Чурашова Ирина Михайловна

Сайт учителя русского языка и литературы

Дорогу осилит идущий

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Чтение, театр, поэзия

Увлечения: Путешествия по литературным местам

Регион: Нижегородская область

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Место работы: МБОУ "Школа № 137"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/churashova-irina-mihaylovna
Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.
Восточная мудрость

Добрый день! Я Чурашова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы. Работаю в школе с 1985 года. Мой трудовой стаж 38 лет. За эти годы у меня сложилась своя система преподавания, которой я с удовольствием поделюсь. Всегда рада пообщаться с коллегами и перенять практический опыт.

О себе

Русский язык и литература не просто предметы, это знание традиций, культуры, любовь к своей Родине. Стараюсь прививать детям знания о родном крае, поэтому много путешествуем (объездили весь Нижегородский край и его окрестности). Формирую литературный вкус через посещение музеев, театров, считая, что интерес к предмету укрепляется через метапредметные связи.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. Л.Н. Толстой "Война и мир". Учит отличать ложь от правды. Кто не прочитал эту книгу, никогда не будет счастлив в семье.

2. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Учит состраданию, милосердию, пониманию заблудшего человека.

3. М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города". Нестареющая правда о России. 

4. М.М. Зощенко Рассказы. Самоирония - это спасение.

Мой взгляд на мир

Мир не идеален. Всегда есть к чему стремиться.

Мои достижения

Первое место в региональной олимпиаде по литературе (ученица 9-го класса) 2022-2023

Призер региональной олимпиады по русскому языку (ученица 9-го класса) 2022-2023

Первое место в конкурсе видеороликов "Счастье - это помощь людям" 2022-2023

Второе место в НОУ "О чём говорит почерк" 2022-2023

 

 

Моё портфолио

Организует индивидуальную работу с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии

Во всех классах, в которых я веду русский язык и литературу, есть дети с ОВЗ. Для коррекции обучения с такими детьми совместно со школьным психологом выявляю причины нарушения и разрабатываю динамические показатели усвоения учебной программы, а также диагностический и методический инструментарий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, использую такие методы, приёмы и формы обучения.

Практические методы:

•        постановка практических и познавательных задач;

•        алгоритм; упражнения;

•        дидактические игры; исследовательская деятельность

Объяснительно-иллюстративный (наглядные и словесные методы):

•        наблюдения за окружающим;

•        мультимедийные презентации;

•        рассматривание предметных и сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, схем;

•        беседа, рассказ, объяснение, беседа, инструкция;

•        вопросы (прямые, подсказывающие, репродуктивные);

•        оценка хода выполнения деятельности, её результата

Частично-поисковый:

•        исследование;

•        проблемные вопросы

Двигательно-кинестетические методы:

•        физкультминутки;

•        разминки для мышц речевого аппарата;

•        работа над техникой речи.

Организует дистанционное обучение

В 4-ой четверти 2020 года школа находилась на дистанционном обучении. Для этого я использовала платформу ZOOM. На ней проводила уроки, классные часы и родительские собрания.  В данный момент организую дистанционное обучение с ребятами, обучающимися удалённо по разным причинам. В ZOOM провожу индивидуальные консультации, в Вотсап ребята присылают мне задания на проверку. Через Вотсап-веб подключаюсь к компьютеру и проверяю работы на большом экране монитора. Затем даю обратную связь голосовым сообщением и выставлением отметки. Также учащиеся выполняют задания и тесты, как и остальные ребята, в Дневник.ru, на сайте «Решу ОГЭ», и в интерактивной тетради Скайсмарт. В Вотсап  дети присылали видеоролики своего чтения наизусть.

Участвует в мероприятиях по распространению опыта

Выступаю на школьных педагогических советах с докладами на различные темы.

Использую классические методы и приёмы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах, а также новые, такие как синквейн, кластер, интеллект-карту.

Использую систему дифференцированных заданий. Например, задания по синтаксису на этапе закрепления изученного (тема «Виды односоставных предложений». 8 класс):

1.Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания, укажите, односоставные они или двусоставные;

2.выпишите из любого учебника (географии, геометрии, физики) текст из 5-6 предложений, среди которых есть определённо-личные/ выпишите из 12 главы повести Пушкина «Капитанская дочка» 5-6 определённо-личных предложений, подчеркните в них грамматические основы;

3.составьте и запишите предложения согласно указанным схемам: [определённо-личное], и [двусоставное].

[односоставное], и [двусоставное].

[двусоставное], и [определенно-личное].

4.составьте небольшой (5-6 предложений) текст, передающий состояние человека, созвучие его настроения состоянию природы.  Употребите, где это возможно и целесообразно, сложные предложения, в состав которых вошли бы безличные предложения. Возможные темы: «Дождь идёт», «Осень», «Зимнее утро» (или предложите свою тему).

После освоения теоретического материала ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом:

дополнение текста (написание вступления и заключения),

трансформация текста (разного уровня сложности),

восстановление деформированного текста (разного уровня сложности),

составление текста по модели (для слабых учащихся),

создание собственного текста (для сильных учащихся).

 Один из приёмов – проблемная формулировка темы урока. Например: «Есть ли предопределение? Случайность или рок?» (по «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина); «Можно ли отказать человеку в праве на существование?» (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»). Задания на сравнение и сопоставление: «Сравнить героев произведений  «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре - такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление.

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Уже с 6 класса учим проводить дебаты, например, по роману «Дубровский» были проведены дебаты на тему «А счастье было так близко, так возможно…», «Благородный ли разбойник В.Дубровский?». После изучения повести «Капитанская дочка» проводим суд над Гринёвым, выступают свидетели со стороны обвинения и защиты героя. Групповая работа может быть домашней: ребята готовят  уроки-зачёты, викторины, инсценировки.

Продуктивно использует новые образовательные технологии

При разработке своей модели обучения использую методы, приемы и средства, предлагаемые следующими технологиями:

Наименование технологий

Обоснование выбора

Приёмы

Технология критического мышления

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, ответственности за собственные решения.- взаимодействие в группах;
планирование и осуществление исследовательской деятельности;
истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
 

  • Таблица
  • Учебно-мозговой штурм
  • Интеллектуальная разминка
  • Синквейн
  • Метод контрольных вопросов
  • Да - нет
  • Приём «Чтение с остановками» 
  • Приём « Взаимоопрос»
  • Кластер
  • Фишбоун
  • Ключевые слова
  • Ассоциативные ряды
  • Перекрестная дискуссия
  • Письменная рефлексия

Технология проблемно-диалогического обучения

Творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  • строят гипотезу,
  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Использует информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

        В школе созданы условия для информатизации образовательного процесса.  Кабинет русского языка обеспечен  современным автоматизированным рабочим местом учителя. В своей практике активно применяю  ЦОР (Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов) и РЭШ (Материалы Российской электронной школы), а также материалы педагогических сайтов:

https://infourok.ru/

http://gramota.ru/

https://kopilkaurokov.ru/

http://urok.1sept.ru/

https://nsportal.ru/

https://multiurok.ru

Владею навыками работы с интерактивной доской. Регулярно использую в качестве средства наглядности презентации Microsoft Power Point.  Одна из них  представлена во фрагменте урока. Имею свидетельство о публикации разработанной мною презентации.

Использую видеоматериалы сети Интернет как источник информации для работы на уроке. Сформирована подборка из видеоматериалов, видеофрагментов выразительного чтения, эпизодов из спектаклей по литературным произведениям, отрывков мультфильмов по сказкам, видеовикторин (в том числе созданных моими ребятами).

Активно пользуюсь электронной почтой (Интернетом.  Являюсь пользователем  Дневник.ru, где создаю тесты для проверки знаний учащихся. Также готовлю задания для проверки знаний и подготовки к ОГЭ на сайте «Решу ОГЭ» https://rus-oge.sdamgia.ru и в интерактивной рабочей тетради https://edu.skysmart.ru. Использую Вотсап для воспитательной работы с детьми и родителями, индивидуальной работы на уроке по предмету: на заключительном этапе урока даю задание грамотно написать мне сообщение по пройденному материалу. В Вотсап  дети присылали материалы для классного часа, например, фотофакты о Великой Отечественной войне, для создания презентации.

 На дистанционном обучении и в индивидуальном обучении использую платформу ZOOM. Для опроса и анкетирования ребят и родителей использую Google-формы.

Учитель создает здоровьесберегающую среду

Работу по достижению позитивных показателей по данному вопросу строю с учетом требований СанПиН: создание условий для рационального учебного труда и отдыха обучающихся в образовательном процессе.

 Учебный кабинет для проведения уроков русского языка и литературы оборудован в соответствии с санитарными нормами: приведена в соответствие с возрастными особенностями школьная мебель, установлены пластиковые окна с противомоскитной сеткой и системой проветривания, рулонные шторы и  затемнение для регулирования светового режима. Таким образом, в кабинете созданы условия для формирования правильной осанки учеников, организован зрительный режим и режим проветривания.         

Считаю важным уделять  внимание соблюдению требований к современному уроку с учетом вопросов здоровьесбережения.  Соблюдаю требования к применению технических средств обучения – не более 15 минут на уроке.  Провожу предупреждение гиподинамии (на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и динамические паузы, а также использую некоторые приемы, например, «Автобусная остановка», «Деление на группы», «Пересадка»,  которые позволяют учащимся  передвигаться по классу во время выполнения заданий).

Использую приемы психологической разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка,  поучительная притча, поговорка, афоризм,  анекдот).

  Работу веду по следующим направлениям: обучение здоровью, т.е. просвещение о негативном влиянии вредных привычек, профилактика курения, наркомании и алкоголизма, побуждение учащихся к физически активному образу жизни, пропаганда здорового питания. Эту работу провожу на классных часах, организую оздоровительный досуг. Являясь классным руководителем, организовываю горячее питание для учеников 9Б класса, включающее завтрак и обед в рамках реализации программы «Здоровое питание».

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы