Лингвистические и психолингвистические основы связной речи

Захарова Алла Сергеевна
Лингвистические и психолингвистические основы связной речи

Речь изучается многими науками, и каждой наукой рассматривается как сложный и слаженный физиологический механизм. Речь включает в себя процесс принятия, хранения, передачи и воспроизводства информации и занимает ведущее место в системе высших психических функций.

Вопросы развития связной речи изучались: С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Ахутиной.

Российские учёные пишут, что речь является одним из видов общения с помощью языка, и характеризуется отбором каких-нибудь лексико-грамматических средств, в зависимости от целей и условий общения.

Учёные, такие как: Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя в своих трудах разрабатывали положения теории порождения речевого высказывания, что играет большую роль для понимания процесса формирования связной речи.

Леонтьев А. А. выдвинул положение о внутреннем программировании высказывания, которое может быть двух видов: программирование конкретного высказывания и речевого целого. Также автор предложил схему порождения речи, которая включает в себя этапы мотивации, замысла, осуществления замысла и сопоставления реализации с самим замыслом.

Т. В. Ахутина выделила три уровня программирования речи: внутреннее программирование, грамматическое структурирование и моторная кинестетическая организация высказывания, которым соответствуют три выбора элементов высказывания: выбор звуков, выбор лексических единиц и выбор семантических единиц.

Л.С. Выготский выделил последовательность стадий перехода мысли к слову: первая стадия - мотивация речи; вторая - возникновение мысли, или направленность мышления на какой-то предмет; третья стадия - внутреннее моделирование мысли; четвертая стадия - реализация внутренней программы речи; пятая стадия - высказывание мысли.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что осмысленность - это главное качество связной речи, поскольку понятность текста для слушающего зависит от последовательности изложения мыслей говорящего.

А.Р. Лурия считал, что внутренняя речь - это механизм переноса внутреннего смысла в структуру внешних развернутых речевых структур. Автор подчеркивал, что каждая речь является средством общения, не столько комплексом лексических единиц, сколько системой синтагм или целых выражений.

Н. И. Жинкин писал, что именно в речевом действии обнаруживается мышление. Автор изучал форму зарождения мысли, её реализацию в речи и, по его мнению, переход мысли в речь осуществляется средствами языка, способными фиксировать мысль и передавать ее через речь.

Л. С. Выготский, указывал на то, что логико-смысловая организация высказывания включает в себя логическую и предметно-смысловую организации, в которых должны быть адекватно отражены предметы реальной действительности и их связи и отношения.

По мнению многих учёных, связная устная речь складывается из умений говорить и понимать речь других людей. Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь. Их сходство состоит в том, что обе они выполняют функцию общения. В тоже время эти два вида речи имеют свои особенности.

Сравнивая монолог и диалог, учёные выделяют в них общие черты и различия. Например, Л. В. Щерба считал, что монолог лежит в основе литературного языка, поскольку любой монолог является литературным произведением в зачатке. По его мнению, диалог - это реакции, зависящие от ситуации и содержания высказывания, в которой находятся двое людей, общающихся между собой. Под монологом он понимал систему мыслей, которые излагаются с целью воздействия на человека или группу людей. Именно поэтому монологу надо учить.

Ушакова О. С. указываeт на то, что структуры монолога и диалога сильно отличаются друг от друга. В диалогах, как правило, нет сложных предложений, в них встречаются фонетические сокращения, непривычные словообразования, странные cловоупотребления и нарушения cинтаксическиx норм. Это связано с тем, что сознание недостаточно контролирует речь говорящего, диалог спонтанен. В монологической же речи, подобные нарушения встречаются редко.

Диалогическая речь рассматривается учеными как речь, которая состоит из обмена высказываниями и является первичной естественной формой языкового общения. Ей свойственны такие формы, как: вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик.

Учёные, рассматривая общую характеристику функциональных стилей, их взаимосвязи и взаимоотношения, отмечают, что в отличие от монолога, диалог по происхождению первичен: речь родилась как обмен сигналами, реакциями на действительность; она рассматривает компоненты, которые соотносятся в этих видах речи.

Е. И. Тихеева считает, что связная монологическая речь - это любая единица речи, языковыми компонентами которой является, единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя языка.

По мнению Т. Б. Филичевой, монологическая речь - это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна, то есть говорящий намерен выразить содержание своих мыслей и должен выбрать для этого адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.

Ушакова О.С. указывает на то, что монологическая речь - это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое. 

К свойствам монологической речи относят: произвольность, развёрнутость, ориентированность на слушателей, односторонний и непрерывный характер высказывания и логическая последовательность изложения.

Ряд учёных указывают основные виды монологической речи, такие как: повествование, описание и рассуждение.

Описание - это развёрнутая словесная характеристика какого-то предмета или явления, которая отражает их основные качества и свойства [4].

Описание обычно не имеет сюжета и действующих лиц, и является отображением основных свойств или качеств предмета или явления, их развёрнутой словесной характеристикой.

 Повествование представляет собой сообщение о каком-нибудь событии, содержащем действие. Выделяют структуру развёрнутого монологического высказывания: вводная часть, основная и заключительная.

Под рассуждением понимают монологическое высказывание, в котором развивается какая-то мысль. Рассуждение включает причинно-следственные связи определённых фактов или явлений. По организации рассуждение приближено к научному стилю речи.

Следует отметить, что каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения, которые зависят от характера коммуникативной функции.

А. А. Леонтьев, выделяет черты монологической речи: развёрнутость, активность и произвольность, организованность. В связи с этим, подчёркивает автор, монологическую речь необходимо специально воспитывать. Также учёный указывал на то, что произвольность устной и письменной монологической речи подразумевает под собой умение сознательно подбирать более подходящие для данного высказывания языковые средства, которые наиболее точно и полно передают мысль говорящего.

В. К. Воробьёва отмечает следующее: монолог включает в себя два компонента - субъект речи и предмет речи. При этом предмет речи существует в сознании субъекта. Важным для речевого оформления монолога является следующий момент: человек, которому адресована речь, и окружающая действительность должны быть неактивны, так как примерное содержание речи находится в сознании, известен вывод и основные аргументы. Задача говорящего состоит в том, чтобы привести собеседника к определённому выводу.

Также, по мнению автора, монологу обычно свойственны такие черты речевой организованности, как ограниченность произвольных субъективных привнесений, стройность композиции, логическая последовательность речевой мысли и формы, ее выражающей.

По мнению многих учёных, монологическая речь больше сходна с письменной речью, чем с устной диалогической по порядку слов в предложении и интонации. Также, они отмечают, что устная монологическая речь разговорного стиля встречается редко, однако даже если рассказ не прерывается слушателем, монологичность здесь внешняя, то есть говорит один человек. В таких монологах говорящий рассчитывает на реакцию слушателей: вопросы, подтверждения или возражения. Это объединяет монолог с диалогической речью. При этом авторы подчеркивают, что истинная монологическая речь совршенно несовместима с условиями появления разговорной речи. 

С. Л. Рубинштейн видит сходство между устной и письменной речью в том, что обе формы - это отображение человеческой мысли, а также в том, что предпосылкой их возникновения является внутренняя речь. Учёный выделяет, что устная речь имеет большое значение в формировании письменной, так как на основе устной речи идет усвоение пассивного и активного словарного запаса, синтаксиса письменной речи.

Связная речь в психолингвистике рассматривается как смысловое развернутое высказывание, сочетающее в себе фразы, которые способствуют взаимопониманию и общению людей.

Устная связная речь является наиболее важной с точки зрения жизнедеятельности и человеческого развития. Связная речь - это речь, которая может быть понята другими людьми на основе ее собственного предметного содержания.

Т. А. Ладыженская также отмечает, что связная речь - это сложное явление, так как говорящему необходимо уметь верно отразить содержание мысли: раскрыть тему, основную мысль, собрать, систематизировать материал и правильно высказать его.

В. П. Глухов говорит, что каждое отдельное самостоятельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Учёные выделят критерии связной устной речи: связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего, грамматические и логические связи между предложениями, смысловыe связи между частями рассказа, последовательность изложения.

А. Р. Лурия к признакам связной речи относит: разнообразие, грамматическая связность, логичность, чистота, содержательность, ясность, точность и правильность, тематическое и структурное единство.

Учёные выделяют вид устной речи, при которой высказывание формируется в процессе говорения. Рубинштейн разделял речь на ситуативную и контекстную, а также считал, что любая речь имеет какой-нибудь контекст и одновременно связана с определённой ситуацией.

Якубинский Л. П., предлагал принимать во внимание формы, цели, условия общения. Автор указывал на то, что от формы человеческих взаимодействий – опосредствованной и непосредственной - зависит вид речевого высказывания.

Щерба Л. В. отмечал, что в малокультурной среде большинство людей не в состоянии связно рассказать что-либо и только немногие люди, имеющие литературное дарование, способны к монологу.

Также учёные отмечают, что овладеть связной речью можно только при определённом уровне сформированности словарного запаса и лексико-грамматического строя речи.

Таким образом, с позиции психолингвистики связная речь рассматривается как деятельность, характеризующаяся мотивом, целью и является последовательностью слов, предложений и мыслей.

С позиции лингвистики связная речь представляет собой ряд логически связанных предложений, в которых соблюдены лексико-грамматические и фонетические нормы языка.

Связная речь подразумевает под собой программирование всей речи в целом, а не только каждого отдельного слова, фразы. Речь можно называть связной, если в тексте соблюдены грамматические и логические связи между частями предложения, между предложениями, присутствуют связи между частями рассказа, соблюдена последовательность изложения и закончена мысль говорящего.

 

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 2002.
  2. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.
  3. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель: 2016. – 158 с.
  4. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр - М.: Лабиринт, 2013. - 352 с.
  5. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. - М.: Изд. АПН РСФСР, 2000.- 97 с.
  6. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2018.
  7. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.