Экологическая викторина «Земля - наш дом»

Мы должны беречь землю, заботиться о ней. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества..  Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме 

Тема сегодняшней викторины —  «Земля - наш дом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

Ярославский торгово-экономический колледж

Методическая разработка

Экологическая викторина

«Земля - наш дом»

Разработчик:    воспитатель

Е.А.Спиридонова

2020

Краткая аннотация

Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Мы должны беречь землю, заботиться о ней. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков.  Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому тема сегодняшней викторины —  «Земля - наш дом».

Введение

Цель

  • Стимулировать познавательную активность студентов через создание игровой соревновательной среды. Расширить знания студентов в части содержания вопросов, представленных в игре.

          Развивать умение вести коллективное обсуждение, работая в группе.

Задачи:

  • развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление; активизировать инициативу; совершенствовать творческие способности.

Подготовительная работа:

  • подготовка материалов викторины, практических заданий и сценария; подбор ведущего и распределение функций; определение состава жюри; подготовка оценочных ведомостей, наградных материалов.

Правила игры

  • В игре принимают участие 3 команды из по 4 человека. Игра состоит из 5 раундов, в которых каждая из команд старается набрать наибольшее количество баллов. Время на обдумывание ответа на каждый раунд озвучивает ведущий. Команды отвечают последовательно друг за другом, если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы. Игра идет до последнего вопроса.  Жюри фиксирует результаты игры, по результатам присуждается призовое место.

Оборудование:

  • Таблички с номерами команд и «Жюри», бланки для фиксирования результатов игры.

Ход игры


Ведущий:

Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков

Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем? 

Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить глобальную проблему современности, охрану окружающей среды.  Проблема охраны природы и проблема утилизации отходов – одна из наболевших проблем для современного общества. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде!

Ведущий:

И, так начнем.

1 раунд 

Блиц-игра «Вопросы и ответы»

 Вопросы  1 команде

(время: 5 минут)

Вопрос 1

Воздушная оболочка Земли.

Ответ:   (атмосфера)

Вопрос 2

Лучи солнечного света, обладающие тепловым действием.

Ответ:   (инфракрасные)

Вопрос 3

Оболочка Земли – область обитания живых организмов.

Ответ:   (Биосфера)

Вопрос 4

Лучи солнечного света, обладающие бактерицидным действием.

Ответ:   (УФ)

Вопрос 5

Токсический туман

Ответ:   (смог)

Вопросы  2 команде

Вопрос 1

Взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания изучает наука

Ответ:   (экология)

Вопрос 2

Кислород составляет большую часть воздуха

Ответ:   (нет)

Вопрос 3

Почему серебро входит в состав фильтров для очистки воды? (бактерицидное действие)

Ответ:   (бактерицидное действие)

Вопрос 4

Система длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах? (мониторинг)

Ответ:   (мониторинг)

Вопрос 5

Многолетний режим погоды, характерный для данной местности. (климат)

Ответ:   (климат)

Вопросы  3 команде

Вопрос 1

Основную часть атмосферного воздуха составляет

Ответ:   (азот)

Вопрос 2

Важнейший геохимический фактор в большом круговороте?

Ответ:  (вода)

Вопрос 3

Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки

Ответ:   (да)

Вопрос 4

Какую экологическую роль выполняют лишайники? (индикатор чистоты воздуха)

Ответ:   (индикатор чистоты воздуха)

Вопрос 5

Состояние природной среды, непригодной для жизни (экологический кризис)

Ответ:   (экологический кризис)

Ведущий

Закончился первый раунд, а мы переходим ко 2 этапу нашей  игры-викторины. Каждой команде будет представлена проблема, которую необходимо решить.

2 раунд  «Решение экологической ситуации»

(время: 10 минут)

Каждая  из команд получает по ситуации, за отведенное время необходимо представить предлагаемое решение проблемы.

Инвентарь:      Каждой команде выдают карточки с ситуацией.

Ситуация 1

Проблема

Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон. Голубей. Грызунов и других разносчиков инфекции. Бродячих собак и кошек.

Предлагаемое решение:

Убрать свалку из жилого района. Установить контейнера для раздельной утилизации бытовых отходов. Организовать работу дворников по приему и контролю. Размещению в них мусора жителями, вывозу бытовых отходов для захоронения.

Ситуация 2

Проблема

В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Предлагаемое решение:

Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, в которых имеются дома с печным отоплением, – дрова жители вывезут сами.
Можно организовать субботник и найти спонсоров для предоставления транспорта и вывезти дрова на распродажу.
Можно использовать части деревьев для оформления детской площадки или беседки.

Ситуация 3

Проблема

Вблизи нового микрорайона жилых домов спланирована автостоянка. Которая будет вплотную граничить с подъездами к домам. С тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Предлагаемое решение:

Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу. А также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную прилегают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями и забором.

Ведущий

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и собрать пословицу.

3 раунд   «Собери пословицу»

(время: 5минут)

Инвентарь:      Каждой команде выдают карточки со словами.

Задание  1 команде

 «Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»

Задание  2 команде

 «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»

Задание  3 команде

«Сломать дерево недолго, вырастить – годы»

Ведущий

Каждая команда получает по 2 ребуса. И, в течение отведенного времени должны отгадать слова и представить их жюри.

4 раунд   «Экологический ребус»

(время: 5минут)

Инвентарь:      Каждой команде выдают по 2 каточки с ребусами.

C:\Users\Ольга Александровна\Downloads\4x_nZMR9CXk (1).jpg

Ответ:         Экология

C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\пожар.jpg

Ответ:     Пожар

C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\мусор.jpg

Ответ:     Мусор

C:\Users\Ольга Александровна\Downloads\bmScw9Unhwo (3).jpg

Ответ:     Контейнер

C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\защита.jpg
Ответ:     Защита


C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\воздух.jpg

Ответ:     Воздух

Ведущий

Следующий конкурс

5 раунд 

Блиц-игра «Больше слов»        

(время: 7 минут)

 Составьте  новые слова, используя буквы слова  «МИКРОБИОЛОГ».

Инвентарь:      Командам выдают карточки со словом, бумагу и ручки.

Ведущий

Жюри подвело итоги.   Награждение.

Приложение 1

Ситуация 1

Проблема

Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон. Голубей. Грызунов и других разносчиков инфекции. Бродячих собак и кошек.

Ситуация 2

Проблема

В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Ситуация 3

Проблема

Вблизи нового микрорайона жилых домов спланирована автостоянка. Которая будет вплотную граничить с подъездами к домам. С тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Приложение 2

Задание  1 команде

Много

леса

мало

леса

не руби

нету

леса

посади

Задание  2 команде

Не нужна

соловью

золотая

клетка

а нужна

ему

зелёная

ветка

Задание  3 команде

Сломать

дерево

недолго

вырастить

годы

Приложение 3

Задание  1 команде

C:\Users\Ольга Александровна\Downloads\4x_nZMR9CXk (1).jpg

C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\пожар.jpg

Задание  2 команде

C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\мусор.jpg

C:\Users\Ольга Александровна\Downloads\bmScw9Unhwo (3).jpg

Задание  3 команде

C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\защита.jpg

C:\Users\Ольга Александровна\Desktop\воздух.jpg

Приложение 4

МИКРОБИОЛОГ