в том числе в Самагалтае проводятся конные скачки в честь Эзир-Кара.Историю этого великого коня и его владельца я прочитала из музея села Белдир-Арыг. Хозяин Эзир-Кара Соян Санданмаа был самым передовым, образованным человеком и поклонником лошади. Он был председателем Торе-Хольского сумона (село), членом тувинской народной революционной партии, депутатом Тувинской Народной Республики. В архиве лежит документ такого содержания: «Соян Санданмаа с врагом народа Чурмит-Дажы вместе организовал контрреволюционную группу». По такому обвинению он и его конь расстреляны в 1939 году. Репрессированному коню Эзир-Кара поставлен памятник 10 июля 13 года в селе Кызыл-Чыраа недалеко от Самагалтая.

     Черный конь Сояна Санданмаа ещё в 1934-1935 годы занимал первые места на республиканских скачках в честь праздника Наадым. До 9 летнего его ни один скакун ни разу не обогнал. А прозвище присуждается, если конь займет первое место три раза подряд, таким образом коню присуждено прозвище «Эзир-Кара» - «Чёрный Орёл». Эзир-Кара был и остается непревзойденным скакуном в истории Тувы. Поэтому в народе о нем много воспоминаний, рассказов, стихов и песен. Как я помню, есть ансамбль песни и танца «Эзир-Кара», одноименна хореография Заслуженного артиста Республики Тыва А.В. Мандан-Хорлуу и народная песня «Эзир-Кара», которую я пела, когда ходила в детсад.

     Я могу любоваться всей красотой, что меня окружает. А вот сможет ли увидеть эту красоту наше будущее поколение? Я задумалась, а что же будет через 30-50 лет не только с моей малой родиной, но и с нашей планетой в целом? Ведь уже сейчас я могу наблюдать за тем, как истребляются леса, заброшены поля, загрязняются реки, сваливается мусор. Что останется после нас?

     Персонаж Лис из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Мы в ответе за тех, кого приручили», а мне хочется сказать: «Мы в ответе за родной край, в котором живем, за то место, где родились и выросли». Именно в руках нынешнего поколения лежит будущее села, города, республики, страны и планеты в целом. Мы, нынешнее поколение, не должны забывать прошлое родного края, её традиции, обычаи, праздники. Должны защищать всеми силами природу, памятники, ведь на наше место придут наши потомки, следующее поколение. Я еще подросток, но тоже могу многое сделать своей родине, например, самое элементарное – я могу не мусорить, следить за чистотой. Ведь всё начинается с мелочей.

     Как гласит известная тувинская пословица: «Стая сорок верблюда съест», так и наша сила в количестве. Если все больше людей будут думать о будущем, а также предпринимать меры для его сохранности, то наши потомки могут любоваться и гордиться тем, что будет их окружать.

     Мне очень дорога моя малая родина. Родина – это все для человека.