Богачева Елена Анатольевна

Воспитатель и дети

идти всегда, идти вперед

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: обучение на профессиональных курсах

Увлечения: спорт, творчество

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: Социально-реабилитационный центр для несовершенолетних "Вера"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bogacheva-gelena-anatolevna
Воспитатель должен сам быть воспитанным
К. Маркс

Известно, что наиболее уязвимыми в социуме являются дети, они острее других категорий граждан нуждаются в защите, в том числе и от посягательств и насилия в семье.

В 2008 году открыта  специализированная социальная квартира для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, подвергшихся различным формам насилия.

Актуальность открытия такой квартиры представляется бесспорной, так как в практике социальных и медицинских учреждений, оказывающих помощь семье и детям, все чаще стали встречаться случаи семейного насилия над детьми.

Насилие - один из самых травматических опытов, который может пережить ребенок. Оно нарушает процесс социализации ребенка и оказывает влияние на динамику его психического и физического развития.

Опыт насилия, приобретаемый ребенком, имеет для него ближайшие и отдаленные последствия. Ближайшие последствия проявляют себя как симптомы посттравматического стрессового расстройства, а отдаленные последствия проявляются в виде стойких нарушений на физиологическом, эмоциональном, поведенческом и социальном уровне.

Дети на квартиру поступают с разными формами насилия:

Физическое насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Сексуальное насилие.

Яркие характеристики детей, позволяющие заподозрить физическое насилие это в первую очередь стремление ребенка скрыть истинную причину  травм. Внешне такие дети имеют множественные телесные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожогов)  различной степени давности. У детей отмечается задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание. Ребенок имеет уставший вид, присутствует сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу и после школы домой.

Дети, испытавшие психологическое насилие имеют задержку физического и интеллектуального развития. Нервные тики, сосание пальцев, энурез. Присутствуют  соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии), плохая успеваемость, низкая самооценка.

Дети, которыми много лет пренебрегали,  испытывают постоянный голод, воруют пищу, легко вступают в контакт с посторонними, не по возрасту самостоятельны, имеют трудности в обучении, проявляют агрессивность или пассивность, демонстрируют делинквентное поведение.

Внешне такие дети имеют признаки плохого ухода (санитарно -гигиеническая запущенность,  низкая масса тела, задержка роста и моторного развития, педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции).

При сексуальном насилии отмечается боязливое реагирование на объятия и поцелуи, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение. Стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

У детей  старшего  возраста отмечается депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение. Криминальное или антиобщественное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.

Одной из главных проблем развития современного общества является социальная и поведенческая дезадаптация детей и подростков. Причины этого явления не односложны; это изменения внутрисемейных отношений, где все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов, где становятся более выраженными проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. Такая внутрисемейная дисгармония приводит к тому, что дети перестают чувствовать себя уверенно и спокойно. В результате они не умеют осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся неуправляемыми.

Дети, подвергшиеся различным формам насилия, как правило, не обладают положительным социальным опытом, у них отсутствуют или находятся на низком уровне навыки коммуникации, самопознания, умение целеполагания, не развита эмоционально чувствительная сфера.

В поведении таких детей довольно часто отмечаются чувство страха грубость, агрессия, нарушение дисциплины.

 Преодолеть эти трудности воспитанникам  предлагает программа,  направленная на профилактику асоциального поведения  детей среднего возраста, подвергшихся любой форме насилия.

 

О себе

Педагог  с большим стажем работы, высокой квалификации. К исполнению должностных обязанностей отношусь добросовестно и ответственно. Дисциплинирована. При решении сложных вопросов проявляю самостоятельность и оперативность, старательна в выполнении распоряжений администрации.

Обладаю высокими организаторскими способностями, пользуюсь авторитетом у коллег и сотрудников  Центра. Требовательна к себе и к воспитанникам. Творчески подхожут к делу.

За многолетний добросовестный труд и безупречное выполнение должностных обязанностей награждена грамотами и благодарностями Администрации Адмиралтейского района

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классическая литература (проза, лирика), социальная педагогика,  возрастная психология

Мой взгляд на мир

Оптимистический

Мои достижения

матодическая разработка на тему "Профилактика асоциального поведения детей, подвергшихся жестокому обращению со стороны значимых близких"

Моё портфолио

 

Программно-методическое содержание

 

 

Диагностика

 

Вся работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения или насилия  проходит в тесном взаимодействии педагога – психолога и воспитателя.

Работа начинается с комплексной диагностики, в которую входит:

  • психологическое состояние (наличие острых или хронических нарушений, связанных с психической травмой);
  • состояние психическое здоровья (уровень, наличие нарушений, особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер);
  • возрастно-нормативное развитие (сформированность основных новообразований, соответствующих возрасту ребен­ка, психологический возраст, зона ближайшего развития);
  • состояние физического здоровья, наличие следов физического насилия разной давности;
  • семейная ситуация, особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи и взрослых членов семьи между собой.

 

В качестве основных методов комплексной диагно­стики  выступают следующие методы:

  • сбор сведений у родителей или лиц, их заменяющих;
  • изучение имеющейся документации (справок из медицинских учреждений, характеристик из образовательных учреждений, психологических заключений по результатам проведенных ранее обследований, заявлении родителей или  иных законных представителей, материалы гражданского или уголовного дела);
  • обследование ребенка специалистами Центра (специалистом по социальной работе, психологом, врачом, дефектологом);
  • изучение продуктов деятельности ребенка (ри­сунки, поделки, учебные работы).

Психологическое обследование ребенка включает: наблюдение,  беседа, экспериментально-психологическое исследование.

При наблюдении за неорганизованной игрой ребенка фиксируется эмоциональная реакция ребенка  на игрушки и целенаправленность действий. Метод беседы (как самостоятельный элемент обследования)  чаще всего используется при знакомстве для получения от ребенка определенной информации.

 При анализе деятельности ребенка обращают внимание на следующие показатели:

-общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.);

-активность;

-наличие познавательных интересов;

- проявление возбудимости, расторможенности;

-контактность ребенка (желание сотрудничать с взрослыми);

-эмоциональное реагирование на замечания и требования;

-реагирование на трудности и неуспех.

Психологическая диагностика дополняется  информацией специалиста по социальной работе, педагогической характеристикой, дефектологической, медицинским обследованием по  результатам, которых  составляется индивидуальный план социально-реабилитационной работы.

При возникновении подозрения на наличие психических нарушений проводится более глубокая диагностика с подключением соответствующих специалистов.

 

 

Методы

 

Работа с детьми, перенесшими жестокое обращение, прежде всего, направлена на то, чтобы снять у них чувство тревоги и неуверенности,  вернуть доверие к людям. Важно добиться, чтобы они могли ощутить себя в эмоциональной безопасности, приобрели более адек­ватные способы адаптации в окружающем мире, научились лучше понимать себя и других. В работе с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения используются такие методы, как: сюжетно - ролевая игра, игровые и подвижные упражнения,   творческое самовыражение (рисование, конструирование и другие виды творческой деятельности), кукольный театр, релаксационные техники,  работа с фотографиями и картинками, отражающими различные эмоциональные состояния, обсуждение с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию.

Сюжетно-ролевая игра – специально организованная игра обучающего характера. В такой игре  осуществляется имитация полного цикла деятельности: от подходов к решению какой-либо ситуации до обобщенной оценки найденного способа решения. Так же  игра является способом самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации ребенка, так как именно в игре создается безопасная ситуация для переживаний детьми травматических обстоятельств своей семейной жизни.

В результате применения данной методики у детей  развиваются:

-личностные качества: понимания, памяти, наблюдательности, терпения, воли;

-познавательная сфера (внимание, восприятие, память, мышление, речь..);

-формируются умения коллективно мыслить, творчески подходить к решению задач, переосмыслять свое место и отношение к жизни;

-формируются доверительные отношения между детьми и взрослыми.

-развиваются во­левые механизмы способствующие по­зитивным изменениям на поведенческом уровне.

Подвижные  и игровые упражнения -метод, который помогает ребенку снять эмоциональные за­жимы, развить самоконтроль.

Полезно вовлекать детей в игры, способствующие разви­тию эмоциональной раскованности (к примеру, бросая мяч то­варищу, необходимо произвести шумовой эффект или какое-то определенное движение). Игры с мячом, лазанье по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой) позволяют ребенку постепенно преодолевать нерешительность, опасение, тревоги, закомплексованность.

Метод творческого самовыражения (рисование, лепка, создание коллажей) один из наиболее эф­фективных методов в работе с детьми, пережившими тяжелую психическую травму. Задача воспитателя, работающая в данном направлении, признана помочь ребенку научиться верить в свои возможности, повысить заниженную самооценку ребенка, направить, возможно, негативную разрушительную энергию ребенка  на творчество, созидание, дать возможность ребенку  эмоционально отреагировать социально приемлемым способом.

Через специально организованные занятия по творчеству воспитатель старается привить детям навыки совместной, групповой деятельности с детьми, учит взаимодействовать и сотрудничать с взрослыми, тем самым изменяет образ обучающего взрослого. Не секрет, что дети, оказавшиеся в специализированной социальной квартире, боятся учебы в школе и занятия творчеством (рисование и труд)  одни из немногих предметов, где наши дети с успехом могут проявить себя, таким образом, поверив в свои силы и несколько изменить свое отношение к школе вообще.

Изготавливая подарки родным и близким, ребенок может проявить свои чувства к ним, снять агрессию по отношению к агрессивно  общавшемуся взрослому, приблизить к прощению. Адекватно принять ситуацию.

Первоначальная, а иногда и основная цель реабилитации на таких занятиях  - через радость творчества  вывести ребенка из  состояния подавленности, стресса и высвободить творческий резерв.

В процессе творческой деятельности у детей воспитываются волевые качества, потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, умение планировать свою работу и организовывать свое рабочее место.

 

Методика театрализации является эффективным занятием, где подбираются фигурки людей, животных, сказочных персонажей, которые у конкретного ребенка ассоциируются с чувством страха и тревоги. Театральный сюжет организуется таким образом, что­бы ребенок проиграл тревожащие его ситуации и вышел из них победителем.

Дети  пред­лагают сюжетные ходы и ситуации, в форме проекций повто­ряющие их личный жизненный опыт. Воспитатель и психолог  активно под­ключаются к процессу уже тогда, когда дети начинают «вхо­дить» в свою роль. Специалисты должны предложить изменить какие-то деструктивные моменты без счастливого разрешения в конце пьесы. Переживания, реализуемые через образы театральных персонажей, помогают в безболезненной для ребенка форме столкнуться с психотравмирующим событием и прожить его по-другому, тем самым освобождаясь от болезненного эмоционального опыта.

Метод релаксационной техники  -   служит для снятия эмоционального напряжения, оптимизирует уровень агрессивности и тревожности, обучает навыкам саморегуляции и расслабления, развивает и накапливает положительный образный опыт.     Во время проведения релаксационных упражнений специалист  рассказывает детям специально подобранные релаксационные тексты и медитативные сказки, использует упражнения на дыхание, снятие мышечных зажимов, визуализацию образов.

Упражнения выполняются под тихую музыку ( с голосом птиц, шумовыми эффектами).

Метод работы с сюжетно-ролевыми картинками.

  Проводится комплекс упражнений  с подбором картинок (фотографий) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражены основные эмоции  (радость, страх, гнев, горе….). В результате пройденного цикла занятий  дети овладевают навыками саморегуляции и контроля над негативными эмоциями, учатся выражать гнев социально - приемлемыми способами. У детей формируется модель конструктивных поведенческих реакций в проблемной ситуации. Снижается уровень личной тревожности, дети перестают воспринимать большое число ситуаций, как угрожающих. У детей развиваются коммуникативные навыки и адекватная самооценка.

Данная методика учит ребенка следить за своими эмоциями и выражать их в формах, приемлемыми для жизни в обществе.

 

 

 

 

 

 

Насилие над ребенком - причина асоциального поведения (детской беспризорности, наркомании и преступности).

 

В основе проявления всех форм асоциального поведения детей лежит насилие, не обязательно физическое, но обязательно психологическое. Невнимание я также рассматриваю как форму насилия, так как ребенок это невнимание именно так и ощущает, особенно в раннем детстве, и своим поведением демонстрирует протест против этой формы насилия, иногда, на первый взгляд, неадекватно, чересчур брутально, но это дополнительный признак, подтверждающий остроту его переживаний. Поэтому взрослому трудно даже представить и оценить, что делается в душе у маленького человека, когда имеет место физическое насилие.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы