Сборник моих стихов "Житейская философия"

Широкова Ольга Васильевна

Широкова Ольга Васильевна

Сборник стихов

«Житейская философия»

***

Возраст

Передо мной стоит задача
Сказать немного о себе:
О «плюсах», «минусах» и, значит,
Немного о своей судьбе.
Сколько мне лет – не уточняю –
Не так давно я родилась,
Чтобы давленье измеряя,
Перечислять болячки час.
Зато могу я без умолку
Предмет весь день свой объяснять,
Чтоб хоть немного видеть толку,
Начав тетради проверять.
Но у меня есть конкуренты:
Планшет, наушники и телефон,
И молодёжь, на правах ренты,
Ими «обложена» со всех сторон.
Под словом «молодёжь» я обобщаю
И тех, кто в школу только что пошёл,
И тех, кто «двойки» принося, семью всё огорчает,
Хоть до ЕГЭ уже почти дошёл.
Я тоже - «молодёжь», но это просто к слову.
Ровесницы мои в бальзаковских строках.
О возрасте таком судил он по-иному;
Бальзак в какой-то мере всё-таки был прав.
«Границу» возраста я только что перешагнула.
Что изменилось – я ещё не поняла.
Однако путь свой оценить уже могу я,
Хотя стесняюсь возраст называть пока.
Есть у меня и достиженья кой-какие,
Хотя финансовым успехом их не назовёшь.
«Добилась пустяков, - так говорят другие. –
Когда ты жить в конце концов начнёшь?»

***

Оценка

Когда из «ничего» мы лепим «что-то»,
Всю душу можем мы туда вложить.
Ему мы форму придаём с заботой,
Желая нечто ценное в итоге получить.
Когда же результат труда своего видим,
Порой мы можем быть и ошеломлены.
Но, вида не подав, или из себя выйдя,
Мы всё же оценить старания должны.
В первый момент мы «помянём» Бернарда:
«Ох, этот Шоу, да его «Пигмалион»!»
Но, вооружившись госстандартом,
Придётся разглядеть творение со всех сторон.
Нам хочется мечтать и верить в гениальность
Не только в нашу, но и в учеников.
Но возвращаться каждый раз надо в реальность,
Особенно при заполнении их дневников.

***

Контрольная работа

Наполеоновские планы
Порою часто строим мы,
Прокладывая путь упрямо
Для знаний в детские умы.
Но в тех умах, как и французов,
Нас встретил «генерал Мороз».
И мы, как в тоненьких картузах,
Промёрзнув, делаем прогноз…
Прогноз таков: «Мы зря старались,
Не вышло ничего у нас,-
Остатки знаний потерялись,
Лишь наступил «контрольной» час.
Хотя мы всё же не французы
Наполеоновских времён,
Признаем, что есть в классе трусы
(Не будем называть имён).
Узнав лишь только о контрольной,
Недуг их тотчас же «скосил»,
Иль в лабиринте коридорном
Запутаться хватило сил."
Но вот звенит звонок с урока.
Тетради к нам на стол идут,
Как будто взяли мы до срока
Наполеоновский редут.
Весь стих ссылаюсь на французов
Сегодня я не просто так.
Среди «безграмотных» и «трусов»
Нашёлся с утреца «вожак».
И он, подобно Бонапарту,
Одним собою лишь гордясь,
Вальяжно опершись на парту,
Вводил в смятенье целый класс.
Он заявил, что от природы
Умом изрядным наделён!
А тут такая вот невзгода:
В этих заданьях не силён!
Он заявил: «Несправедливо
Оценку ставить лишь за то,
Что исчеркал тетрадь глумливо,
Ведь не помог ему никто!»

***

Мой вариант досуга

Это мой вариант досуга –
С ноутбуком в обнимку сидеть.
Но не играю в стратегию, не ищу друга,
И караоке не хочется петь.
Я хочу найти развлечение,
Чтобы мозгу на пользу пошло,
И вопросов трудных решение,
Чтобы там поскорее нашлось.
На первый взгляд, я ищу там шпаргалки,
Но такое со мной не всегда.
Я излагаю события ярко,
Когда в рифму ложится строка.
Когда нужный ряд слов нахожу я,
Чтобы чувства мои описать,
На просторы Сети выхожу я,
Чтобы многое там рассказать.
Интернет обезличен немного –
Все «друзья» от тебя далеки,
Оттого и оценки их строгие
Не наводят много тоски,
А, напротив, дают к размышлению
Пищу новую да плюс темы ещё,
Чтоб, пустившись вновь в рассуждения,
Мнение я разделила своё
Пополам: на «ЗА» и на «ПРОТИВ»,
Потом, выяснив, где перевес,
В направлении этом вела я работу,
Не ожидая больших чудес.

***

Пустая болтовня

Когда слова идут не от души и не от сердца,
Их любым смыслом можно наделить.
И, как грабителя в незапертую дверцу,
В сознанье человека их можно запустить.
А там – раздолье им, и, мысли порождая,
Творят они всё то, к чему обращены.
Сопротивленья поначалу не встречая,
От важных дум способны отвлекать умы.
О чём я речь веду – сначала не понятно.
Сейчас всё это я немного разъясню:
Я попросту пытаюсь деликатно
Характеризовать пустую болтовню.

***

Сущность ссоры

Почему-то больно слова ранят.
Нет, не морально, а физически уже.
Тот, кто очень сильно был обманут,
Долго держится настороже.
Прошло время – можно и забыть бы
То, что «ляпнули» друг другу сгоряча.
Но реванш хотелось получить бы,
Оттого не хочется молчать,
Когда новый случай выпал для беседы,
Когда можно попросту поговорить,
Мы слова метаем, словно стрелы,
Не пытаясь разногласья прекратить.
«А зачем их прекращать односторонне?-
Каждый собеседник мыслит про себя.-
Уж лучше разразиться многословием,
Чем замолчать, обидные слова терпя.»

***

Резюме

Не претендую я на золото и лавры,
Не утверждаю, что достигла я высот,
Просто в стихах пытаюсь рассказать я
О том, что в прозе не каждый поймёт.
Не спешите судить: я же не утверждаю,
Что я с Лермонтовым соревноваться могу!
Но поймите и вы, что меня обижает,
Когда на искренность скажут, что лгу!
Чтоб «врунишкой» не слыть, иль «фантазёркой», быть может,
Стала я мало о себе говорить.
Но когда поделиться хочу чем-то всё же,
Я рифмами пробую всё объяснить.
Другой стиль беседы мне не подвластен:
Не верит никто, что прожить тридцать лет,
Не пробовав выпить, курить или «странствовать
В постельных просторах», может простой человек!

***

Герой и автор

Закон литературы так гласит:
«Лирический герой и автор – не одно и то же!»
Не каждый сможет в душу путь открыть
И рассказать о том, что так его тревожит.
Гораздо проще всё списать
На мнимый образ, что мы создаём:
От его имени всем рассказать
Про то, как мы порой живём,
Отдать ему свои поступки,
Характер свой ему отдать,
А самому предстать заступником,
Иль, как другие, осуждать.
Найдём тому мы оправдание:
«Анализирую себя…»;
«А вдруг ищу я сострадание?»;
«К друзьям доверье потерял!»
Да! Это всё имеет место.
Но также есть и мастерство,
С которым автор может честно
Создать героя своего.
И наделить его чертами,
Что видел автор у других,
Наглядно объяснив нам с вами,
Как разбираться в проблемах своих.
Ведь не у нас одних трудности были,
И дров наломали не мы ведь одни!
Задолго до нас о любви говорили…
И не только о ней в книгах опыт храним.
Когда справиться трудно с какой-то задачей,
Ты у классиков лучше совета спроси!
Ведь Пушкин с Есениным не станут дурачить,
Только ты без ошибок слова их пойми!

***

Чья-то диссертация

Передо мною чья-то диссертация сидит…
Ну, то есть как «сидит», скорей, находится,
Ведь если дело брошено на полпути,
Хороших результатов ждать, конечно, не приходится.
Работать нужно с тем, что есть,
Хоть трудно то порой бывает,
Хоть и порой мешает спесь
Того, кто за работой этой наблюдает.
Не стоит брать на абордаж
Ни мозг, ни тело, ни терпенье –
Пусть этот высший пилотаж
Побудет чуточку смиренным.
Сначала надо наблюдать,
Создавши видимость работы,
Ну, а затем порассуждать,
В чём польза от такой заботы.
На мой взгляд, пользы в этом нет.
В движении жизнь – все это знают,
И знают, что ученье – свет,
Жаль, что старания не прилагают.
Привычка у меня дурная есть:
К работе подходить ответственно –
Успела я уж надоесть
Контролем знаний непосредственным.
Зачем дитя я тормошу?
Зачем даю ему задания?
Куда так сильно я спешу?
К чему эти старания?
Ведь это всё – мартышкин труд,
Неоценённый и ненужный.
Стараньям этим предпочтут
Мнимый покой «неравнодушных».

***

Рецензия

Тут эпиграммы я читала
У рецензента одного.
«Спасибо»,- я б ему сказала
За эти строки у него.
Гуляя по его странице,
Я много нового нашла:
Могла б его стать ученицей,
Коль смелость в строки мне б пришла.
Ну, а пока сижу – читаю,
Смотрю на рифмы и размер,
Форму и стиль сопоставляю,
Гляжу – с кого б мне взять пример.
Но точно уж не с тех поэтов,
Вниманье автора привлекших,
Не красотой своих сонетов,
А графоманством мимолётным.
Надеюсь, я не в этом списке:
Пусть моя рифма не стройна,
Но есть душа в моих записках
И чувств натянута струна.

***

В рамках приличия

То, что в девушке рвётся однажды,
Чему ценности нет уж совсем,
Но для кого-то является важным,
А для кого-то – просто тотем,
Многие нынче желают высмеивать,
Дескать, ценность это лишь до поры,
А потом – сплошные сомнения,
Когда рушиться станут мечты.
Струны эти не музыкальные –
В магазине замену им не найдёшь.
И даже не вазы они хрустальные –
Новых не купишь, когда разобьёшь.
На мой взгляд, нужно чёткое мнение
Сформировать у себя в голове:
Заменять это стоит творением,
Что девять месяцев мы носим в себе.
Будет замена тогда равноценная,
Ведь на проезжей дороге трава не растёт,
Ведь то, что кажется обесцененным,
На глазах у вас расцветёт.
Подрастёт, расцветёт и даст плоды,
И радовать будет успехом своим,
И увидим, что были не напрасны труды,
То, что было потеряно, мы, невзначай, сохраним.

***

Неудача

Был спроектирован ребёнок,
Но проект не получился.
И он, намного раньше срока,
На этом свете появился.
На его счастье врач нашелся,
Что диссертацию писал:
Он ко двору ему пришёлся,
И врач младенца поддержал.
Младенцем стал тот плод не сразу:
В реанимации дозрев,
Как выяснилось, понапрасну, -
Накликал множество проблем.
И для себя, и для семейства
Хлопот принёс немало он,
Ведь жизнь его как лицедейство,
Как ни крути со всех сторон.
Ведь зрел он не «внутри» -
«Снаружи» задатки не были даны,
И вот теперь смотрите:
Дружно за ним ухаживать должны.
А он своим худым умишком
Уж понял к десяти годам,
Что можно не стараться слишком
Себя обслуживать всегда.
Ведь за него и так всё сделают:
С едою чашку поднесут,
И биологические все потребности
Осуществить помогут тут.
Привык к вниманию родных он –
Того же ждёт и от чужих,
Кому в обязанность вменили
Вот это «чудо» обучить:
Сформировать его умения,
Базовых знаний дать ему,
А дома ждут лишь умиления
И потакания любимцу своему.
Я не смеюсь – я сожалею
О том, что так вот, сгоряча
Надетое ярмо на шею
Мечты разрушит невзначай.

***

В пролёте

Иногда кажется, что ты «в пролёте»,
Но, может быть, это беда проходит стороной?
Возможно, находиться не в большом почёте
Бывает очень выгодно порой?
Рассмотрим на примере. Это утверждение
Проверить сможем мы без всякого труда:
Представьте публике своё произведение –
В ответ услышите: «Да это ерунда!
Другой умеет лучше пользоваться вдохновением,
Другая ещё лучше рифму подберёт!
Куда тебе с твоим творением?
Кого оно, простите, привлечёт?»
А позже, когда стих разбор полётов,
Когда выводы все сделаны давно,
Ты, успокоившись, перечитай свою работу,
Там точно есть рациональное зерно!
Но, поддаваясь мимолётным увлечениям,
И слушая доброжелателей совет,
Ты можешь потерять своё умение,
Что-то чуждое приняв за образец.
А если думать изначально по-иному,
Упущенною выгодой не слишком дорожить,
На проигрыш ты взглянешь по-другому
И не о чем тебе будет тужить:
Подумаешь, конспект твой слишком длинный!
Ну разве плохо, что так много там всего?
Какая разница, что смысл там не глубинный!..
Ну, пусть напишут что-то лучше твоего.
Нет, ты не споришь: там – специалисты!
Но ты ведь тоже тут не просто так сидишь!
Пусть не оратор ты, пускай не столь речиста,
Однако пару слов ты всё ж соединишь.
И, наблюдая за падением с Олимпа
Да развенчанием передовых идей,
Возможно, пару строк сможешь сложить ты в рифму,
Утешась, что не ты сегодня в бороне.

***

Мир иллюзий

Мы испокон веков стремимся в мир иллюзий.
Сей эфимерный мир около нас всегда.
Когда в реальности страдаем от конфузов –
Найти нечто иное нам хочется тогда.
Сначала были мифы – в них люди заключали
Все знания свои о бренном бытии.
Сменили их легенды, о подвигах вещая,
Потомкам представляли норм жизни образцы.
А после были сказки. Они, как развлеченье,
Из уст в уста бродили и тешили людей.
Представьте: миф – наука, легенда – как история,
А сказка – как дидактика, чтоб пестовать детей.
На этом достижении мир не остановился.
Упрямо за прогрессом несётся он вперёд.
И вот уже подмостки театра появились:
Под масками скрываться пришёл теперь черёд.
Но и театр не был вершиной эволюции.
И вот в ХХ веке пришло в наш мир кино.
Мы на экране видим и мир, и революции,
И всё для нас «реально», будто глядим в окно.
Кино ж ещё цветочки в сравненьи с интернетом!
Об этом можно спорить хоть сутки напролёт.
В кино мы можем видеть развитие сюжета,
Когда ж в сети запутались – вас вряд ли кто найдёт.
Всё, что душе угодно, получите вы сразу.
Но польза или вред от сети – вам решать.
Здесь можно вытворять и разные проказы,
И уровень образования серьёзно повышать.

***

Не ссорьтесь с музой

Слишком много порою себе позволяя,
С вдохновением спор начинаем вести.
Мимолетною рифмою пренебрегая,
Мы надеемся позже её обрести.
Поглощают нас дел водовороты,
И, уставши, откладываем всё на потом.
Вдохновенье уходит, остаются заботы,
Нарастающие, как снежный ком.
И, подобно лавине, они нас накрывают,
И о творчестве речи уже не идёт.
Рифмы больше не подбираются –
Других дел невпроворот.
Видно, с музою не стоит ссориться
И оставлять без вниманья её.
Всё перемелется и потом успокоится,
И можно браться опять за перо.
За перо взяться можно, но стоит ли?
Вдохновенье ведь может и не прийти.
Что в итоге получим мы: рифму иль формулу? –
Попробовать стоит любые пути.

***

Бумажная жизнь

Муки творчества знакомы многим,
И муза капризною часто ходит.
Но жертвовать ею ради отчетов убогих,
Утопая в бумагах, всё же не стоит.
За бумажками жизни не видим мы.
Глаз поднять от бумажек нам некогда.
Вдохновение спасает нас, видимо,
В тот момент, когда помочь уже некому.
И вот уже целый ворох эмоций
Или чувств наружу уж рвётся.
Оглядевшись вокруг украдкой,
Мы делимся мыслью с тетрадкой.
Что с тетрадкой той позже станется
Не столь важно. Но хотя бы на миг
Мы почувствуем: что-то останется
От наших трудов, кроме отчётов сухих.

***

Самореализация

Чего боится трепетная муза?
И от чего скрывается она?
Не выдержав публичного конфуза,
Возможно, ночью будет не до сна.
Спугнув случайно, словечком небрежным,
Мы пытаемся снова её разыскать.
И, столкнувшись с чем-то весёлым и нежным,
Начинаем старательно его воспевать.
Нет гарантий, что опыт будет удачным.
Где гарантии, что это не вызовет смех?
И пока пусть рифма осталась невзрачной,
Зато есть надежда на возможный успех.
Пусть успех тот не будет ошеломительным,
Пусть финансовой выгоды не принесёт.
Но возможность гореть, не погаснув стремительно,
К самореализации потихоньку ведёт.

***

Творческий процесс

Написано только несколько строчек.
На что они вскоре станут похожи?
На набор символов и несколько точек,
Иль наполнятся смыслом, пробирая до дрожи?
Взята тетрадь с красивой обложкой,
Карандаш новый остро заточен,
Вдохновенье крадется неслышно, как кошка,
И чему-то новому начало положено.
Что случилось вдруг? Ластик испачкался,
Чёткий след от графита стирая.
Неужели слова внезапно заканчиваются,
Столкнувшись с тем, чего не понимаешь.
В порыве чувств так хочется высказать
Всё накопленное, что не нашло отклика.
И страницы карандаш вымажет,
И строки будут подобны выкрику.
Но кричать бесполезно порою,
Когда знаешь, что тебя не услышат.
И засыпаешь, как деревья зимою,
И слова звучат ещё тише.
И слова, превращаясь в беззвучность,
Смысл теряют, оставляя лишь форму.
Слившись в ритма и рифм неразлучность,
Формируют литературную норму.

***

Люди и роли

Рискнуть бы дотянуться до звезды!
До той, далёкой, что так сладостно манит!
Но тормозит нас логика: «Увы!
Планетам не пристало менять своих орбит!»
У каждого из нас есть своё место в жизни:
Один – в зените славы, ну а другой – в пыли,
А третьему за деньги исполнят все капризы,
А остальные в зрители записаны у них.
«Весь мир – театр, и люди в нём – актёры», -
Много лет назад Шекспир это сказал.
Исправно мы играем по жизни свои роли,
И лишь в мечтах стремимся свой встретить идеал.
А идеала нет: это лишь сгусток мыслей
С прибавленными качествами, с мнимою душой
И наделённый внешностью красивого артиста,
Который уж давно решил не быть собой,
Который уж давно во власти лицедейства,
И маски он меняет, за модой торопясь.
Кто он на самом деле – публике не известно,
Ведь он играет роли, успехами гордясь.

***

По третьему закону Ньютона

«Как аукнется, так и откликнется,» -
Издревле мудрость народа гласит.
Но нашёлся учёный, не поверивший истине,
Он научною базой этот закон подкрепил.
«Сила действия равна силе противодействия».
F1 в том законе будет равной F2.
И если в деле каком-то ты кому-то содействуешь,
В своём деле ты тоже можешь помощи ждать.
Так и есть. Это общий закон мироздания:
Есть время разбрасывать камни и время их собирать.
Всегда стоит обращать на это внимание
Перед тем, как серьёзное дело начать.
В мелочах не забудьте о принципе зеркала,
И закон бумеранга это вам подтвердит,
Ведь вселенский закон сохранения энергии
На круги своя всё всегда возвратит.
Да, согласна, это всё – словоблудие,
Отговорка для слабых и безвольных людей,
Что боятся на что-то решиться и, вроде бы,
Выступают сторонниками верных идей.
Но ещё это некое предупреждение,
Ведь в основе не домыслы, а факты лежат.
И в борьбе за общественное положение
Всё же не стоит по головам-то шагать!

***

Школьники и литература

(сатирическое)

Домысливать мы любим, в особенности – творчество.
Пусть автор ужаснётся с того, что написал!
Ведь если мы толкуем разные пророчества,
Истолковать роман сможет и дилетант!
Зачем читать внимательно, с контекстом разбираясь?
Взглянуть вполне достаточно в начало и в конец!
В начале мы узнаем, с чего всё начиналось,
В конце же, по традиции, идут все под венец.
А коль героев много – так это не проблема.
Запомним только парочку и самых основных,
Потом в сети отыщем основные темы,
Под них наборчик фраз подгоним ключевых.
А после сочинение про всё это напишем.
И, слава Богу, если мы с компиляцией дружны.
Но, по большей части, готовое мы ищем,
Ведь собственные мысли нам нынче не нужны.
Зачем мы на чтение будем время тратить,
Когда мы все в плену компьютерной игры?
Нам даже лень шпаргалку к ремню часов приладить,
На это есть скрин-шоты, умы нам не нужны!

***

Ни о чём

Как всё изменчиво,
И как всё скоротечно.
Как мы доверчивы,
И как бываем мы беспечны.
Как мы мечтательны,
Как верим в чудеса!
Однако разочарование
Кусает, как оса.
Желанье загадавши,
Спешим его исполнить.
Но, разочаровавшись,
Страстями переполнясь,
Уныние познавши,
Мы о мечте не помним.
Мы забываем то,
О чём всю жизнь мечтали,
И жизни колесо
Нас крутит неустанно.
Как белки в колесе
Мы всё бежим куда-то…
В делах мы ждём успех,
Большую ждём зарплату.
Когда же, не дождавшись,
Мы сетуем на жизнь,
Иллюзию удачи
Нам дарит оптимизм.
Стакан наполовину полон?
Или наполовину пуст?
От этой точки зрения
Зависит к жизни вкус.

***

Эволюция кисейных барышень

Тонюсенькая Барби: кукольная внешность,
Пускай без силикона, но, как вешалка, стройна.
Всё в ней без изъяна, ведь её успешность
Не зависит напрямую от её ума.
Такие нынче в моде. Красота обёртки
Всегда преобладает над тем, что есть внутри.
И такие девы всегда весьма увёртливы –
Их не раскусишь сразу, что ни говори.
Выбеленные локоны, отбеленные зубы,
Тональный крем, помада, теней палитра, тушь,
На шпильках туфли, ногти с маникюром…
И с полным кошельком рядом уже «муж».
Есть и другие феи: пышные, как булочки,
Формы их занятные росли, как на дрожжах.
И бережно они хранят свои фигурочки,
Ведь сколько скрыто «ценности» в объёмных их телах!
А ценности немалые в таких телах скрываются,
На них ведь регулярно наводить нужно лоск:
То волоски вдруг не там пробиваются,
То ноготь сломался, то не напудрен нос…
Но хозяйки таких тел с ними чудно справляются,
Не жалея на это ни денег, ни сил.
И результата прекрасного они добиваются,
И популярностью пользуются у многих мужчин.
На них мужчины падки, их холят и лелеют,
За них в огонь и в воду готовы все идти.
На первый взгляд, они в жизни всё умеют,
Места для них свободны, открыты все пути.
Заполонили всё эти кисейные барышни,
Но эволюция оставила на них чёткий свой след.
Ум у них заменяют манеры и наигрыш,
А инстинкты всегда охраняют от бед.

***

Мечта или реальность?

Любовь к мечтам с воспоминаньями
Приятней многого всего.
Там столько трепетных признаний
Лишь в мыслях произнесено!
Там столько слов об идеале
В рифмы было сплетено…
Но образ тот – полёт фантазии –
В реальности не встретишь ты его.
Зато в мечтах он так прекрасен!
Он тот, кем его видишь только ты!
Он поступает правильно, ход мыслей его ясен…
Но, очнувшись, понимаешь, что это лишь мечты.
В реальности таких героев не бывает,
А те, что есть, от идеала очень далеки!
Они лишь на словах «достойные поступки» совершают,
А действия реальные, порой, весьма плохи.
И сделав что-то напоказ,
И результата для себя добившись,
Они бросают пару фраз
О смысле совершаемого в жизни.
И рассуждая о себе,
Себя героями считают,
А труд чужой они вообще
Не ценят и даже не воспринимают.
И болтовнёй себя прославив,
Порядком пыли напустив в глаза,
Насмехаться над тем начинают,
Кто на их словоблудие рискнёт указать.
А потом ещё удивляются:
Почему предпочтенье мечте отдаём?
Ведь они так старательно собой похваляются!
Ведь они добиваются всегда своего!

***

Ложные ценности

«По одёжке встречают, а по уму провожают», -
Народная мудрость так утверждает.
Однако в последние десятилетия
По одёжке встретят, а ума не заметят.
На всё ныне должна быть «бумажка»,
Ведь без «бумажки» ты – сам знаешь кто.
Скромность и честность подобны букашкам,
А уважают нынче наглецов и жульё.
И порядочность канула в Лету –
Время рыцарей, дескать, ушло.
И внимание уже не обращают на это:
Кто нахальней, тому и повезло.
А ещё эти все недостатки
Под благими намерениями стало модно скрывать.
А если совесть обнаружат в сухом остатке,
То сразу начнут её осуждать:
Назовут её «малодушием»,
«Бесхребетностью» её нарекут…
И соберётся множество слушателей,
Которые «верные мысли» во всём этом найдут.

***

Обложка

Красавчики обычно на красоток падки,
Но красота у каждого своя.
У обделённых ею такие же повадки,
И бесполезно кого-то переубеждать.
Красивая внешность – всего лишь обложка.
Есть для этой обложки стандарты всегда.
Но «обложка» изнашивается, подобно одёжке
И ветшает она на глазах.
Много разных придумано ухищрений,
Чтобы скрыть отпечаток годов на лице.
Только всё это лишь заблуждения –
Время вспять повернуть невозможно уже.
И когда износилась обложка,
Выступает наружу то, что внутри:
То ужаснуть оно может до дрожи,
То глаз от него нельзя отвести.
О чём-то таком читаем в романе,
Что Оскар Уайльд давно написал.
Когда же нечто подобное встречаем сами,
Это может быть хуже любой из драм.
Пережив эту встречу, останется
Лишь возможность об идеале мечтать,
И обложки разглядывать нет уж желания –
Сразу хочется суть разгадать.
Суть же в том, что красота не во внешности,
Красота человека должна быть в душе.
Пресловутая же «обложка» - залог успешности.
Опровергать это глупо давно уже.
Пустяки, когда «обложка» ветшает
По прошествии прожитых лет.
Но беда, когда её побеждает
Нрав дурной, несущий кучу бед.

***

Письмо для отдыха

Я не пишу для славы, для успеха,
Строками денег заработать не могу.
Пусть не подмога мне, но всё ж и не помеха –
Строкам то доверяю, что вслух не расскажу.
Бумага терпелива, а интернет – подавно.
За псевдонимом прячась, можно позволить всё.
Но на эту тропу ступила я недавно,
И робко излагаю я мнение своё.
Страница в интернете похожа на трибуну,
С которой можно, высказавшись, услышанной не быть.
Но не стоит дразнить проказницу-фортуну –
Совсем другой эффект тут можно получить.
Поэтому пока я слишком не рискую:
Не всё я тут пишу, что хочется сказать.
Но этот малый труд был всё же не впустую:
Здесь, выпуская пар, пытаюсь отдыхать.
Пытаюсь отдыхать от всяческих претензий
О том, что труд мой, якобы, теперь сфера услуг,
О том, что должна следовать я новеньким тенденциям
И сутки не делить на «работу» и  «досуг».
Работать теперь надобно, якобы, бесплатно,
Поскольку труд учительский богатства не сулит.
А государство вводит всё новые стандарты,
Всё время заставляя терпеть горы обид.

***

Митрофанушка

Наблюдаю развитие личности
Такой, что и личностью трудно назвать:
Руки – ноги на месте, но есть и верх безразличности
Ко всему, что учёбой мы можем считать.
Обвинять его в этом неправильно,
Ведь он диагнозом хорошо защищён.
Возникает вопрос: «А учить его надо ли?
Если он не использует этих знаний потом!»
Он, без навыков самообслуживания,
Должен знаниями быть вооружён.
Но зачем ему это нужно-то?
Ведь никакою нуждой он не обременён!
У него нет никакой мотивации,
Ему надо лишь время чем-то занять.
Он не боится никакой деградации,
Ведь он даже не думал трудиться начать!
Был бы толк, если бы двигать его в одном направлении,
А не строить «Потёмкинских деревень»:
Когда спит он в блаженстве и умиротворении,
А дедуля в тетрадке решает пример.
Ну, а что на уроке изучено,
То сразу и напрочь можно забыть:
«Таким» двойки не ставятся в любом случае,
Значит, тройку без труда может он получить.
Зато сколько вокруг разговоров
О труде его и старании,
И родня готова клеймить позором
Всякого, кто усомнится в его знаниях.
По их мнению, «государство обязано
На подносе ему всё преподнести!»
Потому всех, кто с этим хоть как-нибудь связан,
Начинают, как плодоносящую грушу трясти.
И начихать, что зарплата копеечная
За фиксированную норму часов,
Они уверены, что затраты денежные
Не нужны для оплаты учительских трудов.
И какой же это труд, по их мнению,
Если чадо их нельзя ничему научить,
Ведь оно достойно лишь умиления,
А о предметах можно забыть!
Не беда, что родным организмом отторгнут был,
Ведь медицина шагнула вперёд,
И недоношенный плод под аппаратами выходили!
Только вот для чего, кто теперь разберёт?
Ведь ему не стоять за станком,
Ведь ему не сидеть за мольбертом,
Даже клавиши он нажимает с трудом,
И вполне доволен всем этим!

***

Досужие советы

«Неужели не в силах привлечь внимание
Мало-мальски приятного человека?
Можно вызвать, например, сострадание,
На жалость надавив чем-то,
Показаться ему беспомощной,
Чтобы джентльмен в нём проснулся,
Или слёзно молить о помощи,
Пока он ещё не совсем отвернулся…
Ну, а можно попробовать покрасоваться,
Было бы чем, а остальное – неважно!
Лишь бы совсем без внимания не остаться,
А попробовать можно и дважды!»
Ох уж эти советы досужие!
Уж порядком набили оскомину!
Если бы это действительно было нужно мне,
То и виляла бы хвостом во все стороны!
А пока такой цели нет у меня,
Хоть и немного обидно, когда игнорируют.
Я не ставлю задачу захомутать мужика,
Однако, не лишне быть особой видною.
Но когда таковой не являешься,
Очень хочется быть привлекательной
Не только для тех, кто от безделья развлекается,
Но и для личностей, по-человечески состоявшихся…

***

Умей привлечь внимание

Доверчиво читая желающим послушать,
Самое большее, что можно получить –
Это высказывание: «А я могу и лучше!
Шедевр тебе вряд ли удастся сочинить!»
Тут до «шедевра» вёрст, эдак, пару сотен,
Верней сказать, пару веков.
Ты ж материал берёшь из сплетен,
А оформление простое, из обычных слов.
Вот то ли дело знатные поэты!
Они умеют рифму оперить!
Из слов высокопарных слагаются сонеты,
Их дамам сердца принято дарить!
Твои ж слова не то, что на подарок,
На пыль в глаза не в силах потянуть!
А рассуждения твои похожи на свечи огарок –
Горели – не горели, пора уже задуть!
И где ж, скажи на милость, читатели твои?
Неужто никого не в силах «зацепить»?
И парой фраз поклонников влюбить
В свои рифмовки, не в силах, что ли ты?
Вот оглядись: мужчин вокруг немало.
А чьё внимание на себя ты обратила?
Проходят мимо, в упор не замечают…
Выходит, свой талант ты просто не раскрыла.

***

Взгляд со стороны

В чистую душу в грязных сапогах
Мы любим вваливаться опрометчиво,
И своенравно копаться в чужих мечтах,
Разбираясь в признаниях доверчивых.
То, что кажется нам смешным и бессмысленным,
Для другого является ценностью.
То, что порою не можем осмыслить мы,
У кого-то становится целями.
Осуждая чужие мечтания,
Под сомненья мы ставим свои.
Ведь отличается у всех багаж знаний,
На одно и то же мы по-разному глядим.
С высоты своей колокольни
Оценить можем только себя.
Критиковать же себя не позволим,
Лучше поумиляться, достижения ценя.
Ведь другие тебя не оценят,
В пух и прах весь твой труд разнесут,
По своим стандартам измерят
И уйму дельных советов дадут.
Насмехаясь над чьей-то профессией,
Неплохо бы подумать о ценности своей.
В том, что следуешь моде, есть свои прелести,
Но выбрать труд по душе – гораздо ценней.

***

Лишь бы встретился хороший врач

Все слова давно уже сказаны,
И все строки давно уж написаны,
Мысли в тексты давненько уж связаны –
Трудно новое что-то высказать.
Есть потребность в словах благодарности,
Обращённых к человеку доброму,
Что работой своей приносит радости,
Проводя через испытания трудные.
На работе он должен быть хладнокровным,
Чтобы клятву Гиппократа выполнить.
И богат быть должен духовно,
Чтобы отзывы нелестные выдержать.
«Ведь хороших врачей днём с огнём не найдёшь! –
Отовсюду эта фраза слышится, -
Захвораешь без денег – кучу бед соберёшь,
Ведь желающих лечить не отыщется!»
Но ведь есть где-то несколько рук золотых,
Но ведь есть где-то сердца добрые,
И медицинский талант, наверняка, есть у них!
Лишь бы встретиться с ними вовремя!

***

Канун 1 сентября

Да, я очень люблю внимание.
И за это вниманье борюсь.
Как умею, ищу сострадание,
Передавая знаний тяжёлый груз.
В голове это всё не удержится,
Надо память чуть-чуть разгрузить.
Или лучше интернету довериться
И шаблоны оттуда удить?
Подготовка к уроку напоминает рыбалку:
Можно выловить дырявый башмак,
Ну, а можно, проявив смекалку,
И ценную рыбку поймать кое-как.
Хорошо, если бы рыбка была золотая
И умела желания все исполнять:
По госстандарту программы бы все написала
И по всем нормам с конспектами наколдовала б тетрадь.
А потом, отойдя от шока,
Разобравшись в деталях ФГОС,
Все отчёты сдала бы до срока,
И ответила бы на каждый вопрос.
Разобралась бы она в профстандарте
И в методиках новых знала бы прок,
И умилялась бы, глядя на детей за партой,
Мастерски проводя каждый урок.
А уроки бы были, на удивление,
Все один к одному, как на конкурс профмастерства,
И несли бы они умиротворение,
Вливая знания в умы большинства.
Вот бы стать мне такою рыбкою,
Чтоб совладать с цунами контрольных работ,
И к труду приступить с улыбкою,
И благополучно окончить учебный год!

***

Скачать:


Предварительный просмотр:

Широкова Ольга Васильевна

Сборник стихов

«Житейская философия»

Возраст

Передо мной стоит задача
Сказать немного о себе:
О «плюсах», «минусах» и, значит,
Немного о своей судьбе.
Сколько мне лет – не уточняю –
Не так давно я родилась,
Чтобы давленье измеряя,
Перечислять болячки час.
Зато могу я без умолку
Предмет весь день свой объяснять,
Чтоб хоть немного видеть толку,
Начав тетради проверять.
Но у меня есть конкуренты:
Планшет, наушники и телефон,
И молодёжь, на правах ренты,
Ими «обложена» со всех сторон.
Под словом «молодёжь» я обобщаю
И тех, кто в школу только что пошёл,
И тех, кто «двойки» принося, семью всё огорчает,
Хоть до ЕГЭ уже почти дошёл.
Я тоже - «молодёжь», но это просто к слову.
Ровесницы мои в бальзаковских строках.
О возрасте таком судил он по-иному;
Бальзак в какой-то мере всё-таки был прав.
«Границу» возраста я только что перешагнула.
Что изменилось – я ещё не поняла.
Однако путь свой оценить уже могу я,
Хотя стесняюсь возраст называть пока.
Есть у меня и достиженья кой-какие,
Хотя финансовым успехом их не назовёшь.
«Добилась пустяков, - так говорят другие. –
Когда ты жить в конце концов начнёшь?»

***

Оценка

Когда из «ничего» мы лепим «что-то»,
Всю душу можем мы туда вложить.
Ему мы форму придаём с заботой,
Желая нечто ценное в итоге получить.
Когда же результат труда своего видим,
Порой мы можем быть и ошеломлены.
Но, вида не подав, или из себя выйдя,
Мы всё же оценить старания должны.
В первый момент мы «помянём» Бернарда:
«Ох, этот Шоу, да его «Пигмалион»!»
Но, вооружившись госстандартом,
Придётся разглядеть творение со всех сторон.
Нам хочется мечтать и верить в гениальность
Не только в нашу, но и в учеников.
Но возвращаться каждый раз надо в реальность,
Особенно при заполнении их дневников.

***

Контрольная работа

Наполеоновские планы
Порою часто строим мы,
Прокладывая путь упрямо
Для знаний в детские умы.
Но в тех умах, как и французов,
Нас встретил «генерал Мороз».
И мы, как в тоненьких картузах,
Промёрзнув, делаем прогноз…
Прогноз таков: «Мы зря старались,
Не вышло ничего у нас,-
Остатки знаний потерялись,
Лишь наступил «контрольной» час.
Хотя мы всё же не французы
Наполеоновских времён,
Признаем, что есть в классе трусы
(Не будем называть имён).
Узнав лишь только о контрольной,
Недуг их тотчас же «скосил»,
Иль в лабиринте коридорном
Запутаться хватило сил."
Но вот звенит звонок с урока.
Тетради к нам на стол идут,
Как будто взяли мы до срока
Наполеоновский редут.
Весь стих ссылаюсь на французов
Сегодня я не просто так.
Среди «безграмотных» и «трусов»
Нашёлся с утреца «вожак».
И он, подобно Бонапарту,
Одним собою лишь гордясь,
Вальяжно опершись на парту,
Вводил в смятенье целый класс.
Он заявил, что от природы
Умом изрядным наделён!
А тут такая вот невзгода:
В этих заданьях не силён!
Он заявил: «Несправедливо
Оценку ставить лишь за то,
Что исчеркал тетрадь глумливо,
Ведь не помог ему никто!»

***

Мой вариант досуга

Это мой вариант досуга –
С ноутбуком в обнимку сидеть.
Но не играю в стратегию, не ищу друга,
И караоке не хочется петь.
Я хочу найти развлечение,
Чтобы мозгу на пользу пошло,
И вопросов трудных решение,
Чтобы там поскорее нашлось.
На первый взгляд, я ищу там шпаргалки,
Но такое со мной не всегда.
Я излагаю события ярко,
Когда в рифму ложится строка.
Когда нужный ряд слов нахожу я,
Чтобы чувства мои описать,
На просторы Сети выхожу я,
Чтобы многое там рассказать.
Интернет обезличен немного –
Все «друзья» от тебя далеки,
Оттого и оценки их строгие
Не наводят много тоски,
А, напротив, дают к размышлению
Пищу новую да плюс темы ещё,
Чтоб, пустившись вновь в рассуждения,
Мнение я разделила своё
Пополам: на «ЗА» и на «ПРОТИВ»,
Потом, выяснив, где перевес,
В направлении этом вела я работу,
Не ожидая больших чудес.

***

Пустая болтовня

Когда слова идут не от души и не от сердца,
Их любым смыслом можно наделить.
И, как грабителя в незапертую дверцу,
В сознанье человека их можно запустить.
А там – раздолье им, и, мысли порождая,
Творят они всё то, к чему обращены.
Сопротивленья поначалу не встречая,
От важных дум способны отвлекать умы.
О чём я речь веду – сначала не понятно.
Сейчас всё это я немного разъясню:
Я попросту пытаюсь деликатно
Характеризовать пустую болтовню.

***

Сущность ссоры

Почему-то больно слова ранят.
Нет, не морально, а физически уже.
Тот, кто очень сильно был обманут,
Долго держится настороже.
Прошло время – можно и забыть бы
То, что «ляпнули» друг другу сгоряча.
Но реванш хотелось получить бы,
Оттого не хочется молчать,
Когда новый случай выпал для беседы,
Когда можно попросту поговорить,
Мы слова метаем, словно стрелы,
Не пытаясь разногласья прекратить.
«А зачем их прекращать односторонне?-
Каждый собеседник мыслит про себя.-
Уж лучше разразиться многословием,
Чем замолчать, обидные слова терпя.»

***

Резюме

Не претендую я на золото и лавры,
Не утверждаю, что достигла я высот,
Просто в стихах пытаюсь рассказать я
О том, что в прозе не каждый поймёт.
Не спешите судить: я же не утверждаю,
Что я с Лермонтовым соревноваться могу!
Но поймите и вы, что меня обижает,
Когда на искренность скажут, что лгу!
Чтоб «врунишкой» не слыть, иль «фантазёркой», быть может,
Стала я мало о себе говорить.
Но когда поделиться хочу чем-то всё же,
Я рифмами пробую всё объяснить.
Другой стиль беседы мне не подвластен:
Не верит никто, что прожить тридцать лет,
Не пробовав выпить, курить или «странствовать
В постельных просторах», может простой человек!

***

Герой и автор

Закон литературы так гласит:
«Лирический герой и автор – не одно и то же!»
Не каждый сможет в душу путь открыть
И рассказать о том, что так его тревожит.
Гораздо проще всё списать
На мнимый образ, что мы создаём:
От его имени всем рассказать
Про то, как мы порой живём,
Отдать ему свои поступки,
Характер свой ему отдать,
А самому предстать заступником,
Иль, как другие, осуждать.
Найдём тому мы оправдание:
«Анализирую себя…»;
«А вдруг ищу я сострадание?»;
«К друзьям доверье потерял!»
Да! Это всё имеет место.
Но также есть и мастерство,
С которым автор может честно
Создать героя своего.
И наделить его чертами,
Что видел автор у других,
Наглядно объяснив нам с вами,
Как разбираться в проблемах своих.
Ведь не у нас одних трудности были,
И дров наломали не мы ведь одни!
Задолго до нас о любви говорили…
И не только о ней в книгах опыт храним.
Когда справиться трудно с какой-то задачей,
Ты у классиков лучше совета спроси!
Ведь Пушкин с Есениным не станут дурачить,
Только ты без ошибок слова их пойми!

***

Чья-то диссертация

Передо мною чья-то диссертация сидит…
Ну, то есть как «сидит», скорей, находится,
Ведь если дело брошено на полпути,
Хороших результатов ждать, конечно, не приходится.
Работать нужно с тем, что есть,
Хоть трудно то порой бывает,
Хоть и порой мешает спесь
Того, кто за работой этой наблюдает.
Не стоит брать на абордаж
Ни мозг, ни тело, ни терпенье –
Пусть этот высший пилотаж
Побудет чуточку смиренным.
Сначала надо наблюдать,
Создавши видимость работы,
Ну, а затем порассуждать,
В чём польза от такой заботы.
На мой взгляд, пользы в этом нет.
В движении жизнь – все это знают,
И знают, что ученье – свет,
Жаль, что старания не прилагают.
Привычка у меня дурная есть:
К работе подходить ответственно –
Успела я уж надоесть
Контролем знаний непосредственным.
Зачем дитя я тормошу?
Зачем даю ему задания?
Куда так сильно я спешу?
К чему эти старания?
Ведь это всё – мартышкин труд,
Неоценённый и ненужный.
Стараньям этим предпочтут
Мнимый покой «неравнодушных».

***

Рецензия

Тут эпиграммы я читала
У рецензента одного.
«Спасибо»,- я б ему сказала
За эти строки у него.
Гуляя по его странице,
Я много нового нашла:
Могла б его стать ученицей,
Коль смелость в строки мне б пришла.
Ну, а пока сижу – читаю,
Смотрю на рифмы и размер,
Форму и стиль сопоставляю,
Гляжу – с кого б мне взять пример.
Но точно уж не с тех поэтов,
Вниманье автора привлекших,
Не красотой своих сонетов,
А графоманством мимолётным.
Надеюсь, я не в этом списке:
Пусть моя рифма не стройна,
Но есть душа в моих записках
И чувств натянута струна.

***

В рамках приличия

То, что в девушке рвётся однажды,
Чему ценности нет уж совсем,
Но для кого-то является важным,
А для кого-то – просто тотем,
Многие нынче желают высмеивать,
Дескать, ценность это лишь до поры,
А потом – сплошные сомнения,
Когда рушиться станут мечты.
Струны эти не музыкальные –
В магазине замену им не найдёшь.
И даже не вазы они хрустальные –
Новых не купишь, когда разобьёшь.
На мой взгляд, нужно чёткое мнение
Сформировать у себя в голове:
Заменять это стоит творением,
Что девять месяцев мы носим в себе.
Будет замена тогда равноценная,
Ведь на проезжей дороге трава не растёт,
Ведь то, что кажется обесцененным,
На глазах у вас расцветёт.
Подрастёт, расцветёт и даст плоды,
И радовать будет успехом своим,
И увидим, что были не напрасны труды,
То, что было потеряно, мы, невзначай, сохраним.

***

Неудача

Был спроектирован ребёнок,
Но проект не получился.
И он, намного раньше срока,
На этом свете появился.
На его счастье врач нашелся,
Что диссертацию писал:
Он ко двору ему пришёлся,
И врач младенца поддержал.
Младенцем стал тот плод не сразу:
В реанимации дозрев,
Как выяснилось, понапрасну, -
Накликал множество проблем.
И для себя, и для семейства
Хлопот принёс немало он,
Ведь жизнь его как лицедейство,
Как ни крути со всех сторон.
Ведь зрел он не «внутри» -
«Снаружи» задатки не были даны,
И вот теперь смотрите:
Дружно за ним ухаживать должны.
А он своим худым умишком
Уж понял к десяти годам,
Что можно не стараться слишком
Себя обслуживать всегда.
Ведь за него и так всё сделают:
С едою чашку поднесут,
И биологические все потребности
Осуществить помогут тут.
Привык к вниманию родных он –
Того же ждёт и от чужих,
Кому в обязанность вменили
Вот это «чудо» обучить:
Сформировать его умения,
Базовых знаний дать ему,
А дома ждут лишь умиления
И потакания любимцу своему.
Я не смеюсь – я сожалею
О том, что так вот, сгоряча
Надетое ярмо на шею
Мечты разрушит невзначай.

***

В пролёте

Иногда кажется, что ты «в пролёте»,
Но, может быть, это беда проходит стороной?
Возможно, находиться не в большом почёте
Бывает очень выгодно порой?
Рассмотрим на примере. Это утверждение
Проверить сможем мы без всякого труда:
Представьте публике своё произведение –
В ответ услышите: «Да это ерунда!
Другой умеет лучше пользоваться вдохновением,
Другая ещё лучше рифму подберёт!
Куда тебе с твоим творением?
Кого оно, простите, привлечёт?»
А позже, когда стих разбор полётов,
Когда выводы все сделаны давно,
Ты, успокоившись, перечитай свою работу,
Там точно есть рациональное зерно!
Но, поддаваясь мимолётным увлечениям,
И слушая доброжелателей совет,
Ты можешь потерять своё умение,
Что-то чуждое приняв за образец.
А если думать изначально по-иному,
Упущенною выгодой не слишком дорожить,
На проигрыш ты взглянешь по-другому
И не о чем тебе будет тужить:
Подумаешь, конспект твой слишком длинный!
Ну разве плохо, что так много там всего?
Какая разница, что смысл там не глубинный!..
Ну, пусть напишут что-то лучше твоего.
Нет, ты не споришь: там – специалисты!
Но ты ведь тоже тут не просто так сидишь!
Пусть не оратор ты, пускай не столь речиста,
Однако пару слов ты всё ж соединишь.
И, наблюдая за падением с Олимпа
Да развенчанием передовых идей,
Возможно, пару строк сможешь сложить ты в рифму,
Утешась, что не ты сегодня в бороне.

***

Мир иллюзий

Мы испокон веков стремимся в мир иллюзий.
Сей эфимерный мир около нас всегда.
Когда в реальности страдаем от конфузов –
Найти нечто иное нам хочется тогда.
Сначала были мифы – в них люди заключали
Все знания свои о бренном бытии.
Сменили их легенды, о подвигах вещая,
Потомкам представляли норм жизни образцы.
А после были сказки. Они, как развлеченье,
Из уст в уста бродили и тешили людей.
Представьте: миф – наука, легенда – как история,
А сказка – как дидактика, чтоб пестовать детей.
На этом достижении мир не остановился.
Упрямо за прогрессом несётся он вперёд.
И вот уже подмостки театра появились:
Под масками скрываться пришёл теперь черёд.
Но и театр не был вершиной эволюции.
И вот в ХХ веке пришло в наш мир кино.
Мы на экране видим и мир, и революции,
И всё для нас «реально», будто глядим в окно.
Кино ж ещё цветочки в сравненьи с интернетом!
Об этом можно спорить хоть сутки напролёт.
В кино мы можем видеть развитие сюжета,
Когда ж в сети запутались – вас вряд ли кто найдёт.
Всё, что душе угодно, получите вы сразу.
Но польза или вред от сети – вам решать.
Здесь можно вытворять и разные проказы,
И уровень образования серьёзно повышать.

***

Не ссорьтесь с музой

Слишком много порою себе позволяя,
С вдохновением спор начинаем вести.
Мимолетною рифмою пренебрегая,
Мы надеемся позже её обрести.
Поглощают нас дел водовороты,
И, уставши, откладываем всё на потом.
Вдохновенье уходит, остаются заботы,
Нарастающие, как снежный ком.
И, подобно лавине, они нас накрывают,
И о творчестве речи уже не идёт.
Рифмы больше не подбираются –
Других дел невпроворот.
Видно, с музою не стоит ссориться
И оставлять без вниманья её.
Всё перемелется и потом успокоится,
И можно браться опять за перо.
За перо взяться можно, но стоит ли?
Вдохновенье ведь может и не прийти.
Что в итоге получим мы: рифму иль формулу? –
Попробовать стоит любые пути.

***

Бумажная жизнь

Муки творчества знакомы многим,
И муза капризною часто ходит.
Но жертвовать ею ради отчетов убогих,
Утопая в бумагах, всё же не стоит.
За бумажками жизни не видим мы.
Глаз поднять от бумажек нам некогда.
Вдохновение спасает нас, видимо,
В тот момент, когда помочь уже некому.
И вот уже целый ворох эмоций
Или чувств наружу уж рвётся.
Оглядевшись вокруг украдкой,
Мы делимся мыслью с тетрадкой.
Что с тетрадкой той позже станется
Не столь важно. Но хотя бы на миг
Мы почувствуем: что-то останется
От наших трудов, кроме отчётов сухих.

***

Самореализация

Чего боится трепетная муза?
И от чего скрывается она?
Не выдержав публичного конфуза,
Возможно, ночью будет не до сна.
Спугнув случайно, словечком небрежным,
Мы пытаемся снова её разыскать.
И, столкнувшись с чем-то весёлым и нежным,
Начинаем старательно его воспевать.
Нет гарантий, что опыт будет удачным.
Где гарантии, что это не вызовет смех?
И пока пусть рифма осталась невзрачной,
Зато есть надежда на возможный успех.
Пусть успех тот не будет ошеломительным,
Пусть финансовой выгоды не принесёт.
Но возможность гореть, не погаснув стремительно,
К самореализации потихоньку ведёт.

***

Творческий процесс

Написано только несколько строчек.
На что они вскоре станут похожи?
На набор символов и несколько точек,
Иль наполнятся смыслом, пробирая до дрожи?
Взята тетрадь с красивой обложкой,
Карандаш новый остро заточен,
Вдохновенье крадется неслышно, как кошка,
И чему-то новому начало положено.
Что случилось вдруг? Ластик испачкался,
Чёткий след от графита стирая.
Неужели слова внезапно заканчиваются,
Столкнувшись с тем, чего не понимаешь.
В порыве чувств так хочется высказать
Всё накопленное, что не нашло отклика.
И страницы карандаш вымажет,
И строки будут подобны выкрику.
Но кричать бесполезно порою,
Когда знаешь, что тебя не услышат.
И засыпаешь, как деревья зимою,
И слова звучат ещё тише.
И слова, превращаясь в беззвучность,
Смысл теряют, оставляя лишь форму.
Слившись в ритма и рифм неразлучность,
Формируют литературную норму.

***

Люди и роли

Рискнуть бы дотянуться до звезды!
До той, далёкой, что так сладостно манит!
Но тормозит нас логика: «Увы!
Планетам не пристало менять своих орбит!»
У каждого из нас есть своё место в жизни:
Один – в зените славы, ну а другой – в пыли,
А третьему за деньги исполнят все капризы,
А остальные в зрители записаны у них.
«Весь мир – театр, и люди в нём – актёры», -
Много лет назад Шекспир это сказал.
Исправно мы играем по жизни свои роли,
И лишь в мечтах стремимся свой встретить идеал.
А идеала нет: это лишь сгусток мыслей
С прибавленными качествами, с мнимою душой
И наделённый внешностью красивого артиста,
Который уж давно решил не быть собой,
Который уж давно во власти лицедейства,
И маски он меняет, за модой торопясь.
Кто он на самом деле – публике не известно,
Ведь он играет роли, успехами гордясь.

***

По третьему закону Ньютона

«Как аукнется, так и откликнется,» -
Издревле мудрость народа гласит.
Но нашёлся учёный, не поверивший истине,
Он научною базой этот закон подкрепил.
«Сила действия равна силе противодействия».
F1 в том законе будет равной F2.
И если в деле каком-то ты кому-то содействуешь,
В своём деле ты тоже можешь помощи ждать.
Так и есть. Это общий закон мироздания:
Есть время разбрасывать камни и время их собирать.
Всегда стоит обращать на это внимание
Перед тем, как серьёзное дело начать.
В мелочах не забудьте о принципе зеркала,
И закон бумеранга это вам подтвердит,
Ведь вселенский закон сохранения энергии
На круги своя всё всегда возвратит.
Да, согласна, это всё – словоблудие,
Отговорка для слабых и безвольных людей,
Что боятся на что-то решиться и, вроде бы,
Выступают сторонниками верных идей.
Но ещё это некое предупреждение,
Ведь в основе не домыслы, а факты лежат.
И в борьбе за общественное положение
Всё же не стоит по головам-то шагать!

***

Школьники и литература

(сатирическое)

Домысливать мы любим, в особенности – творчество.
Пусть автор ужаснётся с того, что написал!
Ведь если мы толкуем разные пророчества,
Истолковать роман сможет и дилетант!
Зачем читать внимательно, с контекстом разбираясь?
Взглянуть вполне достаточно в начало и в конец!
В начале мы узнаем, с чего всё начиналось,
В конце же, по традиции, идут все под венец.
А коль героев много – так это не проблема.
Запомним только парочку и самых основных,
Потом в сети отыщем основные темы,
Под них наборчик фраз подгоним ключевых.
А после сочинение про всё это напишем.
И, слава Богу, если мы с компиляцией дружны.
Но, по большей части, готовое мы ищем,
Ведь собственные мысли нам нынче не нужны.
Зачем мы на чтение будем время тратить,
Когда мы все в плену компьютерной игры?
Нам даже лень шпаргалку к ремню часов приладить,
На это есть скрин-шоты, умы нам не нужны!

***

Ни о чём

Как всё изменчиво,
И как всё скоротечно.
Как мы доверчивы,
И как бываем мы беспечны.
Как мы мечтательны,
Как верим в чудеса!
Однако разочарование
Кусает, как оса.
Желанье загадавши,
Спешим его исполнить.
Но, разочаровавшись,
Страстями переполнясь,
Уныние познавши,
Мы о мечте не помним.
Мы забываем то,
О чём всю жизнь мечтали,
И жизни колесо
Нас крутит неустанно.
Как белки в колесе
Мы всё бежим куда-то…
В делах мы ждём успех,
Большую ждём зарплату.
Когда же, не дождавшись,
Мы сетуем на жизнь,
Иллюзию удачи
Нам дарит оптимизм.
Стакан наполовину полон?
Или наполовину пуст?
От этой точки зрения
Зависит к жизни вкус.

***

Эволюция кисейных барышень

Тонюсенькая Барби: кукольная внешность,
Пускай без силикона, но, как вешалка, стройна.
Всё в ней без изъяна, ведь её успешность
Не зависит напрямую от её ума.
Такие нынче в моде. Красота обёртки
Всегда преобладает над тем, что есть внутри.
И такие девы всегда весьма увёртливы –
Их не раскусишь сразу, что ни говори.
Выбеленные локоны, отбеленные зубы,
Тональный крем, помада, теней палитра, тушь,
На шпильках туфли, ногти с маникюром…
И с полным кошельком рядом уже «муж».
Есть и другие феи: пышные, как булочки,
Формы их занятные росли, как на дрожжах.
И бережно они хранят свои фигурочки,
Ведь сколько скрыто «ценности» в объёмных их телах!
А ценности немалые в таких телах скрываются,
На них ведь регулярно наводить нужно лоск:
То волоски вдруг не там пробиваются,
То ноготь сломался, то не напудрен нос…
Но хозяйки таких тел с ними чудно справляются,
Не жалея на это ни денег, ни сил.
И результата прекрасного они добиваются,
И популярностью пользуются у многих мужчин.
На них мужчины падки, их холят и лелеют,
За них в огонь и в воду готовы все идти.
На первый взгляд, они в жизни всё умеют,
Места для них свободны, открыты все пути.
Заполонили всё эти кисейные барышни,
Но эволюция оставила на них чёткий свой след.
Ум у них заменяют манеры и наигрыш,
А инстинкты всегда охраняют от бед.

***

Мечта или реальность?

Любовь к мечтам с воспоминаньями
Приятней многого всего.
Там столько трепетных признаний
Лишь в мыслях произнесено!
Там столько слов об идеале
В рифмы было сплетено…
Но образ тот – полёт фантазии –
В реальности не встретишь ты его.
Зато в мечтах он так прекрасен!
Он тот, кем его видишь только ты!
Он поступает правильно, ход мыслей его ясен…
Но, очнувшись, понимаешь, что это лишь мечты.
В реальности таких героев не бывает,
А те, что есть, от идеала очень далеки!
Они лишь на словах «достойные поступки» совершают,
А действия реальные, порой, весьма плохи.
И сделав что-то напоказ,
И результата для себя добившись,
Они бросают пару фраз
О смысле совершаемого в жизни.
И рассуждая о себе,
Себя героями считают,
А труд чужой они вообще
Не ценят и даже не воспринимают.
И болтовнёй себя прославив,
Порядком пыли напустив в глаза,
Насмехаться над тем начинают,
Кто на их словоблудие рискнёт указать.
А потом ещё удивляются:
Почему предпочтенье мечте отдаём?
Ведь они так старательно собой похваляются!
Ведь они добиваются всегда своего!

***

Ложные ценности

«По одёжке встречают, а по уму провожают», -
Народная мудрость так утверждает.
Однако в последние десятилетия
По одёжке встретят, а ума не заметят.
На всё ныне должна быть «бумажка»,
Ведь без «бумажки» ты – сам знаешь кто.
Скромность и честность подобны букашкам,
А уважают нынче наглецов и жульё.
И порядочность канула в Лету –
Время рыцарей, дескать, ушло.
И внимание уже не обращают на это:
Кто нахальней, тому и повезло.
А ещё эти все недостатки
Под благими намерениями стало модно скрывать.
А если совесть обнаружат в сухом остатке,
То сразу начнут её осуждать:
Назовут её «малодушием»,
«Бесхребетностью» её нарекут…
И соберётся множество слушателей,
Которые «верные мысли» во всём этом найдут.

***

Обложка

Красавчики обычно на красоток падки,
Но красота у каждого своя.
У обделённых ею такие же повадки,
И бесполезно кого-то переубеждать.
Красивая внешность – всего лишь обложка.
Есть для этой обложки стандарты всегда.
Но «обложка» изнашивается, подобно одёжке
И ветшает она на глазах.
Много разных придумано ухищрений,
Чтобы скрыть отпечаток годов на лице.
Только всё это лишь заблуждения –
Время вспять повернуть невозможно уже.
И когда износилась обложка,
Выступает наружу то, что внутри:
То ужаснуть оно может до дрожи,
То глаз от него нельзя отвести.
О чём-то таком читаем в романе,
Что Оскар Уайльд давно написал.
Когда же нечто подобное встречаем сами,
Это может быть хуже любой из драм.
Пережив эту встречу, останется
Лишь возможность об идеале мечтать,
И обложки разглядывать нет уж желания –
Сразу хочется суть разгадать.
Суть же в том, что красота не во внешности,
Красота человека должна быть в душе.
Пресловутая же «обложка» - залог успешности.
Опровергать это глупо давно уже.
Пустяки, когда «обложка» ветшает
По прошествии прожитых лет.
Но беда, когда её побеждает
Нрав дурной, несущий кучу бед.

***

Письмо для отдыха

Я не пишу для славы, для успеха,
Строками денег заработать не могу.
Пусть не подмога мне, но всё ж и не помеха –
Строкам то доверяю, что вслух не расскажу.
Бумага терпелива, а интернет – подавно.
За псевдонимом прячась, можно позволить всё.
Но на эту тропу ступила я недавно,
И робко излагаю я мнение своё.
Страница в интернете похожа на трибуну,
С которой можно, высказавшись, услышанной не быть.
Но не стоит дразнить проказницу-фортуну –
Совсем другой эффект тут можно получить.
Поэтому пока я слишком не рискую:
Не всё я тут пишу, что хочется сказать.
Но этот малый труд был всё же не впустую:
Здесь, выпуская пар, пытаюсь отдыхать.
Пытаюсь отдыхать от всяческих претензий
О том, что труд мой, якобы, теперь сфера услуг,
О том, что должна следовать я новеньким тенденциям
И сутки не делить на «работу» и  «досуг».
Работать теперь надобно, якобы, бесплатно,
Поскольку труд учительский богатства не сулит.
А государство вводит всё новые стандарты,
Всё время заставляя терпеть горы обид.

***

Митрофанушка

Наблюдаю развитие личности
Такой, что и личностью трудно назвать:
Руки – ноги на месте, но есть и верх безразличности
Ко всему, что учёбой мы можем считать.
Обвинять его в этом неправильно,
Ведь он диагнозом хорошо защищён.
Возникает вопрос: «А учить его надо ли?
Если он не использует этих знаний потом!»
Он, без навыков самообслуживания,
Должен знаниями быть вооружён.
Но зачем ему это нужно-то?
Ведь никакою нуждой он не обременён!
У него нет никакой мотивации,
Ему надо лишь время чем-то занять.
Он не боится никакой деградации,
Ведь он даже не думал трудиться начать!
Был бы толк, если бы двигать его в одном направлении,
А не строить «Потёмкинских деревень»:
Когда спит он в блаженстве и умиротворении,
А дедуля в тетрадке решает пример.
Ну, а что на уроке изучено,
То сразу и напрочь можно забыть:
«Таким» двойки не ставятся в любом случае,
Значит, тройку без труда может он получить.
Зато сколько вокруг разговоров
О труде его и старании,
И родня готова клеймить позором
Всякого, кто усомнится в его знаниях.
По их мнению, «государство обязано
На подносе ему всё преподнести!»
Потому всех, кто с этим хоть как-нибудь связан,
Начинают, как плодоносящую грушу трясти.
И начихать, что зарплата копеечная
За фиксированную норму часов,
Они уверены, что затраты денежные
Не нужны для оплаты учительских трудов.
И какой же это труд, по их мнению,
Если чадо их нельзя ничему научить,
Ведь оно достойно лишь умиления,
А о предметах можно забыть!
Не беда, что родным организмом отторгнут был,
Ведь медицина шагнула вперёд,
И недоношенный плод под аппаратами выходили!
Только вот для чего, кто теперь разберёт?
Ведь ему не стоять за станком,
Ведь ему не сидеть за мольбертом,
Даже клавиши он нажимает с трудом,
И вполне доволен всем этим!

***

Досужие советы

«Неужели не в силах привлечь внимание
Мало-мальски приятного человека?
Можно вызвать, например, сострадание,
На жалость надавив чем-то,
Показаться ему беспомощной,
Чтобы джентльмен в нём проснулся,
Или слёзно молить о помощи,
Пока он ещё не совсем отвернулся…
Ну, а можно попробовать покрасоваться,
Было бы чем, а остальное – неважно!
Лишь бы совсем без внимания не остаться,
А попробовать можно и дважды!»
Ох уж эти советы досужие!
Уж порядком набили оскомину!
Если бы это действительно было нужно мне,
То и виляла бы хвостом во все стороны!
А пока такой цели нет у меня,
Хоть и немного обидно, когда игнорируют.
Я не ставлю задачу захомутать мужика,
Однако, не лишне быть особой видною.
Но когда таковой не являешься,
Очень хочется быть привлекательной
Не только для тех, кто от безделья развлекается,
Но и для личностей, по-человечески состоявшихся…

***

Умей привлечь внимание

Доверчиво читая желающим послушать,
Самое большее, что можно получить –
Это высказывание: «А я могу и лучше!
Шедевр тебе вряд ли удастся сочинить!»
Тут до «шедевра» вёрст, эдак, пару сотен,
Верней сказать, пару веков.
Ты ж материал берёшь из сплетен,
А оформление простое, из обычных слов.
Вот то ли дело знатные поэты!
Они умеют рифму оперить!
Из слов высокопарных слагаются сонеты,
Их дамам сердца принято дарить!
Твои ж слова не то, что на подарок,
На пыль в глаза не в силах потянуть!
А рассуждения твои похожи на свечи огарок –
Горели – не горели, пора уже задуть!
И где ж, скажи на милость, читатели твои?
Неужто никого не в силах «зацепить»?
И парой фраз поклонников влюбить
В свои рифмовки, не в силах, что ли ты?
Вот оглядись: мужчин вокруг немало.
А чьё внимание на себя ты обратила?
Проходят мимо, в упор не замечают…
Выходит, свой талант ты просто не раскрыла.

***

Взгляд со стороны

В чистую душу в грязных сапогах
Мы любим вваливаться опрометчиво,
И своенравно копаться в чужих мечтах,
Разбираясь в признаниях доверчивых.
То, что кажется нам смешным и бессмысленным,
Для другого является ценностью.
То, что порою не можем осмыслить мы,
У кого-то становится целями.
Осуждая чужие мечтания,
Под сомненья мы ставим свои.
Ведь отличается у всех багаж знаний,
На одно и то же мы по-разному глядим.
С высоты своей колокольни
Оценить можем только себя.
Критиковать же себя не позволим,
Лучше поумиляться, достижения ценя.
Ведь другие тебя не оценят,
В пух и прах весь твой труд разнесут,
По своим стандартам измерят
И уйму дельных советов дадут.
Насмехаясь над чьей-то профессией,
Неплохо бы подумать о ценности своей.
В том, что следуешь моде, есть свои прелести,
Но выбрать труд по душе – гораздо ценней.

***

Лишь бы встретился хороший врач

Все слова давно уже сказаны,
И все строки давно уж написаны,
Мысли в тексты давненько уж связаны –
Трудно новое что-то высказать.
Есть потребность в словах благодарности,
Обращённых к человеку доброму,
Что работой своей приносит радости,
Проводя через испытания трудные.
На работе он должен быть хладнокровным,
Чтобы клятву Гиппократа выполнить.
И богат быть должен духовно,
Чтобы отзывы нелестные выдержать.
«Ведь хороших врачей днём с огнём не найдёшь! –
Отовсюду эта фраза слышится, -
Захвораешь без денег – кучу бед соберёшь,
Ведь желающих лечить не отыщется!»
Но ведь есть где-то несколько рук золотых,
Но ведь есть где-то сердца добрые,
И медицинский талант, наверняка, есть у них!
Лишь бы встретиться с ними вовремя!

***

Канун 1 сентября

Да, я очень люблю внимание.
И за это вниманье борюсь.
Как умею, ищу сострадание,
Передавая знаний тяжёлый груз.
В голове это всё не удержится,
Надо память чуть-чуть разгрузить.
Или лучше интернету довериться
И шаблоны оттуда удить?
Подготовка к уроку напоминает рыбалку:
Можно выловить дырявый башмак,
Ну, а можно, проявив смекалку,
И ценную рыбку поймать кое-как.
Хорошо, если бы рыбка была золотая
И умела желания все исполнять:
По госстандарту программы бы все написала
И по всем нормам с конспектами наколдовала б тетрадь.
А потом, отойдя от шока,
Разобравшись в деталях ФГОС,
Все отчёты сдала бы до срока,
И ответила бы на каждый вопрос.
Разобралась бы она в профстандарте
И в методиках новых знала бы прок,
И умилялась бы, глядя на детей за партой,
Мастерски проводя каждый урок.
А уроки бы были, на удивление,
Все один к одному, как на конкурс профмастерства,
И несли бы они умиротворение,
Вливая знания в умы большинства.
Вот бы стать мне такою рыбкою,
Чтоб совладать с цунами контрольных работ,
И к труду приступить с улыбкою,
И благополучно окончить учебный год!

***