Стратегии работы с родителями спортивно - одаренных детей в рамках проекта МАУДО ДЮСШ №6 «Будь спортивным здоровым успешным»

Комиссарова Татьяна Николаевна

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития спортивно-одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Одаренные  дети  рано  определяют  свой  профессиональный  путь,  который  не  всегда совпадает с мнением родителей. Если будущее ребенка - спорт, то ранняя специализация играет важную роль в развитии дарования. Набор методик и владение ими помогает педагогу выявить дарования ребенка и убедить в этом родителей.

Несмотря на то, что проблема спортивного отбора до настоящего времени получила большое развитие, ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена, как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям.

С 2014 года в МАУДО ДЮСШ №6 реализует проект: «Будь спортивным, здоровым, успешным», цель которого - проектирование и внедрение системы, обеспечивающей выявление и дальнейшее развитие одаренных детей в условиях детско-юношеской спортивной школы. Реализация проекта предполагает три этапа:

1.Диагностико-организационный этап (сентябрь – декабрь 2015 г.) разработка моделей и механизмов системы целенаправленного выявления, обучения и развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, развитие системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

2.Организационно-практический этап (2016 - 2019 гг.): реализация основных целей и задач. Перевод образовательного процесса на качественно новый подход к выявлению и сопровождению одаренных детей

3. Рефлексивно-обобщающий этап (сентябрь – декабрь 2019 г.): контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. Обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы, сборнике методических разработок.

Внедрение модели и механизмов выявления, поддержки и сопровождения спортивно - одаренных детей реально выполнимо в условиях образовательного учреждения в течение 4 лет (со 1 по 4 классы), хотя этот процесс является непрерывным.

Педагогическая стратегия развития одаренности спортсменов-пловцов включает четыре позиции.

  1. Повышение  педагогического мастерства тренеров-преподавателей.

Важным условием результативной и качественной образовательной деятельности является грамотная кадровая политика и наличие профессиональных кадров.

82% выпускников МАУДО ДЮСШ №6 продолжают  работу в качестве тренеров-преподавателей. Общая численность тренеров-преподавателей (отделение волейбола) составляет 11 человек.

Эффективное выстраивание работы по повышению уровня мастерства педагогов позволяет ежегодно осуществлять повышение их квалификации              как в соответствии с перспективным планом, так и вне плана на уровне Федерации волейбола Тамбовской области».    Естественно, что мотивировать детей на содержание и процесс обучения может только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса. Для успешного развития способностей одаренных детей тренер-преподаватель сам должен обладать подобными качествами ( могу и хочу этим заниматься). Основная проблема - это время, которое нужно уделять одарённым детям. И желание педагога этим заниматься. Преодолеть вышеназванную проблему можно стимулируя педагогов к этой деятельности.

2. Формирование мотивационной сферы учащихся.

При выявлении одаренных детей учитываются следующие особенности: 1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; 2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в волейболе; 3) потенциальные возможности ребенка.

Мы создаем как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.

Помощь одаренным детям в самореализации их спортивной направленности:

• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

•    организация и участие в соревнованиях.

Поощрение одаренных детей: публикация в СМИ, премии и гранты на региональном и муниципальном уровнях, поощрение в рамках ежегодного чествования спортсменов МАУДО ДЮСШ №6 в номинациях: «лучший спортсмен», «юное дарование».

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Работа с родителями одаренных детей:

• психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка (консультации);

• совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (участие в открытых занятиях, соревнованиях, мероприятиях).

Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс обучения, свойственна боязнь неудачи.

Важным является то, какие мотивы преобладают, доминируют и, а какие находятся в подчиненном положении. Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с плавательной подготовкой. Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).

3.Развитие способностей учащихся.

Анкета Дэвида Льюиса содержит характеристики, способные определить предрасположенность к той или иной сфере. «Если у ребёнка спортивные способности, то он: энергичен и всё время хочет двигаться, смел до безрассудства и не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает, хорошо развит физически, имеет хорошую пластику, координирован в движениях, ловко управляется с лыжами, коньками, велосипедом, имеет спортсмена - кумира, которому старается  подражать; с удовольствием посещает уроки физкультуры и спортивные секции.».

Несмотря на то, что проблема спортивного отбора до настоящего времени получила большое развитие, ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена, как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям. До выхода Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 2013 года отбор заключался в случайном комплектовании групп. А затем по ходу тренировочного процесса проводился периодический отсев занимающихся из спортивной секции. В настоящее время отбор осуществляется в рамках тестирования. Как показывает практика это не всегда эффективный метод.

Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.

4. Развитие потребности в поисковой и исследовательской активности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.  

Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Рассмотрим подробнее этапы:

- Диагностика уровня развития способно­стей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и при­мечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической дея­тельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют боль­шое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у де­тей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Определение цели и задачи маршрута. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанни­ком и его родителями.

- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

- Определение роли родителей вос­питанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной дея­тельности со своим ребенком.

       - Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы заня­тий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определе­ния итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок непо­вторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута.

В рамках работы придерживаемся следующих принципов работы                            с одаренными детьми:

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Пробудить интерес к содержанию предмета химии, развивать интеллектуальные и творческие способности у моих учащихся я стараюсь, используя в своей работе различные современные педагогические технологии и их элементы. С самого начала своей педагогической деятельности являюсь сторонником развивающего и проблемного обучения.

Количество одаренных спортсменов-пловцов внесенных в банк данных одаренных детей Тамбовщины составило 70% от общего количества учащихся. Появились первые результаты - призовые места на Всероссийском уровне и уровне ЦФО России у спортсменов - пловцов МАУДО ДЮСШ №6.

 

Основной  целью  внедрения  разнообразных  моделей  сетевого межведомственного  взаимодействия  является  создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Нормативной основой сетевого взаимодействия являются: закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 и  Концепция  развития  дополнительного  образования  детей (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва).

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации»:                  «В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Таким образом, важнейшей задачей организаций дополнительного образования является укрепление и развитие воспитательного потенциала, в том числе посредством организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, включая в расширяющуюся сферу образовательного сотрудничества программы и проекты работы с одаренными детьми, реализуемые в совместном осуществлении семинаров, конференций, круглых столов, работы специализированных групп. Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их потребностям программное  обеспечение,  предъявление  им  заданий  более  высокого  уровня  и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это  слагаемые успеха.