Гришаева Екатерина

сайт учителя-дефектолога

Все познается в сравнении

Профессия: учитель-дефектолог

Профессиональные интересы: Любовь к детям, желание изменить мир к лучшему через воспитание детей

Увлечения: Волейбол, кулинария

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: с.п.Солнечный Сургутский район

Место работы: КОУ "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ekaterina-grishaeva
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
Конфуций

Нам выпала честь жить в очень непростое время. С одной стороны, в наш век высоких технологий уже практически нет ничего невозможного. С другой стороны, теряется нравственность, чувство патриотизма, ухудшается культура поведения. Призвание педагогов нашего времени состоит в том, чтобы помочь детям научиться отличать черное от белого, плохое от хорошего.

Воспитание - это жизнь, но только более умная, более осмысленная жизнь, чем жизнь обычного человека. В обычной жизни мы можем горячиться, заблуждаться, совершать странные и непоправимые поступки; нами, бывает, руководят страсти, а не мысль. Воспитатель прежде всего должен быть мудрым, им должно руководить знание жизни, опыт жизни. Есть много формулировок сущности воспитания; каждая из них, очевидно, в какой-то степени правильна, но каковы бы ни были эти формулы, воспитание всегда было и всегда останется передачей жизненного опыта от старших поколений к младшим. Обучение - передача знаний, воспитание - передача жизненного опыта.

Все дело в том, какой опыт передает воспитатель, имеет ли он его сам и понимает ли он простую истину, что он учит жизни. Все дело в том, имеет ли его воспитание отношение к жизни, к жизни ли он ведет своих питомцев... Мы не поймем Сухомлинского, если не сумеем почувствовать биение живой жизни в его строчках, почувствовать его ум - житейски-практичный и идеально-возвышенный, почувствовать его характер - суровый и мягкий. Сухомлинский не рассуждает, не спорит, почти никогда не доказывает, он ведет рассказ о своей работе и о своих убеждениях, выстраданных в работе. Весь процесс развития убеждений остается за пределами его книг, в их «подводной» части. Это невыигрышный способ изложения мыслей, но меньше всего Сухомлинский стремился к эффектности. Воспитание и эффектность-враги на все времена. Воспитание - спокойное, кропотливое дело мудрых людей, дело, результаты которого сказываются через десятилетия... Мы удивляемся искусству древних мастеров, которые, бывало, всю жизнь точили-вытачивали какую-нибудь красивую вещицу, украшали ее тонким орнаментом. То же и воспитатель: он годами бьется над душой маленького человека, развивает ее, обрабатывает, украшает...

И если читатель начал в сознании своем выстраивать этот образ живого воспитания, то вот еще одна краска, еще одна черта для определенности образа, еще один угол зрения: воспитание красотой, в красоте, воспитание для красивой жизни.

Известно присловие: «Учение и труд рядом идут», но и учение, и труд недалеко уйдут - и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека,- если рядом с ними, вместе с ними не идет красота - третий из важнейших элементов воспитания.

Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет.

Мысли, вызванные чтением работ Сухомлинского об эстетическом воспитании, можно попробовать выстроить в такой доказательный ряд.

Чтобы воспитатель мог воздействовать на ребенка, или, проще говоря, чтобы ребенок прислушивался к словам воспитателя, подчинялся им, нужно опереться на что-то в душе ребенка.

Если методы воспитания - окрики, угроза, воспитатель, «опираясь» на страх (наказания, исключения, вызовы родителей и т. д.), может добиться послушания.

Но вот розга исключена из его арсенала, изгоняются окрики и угроза.

Что же теперь остается в распоряжении воспитателя? «Опираться» на боль и страх он отказывается из принципиальных соображений. Он обращается к сознанию, к совести, к душе ребенка и воздействует на них своим словом, своим личным влиянием и влиянием коллектива.

Воспитание усложняется в огромной степени, но плата за это усложнение, вернее, «доход» от него - неизмеримо более высокие результаты воспитания.

Однако слово воспитателя (так же как и слово коллектива) понятно, к сожалению, не каждому воспитаннику.

Прислушайтесь к обычным внушениям в учительской: «Сколько раз тебе говорить? Ты понимаешь русский язык или нет? До тебя доходят мои слова?»

Увы! Не доходят. Слово не доходит, не пробивается через броню эмоциональной бесчувственности, «толстокожести», как говорит Сухомлинский. Слово оказывается бесполезным, превращается в нудную нотацию.

Иные поступают просто: записка родителям «Примите меры», а так как и слово родителей тоже не всегда доходит, то совокупный наш воспитатель (семья и школа) быстро скатывается с высоких принципиальных позиций и хватается за ремень (отец хватается, школа вроде бы ни при чем, школа осталась на высоких позициях, но без всякой власти...).

Выход один, его и подсказывает Сухомлинский. Прежде чем воспитывать, надо «творить воспитываемость». Прежде чем обращаться к воспитаннику словом, надо добиться, чтобы он это слово понимал, воспринимал, чтобы оно доходило до него. Как добиться? Самыми разнообразными средствами развивать чуткость души, пробуждать совесть, поддерживать духовность.

Педагогике известен термин «уровень воспитанности». Работы Сухомлинского позволяют ввести еще один, близкий, но не совпадающий с первым термин: «уровень воспитываемости». Все дети поддаются воспитанию в разной степени.

Сухомлинский показывает, что на это качество (аналогичное способности к обучению) педагог тоже может влиять. Если ребенок отстает, малоспособен, то нет другого пути - надо развивать его способности, а потом уж обучать (хотя на практике это единый процесс, способности как раз в обучении и развиваются). И то же самое оказывается в воспитании: если ребенок не поддается слову воспитателя, то надо повышать способность слушать воспитателя.

Это важно, это многое объясняет. И прежде всего это уточнение помогает педагогу быть терпеливым... Подобно тому как он не кричит на неспособных учиться, а дополнительно занимается с ними, точно так же он должен не кричать на ребенка, если тот не слышит, не способен услышать. Нет смысла упрекать ребенка в том, что он бесчувственный и бессовестный; надо терпеливо, прилагая дополнительные усилия, развивать его чувства и его совесть, ту тонкость чувств, которая одна только и позволяет воспитателю воспитывать.

Среди средств такого воспитания воспитание красотой стоит, быть может, на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толстокожесть», утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым.

О себе

 Считаю, что нужно не только мир менять к лучшему, но и самому стремиться к переменам

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Перечитала много книг, но не могу сказать точно, какие из них сформировали мой внутренний мир

Мой взгляд на мир

 

Огромный Мир вокруг нас! Он волнующий, порой пугающий , но в то же время притягивающий, интересный, быстро меняющийся и непредсказуемый, вдохновляющий нас на поступки и заставляющий нас задумываться, радоваться и страдать, удивляющий нас своей красотой и порой разочаровывающий нас жестокостью и неадекватностью его обитателей. Мир вокруг нас вызывает разные чувства, разные эмоции, но никогда не оставляет равнодушными.
Мир наш прекрасен и давайте жить в нем осознанно и вдохновенно, наполняя каждый день смыслом, радостью и непередаваемым ощущением счастья от того, что мы живем!

Мои достижения

Владею современными образовательными методиками и технологиями, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности. Работаю по теме "Развитие высших психических функций посредством применения пиктограмм и мнемотаблиц".Провожу непрерывную работу по подготовке детей к конкурсам, обучающиеся моих групп  являются активными участниками, призерами и победителями различных конкурсных мероприятий.

Моё портфолио

 

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных "словесных назиданий". Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели.Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а пробуждать жажду этих убеждений.
В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей, личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные, предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле воспитания большую роль играет общий дух детского сада, благоприятная атмосфера. Одним из сильных средств воспитания является природа: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога". К.Д.Ушинский.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы