Динчер Ирина Рифатовна

Я - воспитатель!

Каждый ребенок уникален.

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Инновации и методические разработки в дошкольном образовании

Увлечения: чтение

Регион: Республика Башкортостан

Населенный пункт: д. Шамонино Уфимский район

Место работы: МДОБУ "Детский сад Акбузат"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/dincher-irina-rifatovna

О себе

Опыт работы: С 08.2001 по 09.2004 МОУ Башкирская начальная школа-детский сад №13 социальный педагог, воспитатель группы продленного дня (2 класс). С 09.2004 по 31.08.2017 — воспитатель, дополнительно учитель башкирского языка (с 02.2007 по 11.2008) в МАДОУ Детском саду №167. С 4.09.2017 и по настоящее время работаю в МДОБУ Детском саду Акбузат. 

Образование: высшее (БГПУ им. Акмуллы, учитель русского языка и литературы 2010 г.). Курсы повышения квалификации (Институт повышения квалификации при БГПУ им. Акмуллы) «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС » в 2014 г. Высшая квалификационная категория с 2015 года.

Профессиональные компетенции: богатый опыт работы с детьми с ОНР, владение необходимыми методиками воспитания и обучения по программам «От рождения до школы» Вераксы, Васильевой, «Школа 2100» Петерсона и многим другим парциальным программам. Ведение кружковой работы по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста. Возможность проводить НОД по физической культуре и изобразительной деятельности при необходимости. Активное участие в мероприятиях внутри детского сада и РМО в Советском районе г. Уфы. Систематичное самообразование с помощью интернет ресурсов и книг, курсов, семинаров и др.

Личностная характеристика. Умеет заводить бесконфликтные отношения с родителями и сотрудниками в коллективе. Ответственность, пунктуальность, обучаемость, артистичность, активность, эмпатия, толерантность, стрессоустойчивость, любознательность и заинтересованность в работе.

Отрицательные качества. Невнимательность, многословность, временами рассеянность, пониженная самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Хәйерле иртә, Исмәғил"  Яруллы Валиева, "Робинзон Крузо" Д. Дефо, стихотворения Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., рубаи О. Хайяма, самая главная - Коран.

Мой взгляд на мир

Всему свое время. Нужно принимать мир и людей такими, какие они есть.

Мои достижения

2016 год - 1 место в районном этапе конкурса "Воспитатель года 2016" в Советском районе г. Уфы.

Моё портфолио

Театрализованная деятельность и ее влияние на развитие речи дошкольников

Процесс развития речи предполагает развитие не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. С.Л. Рубинштейн в своей работе «К психологии речи» писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам” [46, 59]. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и предложений учитывать специфику условий речи.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества рассматриваются в данном исследовании как важнейшие источники развития выразительности детской речи. Словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и целом высказывании. Именно здесь выступает развитое чувство стиля, умение использовать разнообразные грамматические средства. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей.

Театрализованная деятельность – это разновидность игровой деятельности, процесс и результат творческой деятельности, она имеет разностороннее влияние на развитие личности ребенка.

Театрализованные игры различают в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет. Выделяют две основные группы театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в детском саду относятся: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый сам не является действующим, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой

Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, используя преимущественно свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

Разновидностями режиссерских игр являются настольные и стендовые театрализованные игры. Настольные театрализованные игры – это театр игрушек (используются самые разнообразные игрушки), театр картинок (персонажи и декорации здесь двусторонние картинки с опорой для устойчивости).

Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Их не следует поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего.

Стендовые театрализованные игры – это стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Книжку необходимо укрепить на нижней части доски. На верхней размещается транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий, переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи и т.д.

Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Экран затянут фланелью, на оборотной стороне картинок также прикреплен кусок фланели или наждачной, бархатной бумаги.

Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук.

Рассмотрим разновидности игр-драматизаций. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него. Это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут является признаком персонажа, который символизирует его типичные свойства (маска, шапочка, фартук, элементы национального убора и т.д.). Образ ребенок создает сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Выделяют следующие виды игр-драматизаций: игры-драматизации с пальчиками (ребенок надевает атрибуты на пальцы), игры-драматизации с куклами бибабо (на руку надевают куклу), игры-импровизации. Пальчиковый театр предполагает, что ребенок сам действует за персонажа, двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. В этом виде театра можно использовать ширму, передвигая руку за ней, можно обойтись без нее, передвигаясь свободно по комнате. В играх с куклами движения головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то водящие могут выходить к зрителям. Такое “ разоблачение ” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребенка. Если кукла велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного, укоротить рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук.

Следующим видом игр-драматизаций мы выделяем импровизацию. Это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Необходимо подготовить детей к импровизации – придумать тему вместе с ними, обсудить роли, эпизоды. Дальнейший шаг – каждый участник игры изображает тему по-своему. Еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Изображение поведения героев усложняется в игре-драматизации. Здесь пантомима становится ведущим изобразительным средством. Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонаций и содержания реплик. Все это дает простор для творческого преобразования знакомого сюжета.

Исходя из сказанного, дадим определение театрализованной игры. Театрализованная игра – это разновидность сюжетно-ролевой игры, близкая к театральному представлению, в основе которой лежит творческое преобразование знакомого сюжета (содержания сказки, стихотворения, рассказа).

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая содержится в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. Малыш принимает и присваивает свойственные образу черты. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поэтому лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать эти игры в целях всестороннего воспитания личности.

Яркое, образное изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Это один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

§ 4. Содержание театрализованных занятий и подготовка к ним

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

-игры-драматизации; -упражнения на формирование выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

-упражнения на социально-эмоциональное развитие детей;

-упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

Помимо названных видов работы, занятия включают в себя также чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков и пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики в работе с детьми речевой группы. Приведем примеры чистоговорок совместно с пальчиковой гимнастикой:

«Д - Д'»

Ду-ду-ду – к дубу подойду.

Дети «пробегаются» указательными и средними пальцами по бедрам.

Ды-ды-ды – где твои плоды?

Ритмично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Ди-ди-ди – это желуди.

Соединяют указательные и большие пальцы в кольцо.

 

«Л - Л'»

Ла-ла-ла – настали холода.

Дети хлопают в ладоши.

Ул-ул-ул – холодный ветер дул.

Делают «тарелочки».

Тель-тель-тель – на дворе метель.

Качают поднятыми руками.

Тели-тели-тели – весь день метут метели.

Сгибают руки в локтях и вращают кулачками перед грудью.

 

«С - С'»

Сы-сы-сы – тикают часы.

Дети качают согнутыми в локтях руками вправо-влево.

Ас-ас-ас – который час?

Сжимают и разжимают пальцы.

Си-си-си – на руке часы носи.

Стучат указательным пальцем по запястью.

Ись-ись-ись – не торопись!

Грозят пальцем.

Содержание, формы и методы проведения занятий способствуют достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является знакомство не только с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, т.е. со “знаками” визуального языка. Театрализованные занятия составлены с опорой на лексические темы, соответствующие программе обучения и воспитания детей старшей группы (овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, птицы, транспорт и т.д.). Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Упражнения на формирование выразительности исполнения представляют собой упражнения на развитие мимических мышц, речевые этюды. Например, упражнение на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы «Пассажиры» П. Синявского.

Дети передают мимикой и жестами содержание стихотворения.

У Мухомора хитрый вид,

Ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер,

Выводит Мухомора.

И безбилетник Мухомор

Краснеет от позора.

А старичок боровичок

Интеллигентный старичок

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

«Цветы»

Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает воспитатель.

Сначала цветы испугались,

Очень заволновались,

Потом они удивились,

И с нами цветы подружились,

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.

Упражнения на развитие общей моторики и пантомимы представлены двигательными этюдами. Они координируют движения детей с их речью, учат выразительной передаче образов в движении.

Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в два этапа.

На первом этапе детей знакомят с произведением, проводят по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание ими не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом показать прочитанное. Вначале воспитателю лучше прочитать текст, привлекая детей к проговариванию отдельных его фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не следует требовать от детей его буквального воспроизведения. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему. В дальнейшем, когда текст будет усвоен, дети подключаются к игре.

Прежде чем учить детей средствам выразительности, воспитателю необходимо проверить себя. Интонации его голоса служат образцом для детей. Начинать учить выразительности речи нужно с небольших упражнений. Необходимо попросить ребят сказать речь персонажа. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите внимание ребят на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. 10 минут таких упражнений удовлетворят желание детей участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, у них будут сформированы необходимые умения. В следующий раз детям предлагается разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение на интонирование диалога. Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности.

Второй этап представляет собственно драматизацию или режиссерскую игру. Иногда воспитатель не ставит цели драматизировать произведение, а желает познакомить с различными видами театра: настольным, теневым, с использованием кукол бибабо, кукол на палочках и т.д. В таких случаях второй этап театрализованной деятельности составляет показ театра.

Приведем пример подготовки игры-драматизации по сказке «Лисичка со скалочкой».

Первый этап.

Чтение и пересказ сказки «Лисичка со скалочкой».

Цель – познакомить детей с содержанием сказки, выяснить понимание основной мысли.

Вопросы по содержанию:

О чем эта сказка? Кто герои в сказке? Кто вам понравился? Почему? Кто не понравился? Почему?

Использование "нравственной лесенки".

Цель – учить характеризовать героев и выражать свое отношение к ним.

Вопросы:

Кто участвует в сказке? Давайте пересчитаем. Нам нужно построить лесенку из ступенек, и на каждой ступени будет стоять по одному герою. Кто самый лучший, поставим на верхнюю ступеньку, а кто похуже – на следующую. А самого плохого мы оставим на нижней ступеньке. (Обсудить с детьми, кого на какую ступень поставить. В конце воспитателю обобщить). Можно также попросить детей нарисовать любимый отрывок сказки, а потом рассказать о своем рисунке.

Двигательные этюды.

Цель – подвести к выразительной передаче образов в движении.

Приемы:

-коллективные этюды. “Ребята, давайте все вместе изобразим, как ведет себя лиса: как она ходит, как хвостиком машет, как подкрадывается и т.д.”

-индивидуальные этюды. “Костя, покажи как лиса нашла скалочку, какое было выражение лица? Алена, покажи, как лиса просится ночевать? Арнольд, а ты покажи момент, когда лиса бросила мешок и увидела собаку…” Анализ.

Речевые этюды.

Цель – подвести к выразительной передаче образов в речи. упражнять в умении использовать голоса разной силы, высоты и темпа в речи. Проговаривание скороговорки “Около кола колокола” сначала вполголоса, затем в полный голос. Проговаривание как лиса – высоким, плавным голосом, а потом как собака – низким и отрывистым голосом.

Изготовление атрибутов, афиши, распределение ролей, обязанностей также входит в подготовительный этап в театрализованной деятельности.

Приемы – “Ребята, как мы узнаем, что Костя изобразит собаку в сказке, Алена лису? А не другое животное? Правильно, по маске или костюму. Мы тоже подготовим маски, нужные атрибуты к спектаклю и позовем зрителей. Чтобы все знали, что мы приготовили спектакль, надо нарисовать афишу”.

Основными методами и приемами в работе являются:

- словесный метод (выразительное чтение, рассказ воспитателя, беседа по сказке с анализом ситуации);

- наглядный метод (иллюстрированное рассказывание, показ картин, использование игрушек и других атрибутов);

- практический метод (упражнения по развитию диалогической речи, фрагментарно-эпизодное обыгрывание, и драматизация с объединением детей в ролевые творческие группы).

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы