Эмоциональная сфера

Психология эмоций как наука долгое время оставалась вне основного русла ее развития. Ученые еще до появления каких-либо научных данных понимали, что эмоции важны для самосознания человека и социальных отношений. «Однако до  80-х годов нашего столетья психология фактически игнорировала эмоции». Одни исследователи полагают, что можно обойтись без понятия «эмоция», другие же утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. (Изард К. Э.; 2000)

Р. М. Грановская писала, что под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость  и  оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. (Грановская Р. М.; 1985)

На данный момент не существует единой точки зрения на природу и значение эмоций, в связи с этим проводятся исследования направленные на изучение эмоций. С одной стороны, можно говорить о том, что эмоции возникают в результате воздействия какого-либо раздражителя, с другой, что они сформировались в процессе эволюции. По мнению С. Л. Рубинштейна, основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в установлении связей внутри эмоциональных процессов, ходом событий и между ходом деятельности индивида, с одной стороны. И течением внутренних органических процессов, от которых зависит жизнь организма, - с другой стороны; в итоге индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. Соотношение между этими явлениями в эмоциях опосредованно психическими процессами, такими как простая рецепция, восприятие, осмысление и  сознательное предвосхищение результатами хода событий или действий.

«Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций» [20; 552].

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека, а значит, многие эмоциональные состояния отражаются на особенностях поведения человека. Например, об эмоциональном состоянии человека может свидетельствовать покраснение или побледнение кожи, изменение адреналина в крови и многое другое.

А. Г. Маклаков писал, что эмоции представляют собой отношение человека к миру, в форме непосредственного переживания. К наиболее значимым эмоциям относят такие эмоциональные переживания, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Под аффектом понимают наиболее мощный вид эмоциональной реакции, который выражается в интенсивной, бурно протекающей, кратковременной эмоциональной вспышке. Примерами могут служить ярость, сильный гнев, радость, отчаяние, горе. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов: изменяются показатели внимания, теряется чувство реальности, возникает сильное эмоциональное возбуждение, человек теряет контроль над собой и своими действиями.

Собственно эмоции, эмоциональные явления, отличаются от аффектов длительностью и представляют собой реакцию не только на текучие события, но и на воспоминания. Они могут включать в себя удовольствие и не удовольствие. Например, воспоминания о неприятном могут вызывать чувство радости, от того, что неприятное осталось где-то в прошлом. Так могут возникать ощущения напряжения и облегчения, возбуждения и успокоения.

Эмоции делятся на стенические, стимулирующие деятельность, увеличивающие энергию, побуждающие к поступкам и высказываниям, и на астенические, когда переживания ведут к скованности и пассивности.

Принято выделять следующие «фундаментальные» эмоции:

·                 Радость

·                 Удивление

·                 Страдание

·                 Гнев

·                 Отвращение

·                 Презрение

·                 Страх

·                 Стыд

Так же выделяют эмоциональные переживания, которые носят неоднозначный характер, противоречивые эмоциональные отношения, двойственность чувств, то есть амбивалентность.

Еще один вид эмоциональных состояний - чувства, в большей степени связанны с социальной сферой, в большинстве случаев предметны и конкретны. Они по продолжительности более длительны, чем эмоции, играют большую роль в социальной адаптации. Чувства делятся на нравственные, эстетические, интеллектуальные. К высшим проявлениям чувств многие ученые относят страсть. (Маклаков А. Г., 2002)

С. Л. Рубинштейн писал, что «Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и овладевает им, …Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточении их на единой цели». [20; 580]

Следующую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека, они тесно связанны с деятельностью, которой занимается человек. «Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью». [18; 403]

С. Л. Рубинштейн полагал, что в эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия, основные из них связанны с различием в содержании чувств человека (Рубинштейн С. Л.; 2008).

 Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональная сфера играет огромную роль в развитии личности, ее индивидуальных качеств, она мотивирует, мобилизует нашу энергию, но, не играет в данном случае решающей роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Психология эмоций как наука долгое время оставалась вне основного русла ее развития. Ученые еще до появления каких-либо научных данных понимали, что эмоции важны для самосознания человека и социальных отношений. «Однако до  80-х годов нашего столетья психология фактически игнорировала эмоции». Одни исследователи полагают, что можно обойтись без понятия «эмоция», другие же утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. (Изард К. Э.; 2000)

Р. М. Грановская писала, что под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость  и  оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. (Грановская Р. М.; 1985)

На данный момент не существует единой точки зрения на природу и значение эмоций, в связи с этим проводятся исследования направленные на изучение эмоций. С одной стороны, можно говорить о том, что эмоции возникают в результате воздействия какого-либо раздражителя, с другой, что они сформировались в процессе эволюции. По мнению С. Л. Рубинштейна, основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в установлении связей внутри эмоциональных процессов, ходом событий и между ходом деятельности индивида, с одной стороны. И течением внутренних органических процессов, от которых зависит жизнь организма, - с другой стороны; в итоге индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. Соотношение между этими явлениями в эмоциях опосредованно психическими процессами, такими как простая рецепция, восприятие, осмысление и  сознательное предвосхищение результатами хода событий или действий.

«Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций» [20; 552].

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека, а значит, многие эмоциональные состояния отражаются на особенностях поведения человека. Например, об эмоциональном состоянии человека может свидетельствовать покраснение или побледнение кожи, изменение адреналина в крови и многое другое.

А. Г. Маклаков писал, что эмоции представляют собой отношение человека к миру, в форме непосредственного переживания. К наиболее значимым эмоциям относят такие эмоциональные переживания, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Под аффектом понимают наиболее мощный вид эмоциональной реакции, который выражается в интенсивной, бурно протекающей, кратковременной эмоциональной вспышке. Примерами могут служить ярость, сильный гнев, радость, отчаяние, горе. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов: изменяются показатели внимания, теряется чувство реальности, возникает сильное эмоциональное возбуждение, человек теряет контроль над собой и своими действиями.

Собственно эмоции, эмоциональные явления, отличаются от аффектов длительностью и представляют собой реакцию не только на текучие события, но и на воспоминания. Они могут включать в себя удовольствие и не удовольствие. Например, воспоминания о неприятном могут вызывать чувство радости, от того, что неприятное осталось где-то в прошлом. Так могут возникать ощущения напряжения и облегчения, возбуждения и успокоения.

Эмоции делятся на стенические, стимулирующие деятельность, увеличивающие энергию, побуждающие к поступкам и высказываниям, и на астенические, когда переживания ведут к скованности и пассивности.

Принято выделять следующие «фундаментальные» эмоции:

  • Радость
  • Удивление
  • Страдание
  • Гнев
  • Отвращение
  • Презрение
  • Страх
  • Стыд

Так же выделяют эмоциональные переживания, которые носят неоднозначный характер, противоречивые эмоциональные отношения, двойственность чувств, то есть амбивалентность.

Еще один вид эмоциональных состояний - чувства, в большей степени связанны с социальной сферой, в большинстве случаев предметны и конкретны. Они по продолжительности более длительны, чем эмоции, играют большую роль в социальной адаптации. Чувства делятся на нравственные, эстетические, интеллектуальные. К высшим проявлениям чувств многие ученые относят страсть. (Маклаков А. Г., 2002)

С. Л. Рубинштейн писал, что «Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и овладевает им, …Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточении их на единой цели».

Следующую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека, они тесно связанны с деятельностью, которой занимается человек. «Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью».

С. Л. Рубинштейн полагал, что в эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия, основные из них связанны с различием в содержании чувств человека (Рубинштейн С. Л.; 2008).

 Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональная сфера играет огромную роль в развитии личности, ее индивидуальных качеств, она мотивирует, мобилизует нашу энергию, но, не играет в данном случае решающей роли.


 

Комментарии

Стрыгина Марина Николаенва

Очень актуальны вопросы связи эмоций и личностно-эмоциональных состояний на работоспособность и деятельность.Хорошая статья у Надчук.Спасибо.