Бурова Ирина Ашрафовна

Сайт воспитателя детского сада

Гениальные дети требуют гениальных идей!

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Воспитание детей

Увлечения: Компьютерные технологии, чтение художественной литературы, плавание

Страна: Россия

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г. Сургут, Тюменская обл.

Место работы: МБДОУ №47 "Гусельки"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/burova-irina-ashrafovna
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко

Люби, цени своё призвание. И назначением своим гордись.
 Я так считаю: ВОСПИТАТЕЛЬ -это звание,
через него проходит чья то маленькая жизнь!

О себе

В своей профессиональной деятельности рукаводствуюсь следующими принципами:

В - внимание
О - ответственность
С - справедливость
П - правдивость
И - искренность
Т - толерантность
А - артистизм
Т - трудолюбие
Е - еще доброжелательность
Л - любовь
Ь - мягкость.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Пушкин, В.Высоцкий, Л.Н.Толстой,А.Н.Островский и др.

Мой взгляд на мир

Каждый день - подарок неба Каждый миг - игрa судьбы Стань таким, каким ты не был, Но останься тем, кем был. /Н.Никольский «От любви к любви»/
С сайтаhttp://www.inpearls.ru/

Мои достижения

Мои публикации

                                                                                                                                                                «Дошкольник и время»

Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием. Мы не можем прикоснуться ко времени, не можем его увидеть или услышать. Со временем нельзя производить каких-либо действий. Время можно только прожить. Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Движение времени отражается в постоянном изменении окружающего мира.

Категория времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Трудности в освоении времени детьми носят объективный характер – небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени. Именно поэтому освоение времени ребенком идет медленно и трудно.

В непосредственном опыте дети не овладевают знаниями о мерах измерения времени, не усваивают практические способы пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развивается чувство времени.

Развитие чувства времени играет особую роль в формировании интеллекта дошкольника. Развивать чувство времени – значит учить ребенка наблюдать, сравнивать, видеть взаимосвязь явлений и событий. Другими словами, развивать чувство времени – значит развивать системное мышление, которое часто называют сильным мышлением. Нельзя забывать и о том, что развитие чувства времени напрямую связано с формированием у ребенка навыков самоконтроля.

Умение ориентироваться во времени дает дошкольникам возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, таким образом, готовит к школьному обучению. Уровень развития временных представлений у детей – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе.

Следовательно, становится актуальным повышение уровня развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одного из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе через проектную деятельность в ДОУ.

Проблема освоения временных представлений и восприятия времени детьми дошкольного возраста рассматривалась в работах Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, А. А. Люблинского, А. М. Леушиной, Т. Д. Ритхтерман, Р. Чудновой и др.

Современные психологи считают, что мир отражается ребенком в единых пространственно-временных комплексах. Разница между пространством и временем осознается взрослым человеком, но не ребенком. Дети долго не понимают, что время существует объективно, оно не зависит от сознания, воли и действий людей.

«Мама, когда будет мой день рождения?» - спрашивает малыш. – «Через два дня, после завтра». – «Сколько раз я должен лечь спать?» - «Три раза». Мальчик (4 г.) лег в кровать, три раза всхрапнул и заявил, что настал его день рождения (по А. А. Люблинскому).

Ребенок считает, что время подчиняется его желаниям: можно произвольно управлять им, изменять его ход, манипулировать им. Ему очень трудно ориентироваться в давно прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определенной последовательности и очередности в прошлом времени. Это связано с тем, что ребенок живет в настоящем и настоящим.

Несмотря на многочисленные трудности, дети начинают осваивать время рано и только практически. Ведь малыш живет, подчиняясь времени: через определенные промежутки времени его кормят, укладывают спать, купают. Плачем, беспокойством, капризами ребенок сигнализирует взрослым о времени («Пора спать!», «Пора кушать!»). Мерой времени в данном случае является длительность основных органических функций.

Живя во времени, реагируя на него, ребенок вначале не осознает время, не пользуется соответствующими категориями для его обозначения. Постепенно из общей картины мира дети начинают выделять различные параметры времени. Происходит это уже в раннем детстве.

На ранних этапах развития, в возрасте до 3 лет, ребенок ориентируется во времени и воспринимает его через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребенка служит деятельность, связанная с определенным временем, режимом дня, постоянно чередующиеся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День – это обед», «Вечер – это когда все приходят домой», «Спокойной ночи надо сказать, когда ночную рубашку наденешь», «Мы помылись, надо сказать «с добрым утром!» - говорят дети (по А. М. Леушиной).

Часто ребенка интересует не само время, а то, что с ним связано: события, объекты, явления.

С трех лет и до начала пятого года жизни вопросы о времени группируются ребенком вокруг собственного «я» («Как я говорила, когда была маленькой?», «Когда я родился?»), а несколько позже интерес распространяется и на других («Когда ты была маленькая, то тоже на колясочке каталась?»).

С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон. Однако многие дети вплоть до семи лет не осознают вопрос «когда?» как временной и не отличают его от слова «где?».

Интерес детей ко времени с возрастом нарастает и углубляется, становится более содержательным, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем. Познание временной стороны действительности совершенствуется по мере развития ребенка, накопления опыта, усвоения слов, обозначающих определенные отрезки времени.

Уже младшие дошкольники начинают различать части суток. В этом им помогает установление связи с некоторыми качественными признаками и привычными для этого времени делами. Дети твердо усваивают, что «днем светло, светит солнышко, мамы и папы на работе, а дети в детском саду» «ночью темно, все спят» и т.д. Из частей суток (по данным Т. Д. Ритхтерман) дети лучше определяют ночь и утро. Это связано с особыми видами деятельности самих детей в это время и более частыми употреблением этих слов взрослыми.

Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей. Эти слова они реже слышат от взрослых. Слово «день» используется в разных значениях (как сутки, часть суток). В течение этого промежутка времени выполняется много разных видов деятельности. Таким образом, параметры «день» и «вечер» более расплывчаты. Поэтому они позже усваиваются детьми. Довольно трудной для детей является задача последовательно назвать части суток или по порядку разложить соответствующие по содержанию картинки. В представлении детей сутки имеют постоянную точку начала отсчета – утро. С наступлением ночи ничего нет, считают некоторые малыши. В словарном запасе ребенка не всегда есть обобщающее слово «сутки». Дети склонны отождествлять «сутки» и «день» (по данным Т. Д. Рихтерман).

Большие трудности испытывают дети при освоении смысла слов «вчера», «сегодня», «завтра». Применяются эти слова сначала беспорядочно – одно вместо другого.

Неравномерно происходит и освоение ребенком дней недели, месяцев, сезонов. Среди дней недели первыми выделяются те, что связаны с режимом работы детского сада, отдыхом детей и родителей в выходные дни и характером их деятельности, - суббота, воскресенье, понедельник.

Название месяцев увязывается ребенком с праздниками: Новый год – в январе, «Женский день» - 8 марта, а 1 сентября дети идут в школу и т.д. Представления о временах года осваиваются детьми по мере знакомства с сезонными изменениями и связанной с ними деятельностью людей.

Знание отдельных временных категорий дается ребенку легче, чем осознание связей, зависимостей и отношений между ними, поэтому дети часто затрудняются назвать последовательно. Особые трудности возникают, когда требуется воспроизвести последовательность, начиная с любого элемента, а не с того, который является для ребенка привычным – утро, понедельник, зима.

Временные категории некоторые дети долго путают: «рано» и «поздно», «теперь – сейчас – потом», «сутки» и «день», «вчера» и «завтра», «год» и «сезон», «год» и «месяц». Трудно им определить, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, не могут сказать число и название текущего месяца, назвать время ода и перечислить относящиеся к нему месяцы.

Таким образом, у детей оказывается слабо развитым «чувство времени». Они не умеют определять время по часам, если их этому специально не обучать.

Однако при целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и используют в практической и интеллектуальной деятельности. Уровень знаний ребенка о времени непосредственным образом связан с системой педагогической работы по умственному и речевому развитию. Особая роль в этом принадлежит обучению. Именно обучение призвано либо вовсе снять непонимание, либо значительно облегчить его освоение в процессе познания детьми. 

"Готов ли ребёнок к школе?"

Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие  успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания. Существует ли адаптация к школе, и можно ли сравнить этот новый этап в жизни ребёнка – переход от дошкольной жизни к жизни школьника - с его первыми днями в детском саду? Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного двухлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины, а самое главное, с первых дней обучения в школе дети перестают быть «одинаковыми» - появляются успешные ученики, и дети, испытывающие явные трудности в обучении. То есть вчерашние выпускники подготовительной группы, которые демонстрировали примерно одинаковый уровень знаний и навыков, попадая в учебные условия школы, разделяются на «отличников» и «троечников», «двоечников» и «хорошистов». Почему так происходит? Что представляет собой готовность ребёнка к школе? По какому критерию её можно оценить? Установлено, что ранняя неуспеваемость в школе обуславливается несколькими причинами, среди которых можно назвать педагогическую запущенность, психологическую «незрелость» ребёнка, а так же физиологические особенности некоторых детей (низкий слух, плохое зрение). Педагогическая запущенность – одна из самых распространённых причин, по которой ребёнок, придя в школу, испытывает трудности в обучении. Как правило, это дети из неблагополучных семей, не посещавшие детский сад. Они затрудняются называть своё имя и фамилию, имена и профессии членов семьи, не знают буквы, не владеют навыками счёта. Многие из этих детей имеют хорошие интеллектуальные задатки и могут справляться с обучением при условии дополнительных индивидуальных занятий, восполняющих пробелы в их образовании. Психологическая готовность ребёнка к школе так же влияет на поведение ребёнка в условиях школьного занятия. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы  своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия. Такой ребёнок будет удерживать внимание на предмете лишь при условии, что учитель обращается именно к нему,  и будет совершенно не готов к коллективной работе, которая предполагает совместную работу и интенсивное общение с другими учениками и учителем. Но даже при условии, что ребёнок адекватно воспринимает учебные условия, правильно понимает роль взрослого и умеет работать в коллективе сверстников, возникает вероятность трудностей в обучении, связанная со специфическим отношением дошкольников к самим себе, к своим возможностям и способностям, своей деятельности и её результатам. Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая». В таком случае потребность ребёнка в демонстративном поведении, будучи неудовлетворённой в учебной деятельности, переходит в сферу  «неофициальную» - он становится самым отъявленным хулиганом в классе, либо реализует свою демонстративную функцию через клоунаду и паясничанье, что так же не идёт на пользу обучению. Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им. И конечно же немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни. 

Моё портфолио

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы