Дидактика проектно-ориентированного образовательного подхода на основе корреляции процессов тьюторинга и форсайтинга

Мартынов Борис Викторович

 

Как известно, процессы постиндустриализации характеризуются трансформацией труда для большей части общества в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации, что детерминирует преодоление присущего индустриальному обществу отчуждения человека от результатов своего труда. Вместе с тем постиндустриальное общество является и обществом постэкономическим, что указывает на преодолевание господства экономики над людьми, основной формой жизнедеятельности которых становится развитие человеческих способностей, накопление и актуализация человеческого капитала. Сфера последнего  всё больше определяет развитие и структуру мирового рынка, динамику социально-экономических процессов и конкурентоспособность государства. При этом акцент в формировании человеческого капитала смещается в мировой практике от государства и политических центров к регионам, органам местного самоуправления и, в общем, к институтам гражданского общества.

Как показывает российская практика, сектор «производства» человека, накопления и реализация его капитала развит по сравнению с мировыми показателями слабо, в основном превалируют пока экономические и социально-политические институты позднеиндустриальной стадии, что наглядно демонстрируют текущие процессы в образовательной сфере. Если в одной из самых развитых инновационных и информационных стран в мире – Японии – имеет место тенденция к 100% обеспечению населения высшим образованием, то в России существует тенденция к сокращению высшего образования, сопровождаемая процессами обособления и элитизации отдельных социальных групп, акцентируя интерес большинства к среднеспециальному образованию. Соответственно, логичным будет предположить, что в нашем случае государство ингибирует развитие потенциала общества, так как не может обеспечить выпускникам вузов реализацию их компетенций и знаний в виду отсутствия сферы их применения. Этот факт наводит на мысль, что формированием необходимой среды актуализации и реализации знаний должна заниматься активная часть регионального и муниципального сообщества в лице местных органов самоуправления, экономических акторов и образовательных учреждений, связанных в региональную инновационную систему, так как в ней имманентно разворачиваются процессы приобретения и производства знаний, их распространения, применения и управления ими.

Внедрение такой практики представляется актуальным в решении следующих проблем.

Гармонизация политики образования в свете инновационных инициатив Президента и его окружения и консервативной общеполитической подложки государственной деятельности. Общая идея инновационной перестройки формирования и управления знанием должна на региональном уровне подкрепляться конкретными прогнозами развития социально-экономических трендов и в соответствии с результатами иметь региональную дифференциацию и специализацию образовательных учреждений, представляющих совместно с экономическими субъектами, общественными и политическими организациями институциональную сеть, логистика которой увязывает всю систему в координатах потребности-образование-знание-самореализация-развитие и традиционные ценности-инновационные технологии.

Изменение идеологической составляющей современного процесса образования, непосредственно детерминированной внедрением в социокультурную ткань современного общества идеологии успешности, которая редуцируется в повседневной жизненной практике к борьбе за внимание любыми способами, игнорирует принцип меритократизма и стимулирует актуализацию сиюминутного поверхностного знания. В рамках такой ментальной атмосферы индивидуализация трансформируется в атомизацию, а интеграционная стадия процесса социализации не интернализирует ценности сотрудничества, солидарности в аксиологическую структуру выпускников образовательных учреждений. В итоге процесс образования сводится к цепочке полученных конкретных знаний и технологий, необходимых здесь и сейчас для сохранения конкурентоспособности, зачастую изложенных не системно и не вскрывающих фундаментальные закономерности реальности, без чего невозможно осознанно выстраивать процесс самообразования и траекторию индивидуального развития. При таком подходе самореализация характеризуется достижением индивидуальных успехов, не связанных с другими индивидами, обществом, государством, что наглядно демонстрирует сегодня фрагментарность, раздробленность российского общества по различным признакам. Внедрение новых дидактических принципов в процессе формирования инновационной среды и соответствующих ей социотипов сосредоточит усилия заинтересованных субъектов на подготовке специалистов, направленных на системную оптимизацию их деятельности путём реализации совместных проектов.

Дидактическим и организационным механизмом реализации рассматриваемой практики и изложенных выше проблем представляется проектно-ориентированный подход к образовательному процессу, реализующийся посредством корреляции процессов тьюторинга и форсайтинга. Проектный подход даёт возможность системно взглянуть на имеющиеся проблемы и организовать всех субъектов региона в единую команду проекта или принять участие в качестве стейкхолдеров и равно распределить соответствующие риски. С другой стороны проектный подход имеет в основе не конкурентную, а командно-групповую сущность, основанную на сотрудничестве, синергетический эффект чего раскрывает такой дидактический принцип, как совместный учебный проект, в котором помимо реализации цели раскрываются и осваиваются социальные и профессиональные роли проектного процесса. Кроме того, индивидуальное начало в рамках совместной проектного обучения обязательно должно развиваться и реализовываться через технологии рефлексии и саморефлексии. В процессе реализации учебного проекта студенты должны найти ответы на такие вопорсы, как: Кто я в проекте? В чём моя роль? Что я могу сделать для реализации проекта? Что изменилась во мне после реализации проекта? Как проект повлияет внешнюю среду? Таким образом, формируется взаимосвязь личной самореализации через осуществление проекта с самореализацией всех его участников и реализацией задач той среды, на развитие которой проект был направлен.

Как было отмечено, необходимым условием для формирования релевантной дидактики выступают процессы форсайтинга и тьюторинга. Форсайт представляет собой инструмент для формирования стратегий и приоритетов развития, способ мобилизации инновационных ресурсов, информационная платформа сотрудничества партнеров, методология выявления новых возможностей и угроз, источник прогностической информации для лиц, принимающих решения, формирование будущего, а не его прогнозирование. Формирование инновационной системы, как новой реальности, в которой приходится искать новые пути формирования социальных взаимоотношений, детерминирует такие флуктуации, как нарастание неопределенности и непредсказуемости, увеличение уровня сложности объектов и систем управления, рост скорости изменений, ограниченность ресурсов, что ставит перед существующими институтами следующие задачи: формирование диалога власти, бизнеса, науки и образования, социума, участие в глобальных инновационных процессах, эффективное использование интеллектуального капитала, использование сетевых технологий, реализация Форсайта на разных уровнях, использование потенциала информационных технологий.

Тьюторство как синергия процессов формирования знания у обучающихся и способствования их самореализации через применение этих знаний направлено на структурирование субъективно-объектного пространства и системы отношений студента, которые опосредуют цепочку сигнал-информация-смысл. Сигнал рассматривается как любое воздействие, которое распространяется в системе и передаётся от одного её участника к другому. Информация представляет собой изменения, случившиеся под влиянием сигнала в конкретном индивиде. Оценивая информацию, индивид раскрывает её гносеологический смысл, формирует знание. Таким образом, информация не содержится в сигнале, но под его воздействием возникает у индивида, от состояния и способностей которого она зависит. Смысл же создаётся индивидом и существует только в субъективном внутреннем  мире сознания. В условиях постоянного прироста и трансформации знаний для их эффективного и целенаправленного отбора, переработки и реализации актуализация такой цепочки должна лежать первоначально в гносеологически-праксиологическом целевом секторе процесса тьюторинга.

Резюмируя, отметим, что современный контекст развития социально-экономических процессов и соответствующих образовательных систем характеризуется постулатами теории хаоса: периоды нестабильности сменяются краткими упорядочивающими периодами, затем кризис и – снова длительный период нестабильности. Соответственно институт образования совместно с другими институтами должен формировать знание на перспективу, а реализацией существующих практико-знаниевых потребностей должны заниматься коучеры в рамках бизнес-школ.

Концептуально формирование дидактики проектно-ориентированного образовательного подхода реализуется посредством институциализации корреляции тьюторства – посредством формирования внутриорганизационных сетей взаимодействия преподавателей и студентов в рамках локальных проектов и разработки междисциплинарные комплексов самостоятельной работы студентов, и форсайтинга – как площадка прогнозирования и формирования перспективных направлений обучения, которые, выстраивая горизонтальные связи с субъектами инновационной среды, реализуют сквозное и системное управление развитием знания на муниципальном, региональном и других уровнях. Таким образом, форсайтинг образовательного процесса на основе анализа мировых, национальных и региональных процессов выделяет основные тенденции развития социально-экономических потребностей и соответствующих моделей образования, тьюторинг – отвечает за разработку индивидуальных траекторий формирования знания и самореализации на его основе.