Статья "Как обеспечить безопасность в парусных походах"

Как обеспечить безопасность в туристских

походах на парусных швертботах

Арсенюк Екатерина Владимировна,

педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Мир парусного спорта, морских путешествий, походов – это особый, неповторимый мир. Это и романтика, и приобщение к природе, её красоте и мощи. Но это и кропотливый повседневный труд: техническая подготовка парусного судна, обучение управлению, выработка умения обустроить свой быт в походе, кроме того – это строгая дисциплина, знание техники безопасности и выполнение всех необходимых правил.

 

В походах на швертботах обеспечение безопасности решается по нескольким направлениям:

  1. Планирование переходов с учетом долгосрочных и краткосрочных метеопрогнозов и наличия гаваней, либо других укрытий по пути перехода;
  2. Наличие судна сопровождения с необходимым оборудованием;
  3. Правильный выбор типа парусных швертботов с учетом имеющейся акватории и техническая подготовка лодок к навигации;
  4. Теоретическая и практическая подготовка экипажей к управлению лодками, в том числе к эскадренному плаванию и действиям при авариях;
  5. Постоянная радиосвязь судна сопровождения с бортами и при необходимости с береговыми службами;
  6. Обязательное ношение спасательных жилетов всеми участниками на переходе и готовая к действию дежурная надувная мотолодка.

 

Наш опыт походов

Наши парусные походы происходят в Северо-Западной части акватории Ладожского озера, которое характеризуется холодной водой, особенно в начале сезона, и неустойчивой, быстро изменяющейся погодой, ввиду того, что озеро является погодообразующим для региона.

Ладожское озеро имеет значительные размеры, примерно 180 на 90 километров, поэтому даже средней силы ветер, приходящий с открытой части озера, может вызывать значительное волнение.

Из-за незначительной плотности воды и малого содержания солей в воде Ладожского озера крутизна волны в озере повышена, а расстояние между волнами, иначе называемое «период», намного меньше, чем в Финском заливе. На практике это обстоятельство значительно затрудняет ход против ветра на волнении для парусных судов и делает нахождение на таком волнении при сильном ветре опасным.

Мы стараемся проводить переходы в светлое время суток и при благоприятном прогнозе погоды. Если ветер дует с береговых четвертей, то переходы происходят и при достаточно сильных ветрах, так как волнение сохраняется в переделах допустимого. При решении о переходе используются местные признаки погоды и прогнозы метеослужб, в том числе погодные карты.

Для большей безопасности походы проводятся в шхерном районе с множеством островов, что позволяет дойти до укрытия при внезапном ухудшении погоды в пределах 20-40 минут.

Применяемые швертботы закрытого типа имеют балласт, умеренную парусность, встроенные элементы плавучести и спроектированы для применения в прибрежной полосе морей.

 

Оверкиль и падение за борт

Проводя поход с использованием швертботов, следует постоянно иметь ввиду и учитывать, что парусный швертбот может быть опрокинут при неграмотном управлении, либо вследствие погодных условий.

Не меньшую опасность представляет и падение с борта яхты, даже при наличии надетого спасательного жилета.

Как правило, и оверкиль (опрокидывание лодки), и падение за борт происходит при сильном ветре и волнении, что значительно осложняет и удлиняет по времени спасательные работы на открытой воде. Не останавливаясь на технике управления парусными судами и порядке действий при спасательных работах, достаточно подробно изложенных в учебной литературе, рассмотрим лишь основные опасности в походе на швертботах и меры безопасности, которые необходимо принять.

 

Переохлаждение и риск потери из виду оказавшихся за бортом

Основными опасностями являются переохлаждение при продолжительном нахождении в воде, а также риск потери людей среди волн или же в темное время суток, либо в сумерки. Опасность гипотермии возрастает при приближении температуры забортной воды к 0 градусов по шкале Цельсия. При температуре воды +4оС летальный исход возможен уже через 15 минут.

При обычных для летнего периода температурах +12-17оС переохлаждение также возможно при достаточно длительном нахождении в воде, и следует по возможности скорее поднять людей из воды и быть готовыми к принятию мер по противодействию возможной гипотермии.

 

Меры безопасности

Нисколько не умаляя значение обычных для туристского похода мер безопасности, которые, конечно же, необходимо соблюдать, остановимся на специфических, характерных для парусного похода на швертботах.

Какие же меры следует предпринять, отправляясь в поход на швертботах?

Прежде всего, рулевые швертботов, а также руководители похода должны иметь не только теоретические знания из книжек, но и твердые практические навыки по управлению швертботами, в том числе по постановке на ровный киль перевернувшегося швертбота, и постановке на буксир, и движении на буксире за катером.

Следует также отработать до автоматизма действия по команде «человек за бортом». Как правило, оба эти условия соблюдаются, если такие походы проводят парусные клубы или секции. Рулевые швертботов при сдаче экзаменов на 3й, 2й и 1й класс сдают на воде практический элемент «человек за бортом», без которого квалификация не должна присваиваться.

Следующее непременное условие состоит в том, что на всех участниках похода должны быть исправные спасательные жилеты парусного образца, подогнанные по размеру, лучше не надувные, а швертботного типа с пенополиуретаном, имеющие яркие расцветки: ярко-желтые, оранжевые, красные и хорошо заметные в воде. Жилеты должны быть надеты поверх одежды, а никак не под куртки. Куртка, надетая поверх жилета, во-первых, не позволяет контролировать наличие жилета на участнике похода, во-вторых при падении за борт на ходу найти человека становится во много раз труднее.

Необходимо иметь судно для сопровождения швертботов с надежным мотором, лучше дизельным, как менее пожароопасным, способное буксировать все находящиеся в походе швертботы, в том числе против ветра и волны. Желательно в комплекте у судна сопровождения иметь надувную лодку для спасательных и вспомогательных работ.

 

Судно сопровождения

В наших походах, учитывая сложность акватории, приравненной к морской, в качестве судна сопровождения используется мореходное рыболовное судно с дизельным двигателем, типа «Малый сетеподъёмник», с довольно умеренной мощностью дизеля (далее МСП).

На МСП возможна установка парусного вооружения и ход под парусами, при необходимости можно буксировать всю флотилию разом. Кроме того, во время переходов МСП буксирует надувную спасательную шлюпку с подвесным мотором и запасом горючего, которая может быть приведена в действие в течение трех минут. Помимо этого, надувная шлюпка используется для сообщения с берегом при сложном для швартовки рельефе берега и при постановках на якорь.

 

Порядок следования судов во флотилии

Для повышения общей безопасности рекомендуется компактное движение швертботов, когда расстояние между первой и последней лодкой не превышает 1-2 километра. На таком расстоянии поддерживается уверенная радиосвязь и неплохой визуальный контакт. При ухудшении погоды лучше сократить дистанцию между лодками и судном сопровождения до 100-200 метров. При угрозе шквала паруса убираются и швертботы берутся на буксир до ближайшего укрытия.

 

Навигационное обеспечение и связь

Из средств навигации желательно иметь GPS/ГЛОНАС-навигатор с навигационными картами района плавания, и картплоттер для планирования и отслеживания маршрута.

Из дополнительного навигационного оборудования имеется ручной GPS-навигатор Гармин с морскими картами и треками ранее пройденных маршрутов. Кроме того на МСП установлен эхолот, позволяющий отслеживать глубины в прибрежной полосе, и навигационные ходовые огни.

Все швертботы снабжены рациями для связи с судном сопровождения.

 

Прогноз погоды

Для получения прогноза погоды и погодных карт следует использовать доступные средства связи (например, сотовые телефоны). Кроме того, на судне имеются барометр и барограф непрерывного действия.

 

Швертботы

Для данного района плавания лучше всего использовать балластированные швертботы длиной 5-7 м, с двойным дном, заполненным пенополиуретаном, для обеспечения непотопляемости даже в случае опрокидывания. Небольшая осадка с поднятым швертом и пером руля позволит укрыться в сравнительно мелководных заливах и бухтах, а также подойти близко к берегу.

Каждый швертбот должен быть снабжен комплектом парусов, весел, якорем, например, Брюса, весом 5 кг и канатом длиной 70 метров из крученого полиамида, который растягивается под нагрузкой до 40%. Якорь Брюса не имеет движущихся частей и поэтому представляется наиболее безопасным для команды.

Кроме того, на каждом швертботе должны быть буксирные концы из крученого полиамида длиной не менее 40 метров и запас различных веревок, комплект инструментов, медицинская аптечка, а также пластмассовое ведро на короткой веревке вместимостью 7 литров.

 

Надувная лодка

При спасательных и других работах в походе наиболее безопасны, непотопляемы и практичны надувные моторные лодки из ПВХ длиной от 380 до 430 см с вкладным составным днищем. Они позволяют вплотную подойти к опрокинувшемуся швертботу, на них легко вытащить человека из воды через борт и при этом они не перевернутся. Также их можно вынести силами 4 человек на пляж, траву или камни, что бывает необходимо в походе и что невозможно или нежелательно делать с мотолодкой типа РИБ, то есть с надувной, но имеющей килеватое пластмассовое днище-корпус.

 

Заключение и выводы

В данной статье изложен опыт походов на парусных швертботах по сравнительно сложной акватории Ладожского озера, приравненной к морской, с быстро меняющейся погодой, неприятной «острой» волной и очень холодной водой на глубине 1-1,5 метра, под слоем также далеко не теплой воды.

Разумеется, такие меры предосторожности и оснащение могут быть излишни при проведении парусных походов на швертботах по небольшим озерам и рекам, в теплом климате. Возможно, будет вполне достаточно мотолодки или большого швертбота с мотором, чтобы в случае втыкания мачты одного из швертботов в грунт при опрокидывании было чем освободить её.

Наверное, не стоит выбирать в качестве лодок для похода швертботы-одиночки типа «Луч», а применить более подходящие для похода швертботы-двойки. Однако жилеты должны быть на всех участниках во время любого перехода, а руководители похода и рулевые должны иметь теоретическую и практическую парусную подготовку, достаточную для успешного проведения мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как обеспечить безопасность в туристских

походах на парусных швертботах

Арсенюк Екатерина Владимировна,

педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Мир парусного спорта, морских путешествий, походов – это особый, неповторимый мир. Это и романтика, и приобщение к природе, её красоте и мощи. Но это и кропотливый повседневный труд: техническая подготовка парусного судна, обучение управлению, выработка умения обустроить свой быт в походе, кроме того – это строгая дисциплина, знание техники безопасности и выполнение всех необходимых правил.

В походах на швертботах обеспечение безопасности решается по нескольким направлениям:

  1. Планирование переходов с учетом долгосрочных и краткосрочных метеопрогнозов и наличия гаваней, либо других укрытий по пути перехода;
  2. Наличие судна сопровождения с необходимым оборудованием;
  3. Правильный выбор типа парусных швертботов с учетом имеющейся акватории и техническая подготовка лодок к навигации;
  4. Теоретическая и практическая подготовка экипажей к управлению лодками, в том числе к эскадренному плаванию и действиям при авариях;
  5. Постоянная радиосвязь судна сопровождения с бортами и при необходимости с береговыми службами;
  6. Обязательное ношение спасательных жилетов всеми участниками на переходе и готовая к действию дежурная надувная мотолодка.

Наш опыт походов

Наши парусные походы происходят в Северо-Западной части акватории Ладожского озера, которое характеризуется холодной водой, особенно в начале сезона, и неустойчивой, быстро изменяющейся погодой, ввиду того, что озеро является погодообразующим для региона.

Ладожское озеро имеет значительные размеры, примерно 180 на 90 километров, поэтому даже средней силы ветер, приходящий с открытой части озера, может вызывать значительное волнение.

Из-за незначительной плотности воды и малого содержания солей в воде Ладожского озера крутизна волны в озере повышена, а расстояние между волнами, иначе называемое «период», намного меньше, чем в Финском заливе. На практике это обстоятельство значительно затрудняет ход против ветра на волнении для парусных судов и делает нахождение на таком волнении при сильном ветре опасным.

Мы стараемся проводить переходы в светлое время суток и при благоприятном прогнозе погоды. Если ветер дует с береговых четвертей, то переходы происходят и при достаточно сильных ветрах, так как волнение сохраняется в переделах допустимого. При решении о переходе используются местные признаки погоды и прогнозы метеослужб, в том числе погодные карты.

Для большей безопасности походы проводятся в шхерном районе с множеством островов, что позволяет дойти до укрытия при внезапном ухудшении погоды в пределах 20-40 минут.

Применяемые швертботы закрытого типа имеют балласт, умеренную парусность, встроенные элементы плавучести и спроектированы для применения в прибрежной полосе морей.

Оверкиль и падение за борт

Проводя поход с использованием швертботов, следует постоянно иметь ввиду и учитывать, что парусный швертбот может быть опрокинут при неграмотном управлении, либо вследствие погодных условий.

Не меньшую опасность представляет и падение с борта яхты, даже при наличии надетого спасательного жилета.

Как правило, и оверкиль (опрокидывание лодки), и падение за борт происходит при сильном ветре и волнении, что значительно осложняет и удлиняет по времени спасательные работы на открытой воде. Не останавливаясь на технике управления парусными судами и порядке действий при спасательных работах, достаточно подробно изложенных в учебной литературе, рассмотрим лишь основные опасности в походе на швертботах и меры безопасности, которые необходимо принять.

Переохлаждение и риск потери из виду оказавшихся за бортом

Основными опасностями являются переохлаждение при продолжительном нахождении в воде, а также риск потери людей среди волн или же в темное время суток, либо в сумерки. Опасность гипотермии возрастает при приближении температуры забортной воды к 0 градусов по шкале Цельсия. При температуре воды +4оС летальный исход возможен уже через 15 минут.

При обычных для летнего периода температурах +12-17оС переохлаждение также возможно при достаточно длительном нахождении в воде, и следует по возможности скорее поднять людей из воды и быть готовыми к принятию мер по противодействию возможной гипотермии.

Меры безопасности

Нисколько не умаляя значение обычных для туристского похода мер безопасности, которые, конечно же, необходимо соблюдать, остановимся на специфических, характерных для парусного похода на швертботах.

Какие же меры следует предпринять, отправляясь в поход на швертботах?

Прежде всего, рулевые швертботов, а также руководители похода должны иметь не только теоретические знания из книжек, но и твердые практические навыки по управлению швертботами, в том числе по постановке на ровный киль перевернувшегося швертбота, и постановке на буксир, и движении на буксире за катером.

Следует также отработать до автоматизма действия по команде «человек за бортом». Как правило, оба эти условия соблюдаются, если такие походы проводят парусные клубы или секции. Рулевые швертботов при сдаче экзаменов на 3й, 2й и 1й класс сдают на воде практический элемент «человек за бортом», без которого квалификация не должна присваиваться.

Следующее непременное условие состоит в том, что на всех участниках похода должны быть исправные спасательные жилеты парусного образца, подогнанные по размеру, лучше не надувные, а швертботного типа с пенополиуретаном, имеющие яркие расцветки: ярко-желтые, оранжевые, красные и хорошо заметные в воде. Жилеты должны быть надеты поверх одежды, а никак не под куртки. Куртка, надетая поверх жилета, во-первых, не позволяет контролировать наличие жилета на участнике похода, во-вторых при падении за борт на ходу найти человека становится во много раз труднее.

Необходимо иметь судно для сопровождения швертботов с надежным мотором, лучше дизельным, как менее пожароопасным, способное буксировать все находящиеся в походе швертботы, в том числе против ветра и волны. Желательно в комплекте у судна сопровождения иметь надувную лодку для спасательных и вспомогательных работ.

Судно сопровождения

В наших походах, учитывая сложность акватории, приравненной к морской, в качестве судна сопровождения используется мореходное рыболовное судно с дизельным двигателем, типа «Малый сетеподъёмник», с довольно умеренной мощностью дизеля (далее МСП).

На МСП возможна установка парусного вооружения и ход под парусами, при необходимости можно буксировать всю флотилию разом. Кроме того, во время переходов МСП буксирует надувную спасательную шлюпку с подвесным мотором и запасом горючего, которая может быть приведена в действие в течение трех минут. Помимо этого, надувная шлюпка используется для сообщения с берегом при сложном для швартовки рельефе берега и при постановках на якорь.

Порядок следования судов во флотилии

Для повышения общей безопасности рекомендуется компактное движение швертботов, когда расстояние между первой и последней лодкой не превышает 1-2 километра. На таком расстоянии поддерживается уверенная радиосвязь и неплохой визуальный контакт. При ухудшении погоды лучше сократить дистанцию между лодками и судном сопровождения до 100-200 метров. При угрозе шквала паруса убираются и швертботы берутся на буксир до ближайшего укрытия.

Навигационное обеспечение и связь

Из средств навигации желательно иметь GPS/ГЛОНАС-навигатор с навигационными картами района плавания, и картплоттер для планирования и отслеживания маршрута.

Из дополнительного навигационного оборудования имеется ручной GPS-навигатор Гармин с морскими картами и треками ранее пройденных маршрутов. Кроме того на МСП установлен эхолот, позволяющий отслеживать глубины в прибрежной полосе, и навигационные ходовые огни.

Все швертботы снабжены рациями для связи с судном сопровождения.

Прогноз погоды

Для получения прогноза погоды и погодных карт следует использовать доступные средства связи (например, сотовые телефоны). Кроме того, на судне имеются барометр и барограф непрерывного действия.

Швертботы

Для данного района плавания лучше всего использовать балластированные швертботы длиной 5-7 м, с двойным дном, заполненным пенополиуретаном, для обеспечения непотопляемости даже в случае опрокидывания. Небольшая осадка с поднятым швертом и пером руля позволит укрыться в сравнительно мелководных заливах и бухтах, а также подойти близко к берегу.

Каждый швертбот должен быть снабжен комплектом парусов, весел, якорем, например, Брюса, весом 5 кг и канатом длиной 70 метров из крученого полиамида, который растягивается под нагрузкой до 40%. Якорь Брюса не имеет движущихся частей и поэтому представляется наиболее безопасным для команды.

Кроме того, на каждом швертботе должны быть буксирные концы из крученого полиамида длиной не менее 40 метров и запас различных веревок, комплект инструментов, медицинская аптечка, а также пластмассовое ведро на короткой веревке вместимостью 7 литров.

Надувная лодка

При спасательных и других работах в походе наиболее безопасны, непотопляемы и практичны надувные моторные лодки из ПВХ длиной от 380 до 430 см с вкладным составным днищем. Они позволяют вплотную подойти к опрокинувшемуся швертботу, на них легко вытащить человека из воды через борт и при этом они не перевернутся. Также их можно вынести силами 4 человек на пляж, траву или камни, что бывает необходимо в походе и что невозможно или нежелательно делать с мотолодкой типа РИБ, то есть с надувной, но имеющей килеватое пластмассовое днище-корпус.

Заключение и выводы

В данной статье изложен опыт походов на парусных швертботах по сравнительно сложной акватории Ладожского озера, приравненной к морской, с быстро меняющейся погодой, неприятной «острой» волной и очень холодной водой на глубине 1-1,5 метра, под слоем также далеко не теплой воды.

Разумеется, такие меры предосторожности и оснащение могут быть излишни при проведении парусных походов на швертботах по небольшим озерам и рекам, в теплом климате. Возможно, будет вполне достаточно мотолодки или большого швертбота с мотором, чтобы в случае втыкания мачты одного из швертботов в грунт при опрокидывании было чем освободить её.

Наверное, не стоит выбирать в качестве лодок для похода швертботы-одиночки типа «Луч», а применить более подходящие для похода швертботы-двойки. Однако жилеты должны быть на всех участниках во время любого перехода, а руководители похода и рулевые должны иметь теоретическую и практическую парусную подготовку, достаточную для успешного проведения мероприятия.