Долгих Екатерина Вячеславовна

сайт преподавателя иностранных языков

Движение - жизнь

Профессия: преподаватель иностранных языков

Профессиональные интересы: изучение иностранных языков, развитие профессиональных навыков

Увлечения: путешествия в разные страны

Регион: Саратовская область

Место работы: Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений

Звание, ученая степень: преподаватель иностранных языков

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/dolgikh-ekaterina-vyacheslavovna
"Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать"
Коко Шанель

Здравствуйте, на этом сайте вы сможете узнать немного обо мне и моей  общественной деятельности

О себе

.

Я, Долгих Екатерина Вячеславовна, работаю в СКСМГС с 1995года. За время работы  должность преподавателя иностранных языков совмещала с должностью куратора, методиста колледжа.

Имею высшее образование: в 1995 г окончила факультет иностранных языков СГПИ им.К. Федина.

В своей педагогической деятельности применяю современные педагогические технологии: игровое обучение, технологию разноуровнего обучения, технологию взаимоконтроля, проектную технологию.

Использую технологию дистанционного обучения.

Применяю здоровьесберегающие технологии.

Основной задачей своей деятельности считаю, развитие мыслительной и творческой деятельности, индивидуальных способностей студентов.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская и зарубежная литература 19-20 веков

Мой взгляд на мир

Позитивный

Мои достижения

Участие в региональном конкурсе "Преподаватель"

Моё портфолио

Здесть представленны итоги моей педагогической и методической деятельности: 

 

Экспертная оценка методической разработки педагога

на соответствие

высшей квалификационной категории


Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:
разработку конкретного урока;
разработку серии уроков;
разработку темы программы:
разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
разработку общей методики преподавания предметов;
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
Определить цель методической разработки.
Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:
характеристика темы;
планирование изучение темы;
рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

- Образовательные цели и задачи темы;

- Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

- Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

- Место и роль темы в курсе;

- Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

- Дается дидактический анализ содержания материала;

- Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

- Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:
Методическое обоснование темы.
Методические рекомендации по проведению урока.
План урока (с технологической картой).
Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
Список литературы (источников) для учащихся.
Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.


Примерная технологическая карта урока:


Дидактичес-кая

структура

урока
Методическая подструктура урока




Признаки

решения

дидакти-ческих

задач


Мето-ды

обуче-ния
Форма

деятельности
Методические

приемы и их

содержание
Средства

обучения
Способы

организации

деятельности












Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
Урок изучения нового учебного материала.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок контроля знаний, умений и навыков.
Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):
Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
Урок совершенствования умений и навыков.
Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
Лекция.
Беседа.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Лабораторная работа.
Конференция.
Семинар.
Контрольная работа.
Зачет.
Деловая игра.
Экскурсия.
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
Формирование новых понятий и способов действий.
Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки.
Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Количество и объем разделов не лимитируется.

Примерная схема методической разработки:

1. Название разработки.

2. Название и форма проведения мероприятия.

3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.

4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

5. Методические советы на подготовительный период

(правильное распределение поручений).

6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.

7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

10.Список литературы.

11. Автор разработки, должность, место работы.

 

 

 

Процессы глобализации всех сфер жизни нашего общества и обеспечение качественного современного образования требуют перестройки системы образования, обновления её структуры и содержания, усиления практической направленности образовательных программ и дидактического обеспечения.

В связи с этим, роль педагога в инновационной образовательной среде становится ещё более значимой, ведь педагогическая деятельность представляет собой решение взаимосвязанных профессиональных задач (передача знаний, развитие мотивации учащихся, руководство познавательной деятельностью, разработка дидактического обеспечения, организация обратной связи и т. д.). Новые условия вызывают необходимость коррекции существующей модели преподавания и проектирования новой, более совершенной её модификации с учетом интеграции всех компетенций преподавателя и широкого спектра знаний.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация обусловливают повышение требований к уровню языковой подготовки учащихся. Знание иностранного языка становится в современном обществе неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека. По результатам социологических исследований, владение иностранным языком является атрибутом личности современного образованного человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Это обусловлено особенностями иностранного языка как учебного процесса, выполняющего интегративные, социально значимые функции: коммуникативную, информационную, образовательную, развивающую, культурологическую, гуманитарную и другие. В этих условиях преподаватель иностранного языка выступает не только субъектом расширяющегося диалога различных культур, но и активным ретранслятором их ценных достижений, реализуя интеграцию личности в мировое социокультурное пространство. Такая ситуация предъявляет качественно новые требования к преподавателю иностранного языка как интегратору этого пространства. Вследствие этого, профессиональная компетентность учителя выступает как некое органическое целое, компонентами которого являются высокая общепрофессиональная культура и специальная подготовка: психолого-педагогическая, культурологическая, лингвистическая, коммуникативная и др. Обучать языку – значит обучать культуре, имея в виду взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся. В этой связи учитель должен обладать методическим мастерством, так как личность учителя – ведущий фактор любого обучения. Основой деятельности современного учителя является создание благоприятной образовательной среды в условиях обновления содержания образования и внедрение эффективных технологий в обучении иноязычной речи. Основным принципом обучения иностранному языку является его личностно-ориентированная направленность, то есть - безукоризненное владение программным материалом, знание психологических закономерностей развития ребенка, современных гуманистических концепций образования. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей и склонностей детей, их уровня обученности и т. д. Для меня, как учителя английского языка, основной задачей является развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательной процесс. Практически это осуществляется при использовании элементов компьютерных технологий на различных этапах обучения. Применение компьютерных технологий в обучении иноязычной речи значительно повышает интенсивность учебного процесса, способствует усвоению гораздо большего количества материала. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. Возможность обратиться к Интернет – ресурсам также расширяет коммуникационное пространство учащихся и учителя, способствует оптимизации познавательной и практической деятельности, позволяет получить расширенную информацию, дополняющую материалы учебников, но в то же время, требует специальной работы преподавателей и самостоятельной работы учащихся, направленной на овладение умениями поиска, отбора, организации и предъявления полученной информации. В основе коммуникативной компетенции учащихся лежит обучение общению. Работа над процессом моделирования ситуаций речевого общения на уроке, вовлечение в учебное сотрудничество, деятельность, подразумевает использование метода проектов. Он, практически вбирает в себя и другие современные технологии, такие, как обучение в сотрудничестве и разноуровневое обучение. Несомненно, в основу данной технологии положено развитие личности ученика, его становление. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию, каждый в равной мере несет ответственность за его выполнение. Учащиеся учатся вести исследовательскую деятельность, дискуссию, учатся искусству лаконично излагать свои мысли. От учителя – руководителя проекта требуется создание условий для расширения познавательных интересов учащихся на каждом этапе работы над проектом: подготовка проекта, презентация или защита и оценка проекта.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить приоритетную роль преподавателя в организации и осуществлении образовательного процесса в современных условиях, залогом эффективности которого является высокая педагогическая и профессиональная компетенция учителя.

Добавить грамоту в портфолио