Использование информационных технологий в воспитательной работе.
Использование информационных технологий в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_turbina_n.p.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Турбина Н.П.
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический
университет имени И.Н. Ульянова»
Особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в школе
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в школе. Подобное обучение контролирует и оценивает процесс своей деятельности на своем уровне.
Ключевые слова: информационно - коммуникационные модели, индивидуальные особенности, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Учителя стремятся пользоваться ИКТ (равно как и другими новыми технологиями) по тем же причинам, по каким они пользуются ручками, книгами, тетрадями, картами, школьными досками и прочими инструментами обучения, - из желания как можно лучше делать свое дело, помочь своим ученикам лучше учиться. Учитель может применять ИКТ в профессиональных целях — как часть своей личной рабочей среды и/или инструментария, иногда даже не предоставляя ученикам доступа к ним. Однако наилучшие результаты достигаются, лишь когда обе стороны совместно работают с ИКТ как с общей, связывающей их средой и/или общим инструментарием.
Говоря более подробно, доступ к ИКТ могут иметь:
- только учитель;
- только ученики (скажем, в случае, когда учитель ничего в компьютерах не понимает);
- и учителя, и ученики - при использовании общей среды ИКТ (или перекрывающихся личных сред), в которой они будут непосредственно взаимодействовать друг с другом;
- и учитель, и ученики, но при этом каждый располагает своей средой и набором средств ИКТ. Учителям ИКТ могут служить для подготовки к занятиям или только для создания визуального и звукового сопровождения к теме занятия; ученики могут с помощью ИКТ исследовать и решать задачи (но не представлять полученные результаты, а сообщать их учителям в традиционной форме.
В школах, где уже практикуются два последних подхода, новые модели обучения развиваются быстро и продуктивно, хотя таких школ в мире пока не так много. В моделях используются следующие приемы:
- использование компьютеров во время письменных занятий;
- расширение спектра материалов, используемых при классных занятиях;
- обучение в ходе поиска информации и пр.
Самым очевидным примером простого и плодотворного применения ИКТ в школе является использование компьютеров во время письменных занятий, в частности, написания сочинений.
Сочетание обучения грамматике и творческой работы с текстовым редактором позволяет с самого начала перекинуть мост через пропасть, разделяющую технические и гуманитарные знания. Представление ваших собственных мыслей и собранной вами информации на суд читателей может стать либо завершающим этапом сочинения рассказа или создания научного проекта, либо основной частью журналистской деятельности, либо, например, начальной стадией кампании по сбору средств.
Процесс письма при наличии среды ИКТ разительно отличается от того же процесса в докомпьютерную эру. В контексте образования это различие имеет особенно важное значение. В традиционной модели ученик пишет сочинение, а учитель вносит в него поправки и дает ученику советы. При этом учащийся мало внимания уделяет поправкам и еще меньше советам. В контексте ИКТ мы можем реализовать иную модель, имеющую больше сходства с созданием серьезного текста взрослым человеком. В этом случае ученик имеет возможность, затратив адекватные усилия (не переписывая текст заново целиком), улучшить его и вновь вручить учителю, получить замечания и учесть их.
С точки зрения образования, процесс письма претерпевает изменения во всех своих аспектах, включая красивое написание текста, проверку правописания и, наконец, возможность устного ввода текста в компьютер. Само понятие письма радикально меняется в своих основных аспектах:
- процесс письма выходит за текстовые рамки, превращаясь в сочинение с одновременным использованием различных видов информации;
- линейная структура заменяется структурой с гиперсвязями;
- создание письменного произведения перестает быть чисто индивидуальным делом, оно включает в себя соединение множества фрагментов информации, накопленных человеческим сообществом;
- результат письма может быть достоянием многих, потенциально, через Интернет, всех жителей Земли, которым это может быть интересно;
- процесс письма может быть коллективным, в нем могут принять участие ученики класса, учащиеся других школ и многие другие;
- результат письма становится динамичным, он постоянно дорабатывается и изменяется.
ИКТ способны значительно облегчить учителям и ученикам получение материалов, которые им требуются в классе. Простейший пример — копировальная машина, позволяющая учителю размножить статьи, схемы и другие учебные материалы, получаемые из внешних источников, и раздать их ученикам.
Вспомогательный компьютерный инструментарий, такой как сканер, или цифровая фотокамера, дает учителям возможность добывать информацию из внешних источников, вводить ее в компьютер и пользоваться ею при разработке заданий для учащихся. Например, учитель может принести в класс актуальную статью, напечатанную в утренней газете, за несколько минут просканировать ее и в тот же день предложить ученикам прокомментировать статью, отредактировать ее или дополнить собственными письменными соображениями.
В свою очередь, и учащиеся в состоянии произвести интерактивный просмотр информации или электронные изыскания в содержащихся на компьютерных компакт-дисках базах данных и энциклопедиях, либо навести справки каким-то иным способом. Таким образом, новая техника не только обеспечивает доступ к более широкому диапазону образовательных ресурсов, но также предоставляет ученикам возможность приобретения навыка использования электронных средств получения информации и помогает развить исследовательские навыки.
Литература
1. Булин-Соколова Е.И Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений. - М.: ИНТ, ЦИТУО, 2008. - 35 с.
2. Луканкин Г.Л. Об инновационных процессах и использовании новых информационных технологий при подготовке учителей в педвузе. / Матер, научно-практической межд. конференции: Тенденции и стратегия непрерывного педобразования. Ч. 1. - Алма- Ата. - 2013.-С. 158-176.
3. Могилева В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.- Автореф. канд. дисс- М., 2001.-21 с.
4. Муранов А.А.Технологии в школе. LEGO и компьютер. // «Технологическое образование», международный специальный выпуск журнала «Информатика и образование», посвященный II международному конгрессу ЮНЕСКО. - М.: Информатика и образование, 1996.-С. 105-110.