Очерк. Сельский учитель.

Тагирова Рамиля Раисовна

Тагирова Рамиля Раисовна

Татарстан

Сельский учитель.

Обо мне.

В 1965 году, в рабочем поселке Азнакаево, поздней осенью,25 ноября, родилась Я. Меня зовут Тагирова Рамиля Раисовна. Обычная девочка-ходила в детский сад, затем в школу. Была сначала пионеркой, потом комсомолкой, как и все тогда. Меня окружали самые обычные люди, и казалось, что так было всегда: размеренно, неторопливо, без потрясений. Край, в котором я родилась назывался ТАССР (Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика), которая входила в состав могучего тогда СССР. Жилье, образование, медицина - все было бесплатно. Руководящая роль в этой могучей стране принадлежало Коммунистической партии, весь народ под руководством партии строил социализм. Государство было молодое, на момент моего рождения ему было всего сорок восемь лет (с 1917 года) – не много даже по человеческим меркам. Среди моих родственников и знакомых оказались дети тех, кто принимал самое непосредственное участие в создании этого государства…                                                                          

К маме часто заходит в гости бабушка Жиляк. Жиляк Ширазовна. Она бывшая учительница нашей школы. Ей восемьдесят четыре года сейчас. Мама Жиляк Ширазовны и мой дедушка по маминой линии – родные брат и сестра. Моя мама приехала в Азнакаево после четвертого класса для того чтобы продолжить образование. Мама поселилась у своей тети Накии Давлетовны, мамы Жиляк. В этой семье мама прожила до окончания школы. Муж, Накии Давлетовны, не вернулся с Великой Отечественной войны. Он погиб, защищая свою Родину. Звали его Шираз Мустакимов. Вот о нем я и хочу Вам рассказать.

Шираз Мустакимов.                                                                                                    У меня в руках книга Анаса Галимова «Вечный долг». Казань, Татарское книжное издательство 1979 года, с тиражом 5000экземпляров. Она о Ширазе Мустакимове. Автор, Анас Галимов, был учеником Накии Давлетовны. Накия Давлетовна много лет проработала в первой школе, сначала учителем, потом директором этой школы. Накия Давлетовна передала Анасу Галимову письма с фронта, дневники своего мужа Шираза.                                                               

Шираз, как человек просвещенный, понимал, что живет в эпоху перемен, видимо поэтому он вел дневники, где записывал все события, которые происходили в то время, участниками которых он был. Письма и дневники, почти все, были написаны по-арабски: до революции татары пользовались арабским алфавитом. Потом было несколько реформ. Шираз Мустакимов знал все виды письма, но почему-то предпочитал старую письменность, наверное, она была ему привычнее.

На основании этой книги, информации из сети интернет и воспоминаний моей мамы я и пишу эту статью.

Мустакимов Шираз Мухутдинович родился в 1900 году, в деревне Кук-Теке, Бугульминского уезда Самарской губернии (позже Тумутукский район ТАССР, сейчас Азнакаевский район РТ).

До пятнадцати лет Шираз жил, как и все его сверстники. Зимой ходил в сельскую школу, с ранней весны до поздней осени вместе с отцом пропадал в поле. С одиннадцати лет он уже боронил землю, а в четырнадцать наравне со взрослыми пахал, косил, молотил.

Однажды летом пришло страшное известие: началась война. Перед мечетью собрался сельский сход. «Германцы пошли войной на Россию, все кому положено, будут мобилизованы!», - говорил офицер. Началась мобилизация. «Вскоре забрали и единственного в селе учителя Багау Фахри. -пишет в своем дневнике Шираз Мустакимов. -Меня назначили учителем первых и вторых классов, хотя нигде, кроме сельской школы, не учился…»

Следующим летом после окончания посевной страды, Шираз поехал на учительские курсы в Бугульму. Пятнадцатилетний учитель начал заниматься русским языком. К нему в руки попадает изрядно потрепанная книга: «Круг чтения. Избранныя, собранныя и расположенныя на каждый день Львомъ Толстымъ мысли многихъ писателей об истине, жизни и поведении». Пригасив лампу, чтобы меньше тратить керосин, Шираз старался вникнуть в суть этой книги. Однажды его словно обожгло: «Земля не может быть предметом частной собственности», - прочитал он. С тех пор у него началась совсем другая жизнь, наполненная новым содержанием. Он много читал, но не находил ответа на вопрос: Как же должны жить люди?

«После Февральской революции в деревне начали появляться листовки»,-пишет Шираз Мустакимов в дневнике. Его назначают секретарем только что созданного кружка просвещения. Участники кружка, учителя, устраивали читки газет и объясняли сельчанам происходящие события.

Летом Шираз снова поехал на курсы. Но на этот раз толком заниматься науками ему не пришлось. Среди курсантов начались волнения. Многих товарищей арестовали. Тогда и Шираз в первые узнал, что такое одиночная камера.

Когда свершилась Великая Октябрьская революция, ее идеи быстро завоевали умы молодых учителей. В мае 1918 года уездный мусульманский школьный совет созвал съезд учителей татар и открыл в Бугульме краткосрочные курсы для подготовки учителей татарских сельских школ. На этих курсах обучалось до трехсот юношей и девушек. Среди них был и Шираз Мустакимов. Вскоре по городу поползли слухи: восстали бело чехи, и они двигаются на запад, свергая на своем пути Советскую власть. Седьмого июля белогвардейцы заняли уездный центр. Коммунистов они расстреливали, учителей разыскивали и арестовывали. Все это время Ширазу Мустакимову пришлось прятаться в стоге соломы за деревней. Где он находится знала только его мама. Она украдкой носила ему еду и что-то почитать. Здесь были и газеты, и учебники, и художественная литература. Четырнадцатого октября Бугульма была освобождена частями Красной Армии. На другой день Шираз пешком отправился в уездный центр, записываться в Красную Армию.

В уездном исполкоме и революционном штабе быстро нашли работу бывшему слушателю курсов. Грамотных людей, которые могли бы вести организаторскую работу в татарских селах было очень мало. Шираз с головой ушел в работу.

Сельское учительство стало надежной опорой большевиков в агитационно-массовой и организаторской работе. По поручению уездного комитета РКП(б) Шираз вместе с другими активистами организовал в своем селе комитет бедноты. Другое важнейшее направление работы Советской власти в уезде в ту пору заключалось в том, чтобы заполучить от крестьян излишки хлеба. Голодали рабочие Москвы, Петрограда и других промышленных центров. Сбор излишков зерна затруднялся тем, что взамен сельским труженикам дать было нечего. Не имелось самых необходимых вещей: керосина, спичек, мыла, гвоздей – шла гражданская война. Многие заводы и фабрики не работали. Все это надо было объяснить крестьянину. Из дома в дом, из села в село по волостям и уездам ездили продотряды, а сними большевистские агитаторы. Агитаторы продотрядов в большинстве случаев были из местных активистов. Излишки хлеба и других продуктов надо было изымать не только у не знакомых кулаков-мироедов, но и своих родственников. Кроме твердости характера, понимания задачи, тут требовались еще непоколебимая вера в то, что совершаемое тобой - единственное возможное и необходимое для спасения революции и построения нового общества.

Интересен такой эпизод. Продотряд, с которым ездил Шираз, приехал в его родное село. У отца стоял еще не обмолоченный стог трехлетней давности, прибереженный на случай недорода. По предложению Шираза продотрядчики цепами обмолотили колосья и на десяти подводах вывезли зерно…

В биографии Шираза Мустакимова еще много интересных фактов: было и наступление Колчака, когда он снова уходил в подполье. Было и «восстание вилочников», где чуть не погиб от рук мятежников. Была и Великая Отечественная война, куда он ушел добровольцем двенадцатого апреля в 1942 года. Красноармеец 123й стрелковой бригады, наводчик ПТО (полевая почта 1768-911аРТ, полк 340 СД). Погиб 28 января 1943 года при прорыве блокады Ленинграда. Похоронен около рабочего поселка №2 Ленинградской области. Последнее письмо (9 февраля 1943 года) от жены вернулось в Азнакаево с пометкой «адресат выбыл в неизвестном направлении…»

Вот таким был Шираз Мустакимов: твердым, целеустремленным, честным – настоящим красным комиссаром. Без таких людей невозможно было построение нового общества, нового государства – СССР.