Екатерина Пульнева

Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь. Джонсон С.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить (Сократ)

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Психология

Увлечения: Чтение классической русской литературы

Страна: Россия

Регион: Брянская область

Населенный пункт: Унеча

Место работы: МДОУ детский сад "РЯБИНУШКА"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ekaterina-pulneva

О себе

Профессиональное образование:

2014 г.-2018 г. Клинцовский социально педагогический колледж. Специально: дошкольное образование

2018 г.-2022 г. Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петроаского

Стаж педагогической работы: 3 года

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Кники, которые сформировали мой внутренний педагогический мир: 

В.А.Сухомлинский "Сердце отдаю детям",

Я.Корчак "Как любить ребёнка"

Мои достижения

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Среднерусская академия современного знания» г.Калуга

«Инновационные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

с 15 июля 2019г. по 15 августа 2019г

БИПКРО «Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного образования»

16.09.2021

АНОДПО «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых»

5.10.2021

Моё портфолио

Опыт работы по «Формированию физических навыков у старших дошкольников в условиях интеграции физической деятельности и здоровьесберегающих технологий»

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.  

Актуальность.

        Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

       Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

     Новизна:

      Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрастных особенностей, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.

        Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы педагога с детьми и их родителями, по физическому воспитанию и оздоровлению, с использованием здоровьесберегающих технологий, т.е новых активных форм работы по формированию  привычки к здоровому образу жизни.

       

Задачи:

Оздоровительная  — развитие и укрепления костной, мышечной, сердечно – сосудистой,  дыхательной,  нервной систем, внутренних органов дошкольников,  развитие дошкольников;

Образовательная  — формирование у детей навыков гигиены, выполнение основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своём организме, здоровье;

Воспитательная — формирование нравственно – физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно – гигиенических навыков.

        Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?  Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

Свою работу строю с учетом рекомендаций примерной образовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Веракса,Т.С.Комарова и в соответствии с основной образовательной программой МДОУ –д/с «Рябинушка».

Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.  

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось,  что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих детей от физических усилий.

     Одним из путей решения  здорового образа жизни детей является использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурной деятельности современного детского сада.

         Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждой дошкольной образовательной организации, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении я уделила большое внимание для создания здоровьесберегающего пространства.

В нашем детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарём.

На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», баскетбольные стойки, беговая дорожка, мишени для попадания в цель, оборудование для формирования двигательных умений и навыков.

В работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Технологии коррекционные.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы, самомассаж, физкультминутки, контроль осанки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, оздоровительные игры, релаксация.

Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режим дня.

Технологии обучения здоровьесберегающему образу жизни:

     Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, точечный массаж, спортивные развлечения, гимнастика пробуждения.

     Комплексное использование мною данных технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей. Повысилось количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни.

       Для достижения положительного результата стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями в этом направлении: знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий с помощью информационных стендов, консультаций.

        В процессе приобретения опыта работы об использовании в воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, с помощью изученного мною материала, я подобрала и создала следующие виды картотек: подвижные игры, комплексы гимнастики после дневного сна, пальчиковые игры, релаксационные игры, игры (этюды) по психогимнастике, дыхательная гимнастика, детский массаж, физкультминутки для дошкольников.

          В своей работе также использую нетрадиционно игровые приемы и средства работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием  интересных камешков, которые называются Марблс.

     Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:

Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации,развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости), развитие сенсорного восприятия,развитие тактильных ощущений.

В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.  

          Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также определены задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

    Сущность всей деятельности по физическому воспитанию и развитию состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.

Реализация работы ведётся по следующим направлениям:    

   - Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;

   - Проведение динамических пауз, во время проведения образовательной деятельности;

   - Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

  - Организация оздоровительного часа в конце прогулки один раз в неделю;

  - Организация оздоровительного бега в утренние часы, в теплый период года;

   - Гимнастика после дневного сна;

   - Организация занимательной двигательной деятельности различного вида: пальчиковые игры и упражнения;

   - Самостоятельная, двигательная деятельность детей;

   - Проведение досугов, праздников, работа с семьёй.

            В системе физкультурно-оздоровительной работы моего направления прочное место занимают физкультурные праздники, развлечения и досуги.

     Интересное содержание, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников. Темы праздников самые разнообразные: «А ну-ка, мальчики!, «Спорт – сила, красота, здоровье», «Весёлые старты», «Слава Армии!», «Осенний марафон» и т.д.

     Наибольшую пользу для оздоровления детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

     Широко использую физкультурные досуги, которые  не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале. 

     В организацию работы с детьми включаю разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования.

     Важную роль в укреплении здоровья детей имеет совместная работа с семьёй, которая строится на следующих основных положениях:

- единство целей и задач в воспитании ребёнка;

- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ;

- взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательного отношения друг к другу;

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:

- ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

- обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики).

        Проведение воспитательно – образовательной работы в данном объёме позволяет сделать следующие выводы: основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а также осознают, что здоровье находится в их руках.

        Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

 

 

 

 

                   Эссе

              «Моё педагогическое кредо»

               Пульневой Екатерины Борисовны

                          воспитателя 

Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Рябинушка»

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая бы радовала его и приносила удовольствие. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни каждого человека. Он напоминает точку отправления в маршруте будущей жизни, чем удачнее сделан выбор, тем интереснее, насыщеннее и успешней будет жизненный путь.

Моя профессия - воспитатель детского сада. Эта профессия заставляет меня забыть все проблемы, ощущать себя всегда здоровой, энергичной и всегда находиться в мире сказочного детства.

Детский сад – удивительный мир! Его обитатели – удивительные создания! Самая добрая, бескорыстная, доверчивая, чистая, простая душа ребенка вовлекает в общение и в желание работать с ним. При работе с детьми всегда кажется, что время летит незаметно. В детском саду я работаю два года и еще ни разу не пожалела о выборе своей профессии. Я рада, что я педагог дошкольного образования! Ведь отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность, – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего педагога. Каждое утро я с радостью спешу к своим воспитанникам. С нетерпением жду их прихода. Ведь каждому нужно со мной поделиться, показать, какой они красивый рисунок нарисовали с мамой и папой, куда ходили на выходных и что там видели. А мне в свою очередь нужно сделать так, чтобы их день прошел насыщенным, интересным, познавательным. С ними мы учимся правильно держать карандаш, кисточку, разучиваем песни и стихотворения для утренника, экспериментируем, читаем, разыгрываем сказки.

Работая педагогом, понимаешь, что все дети индивидуальны, и ты, как педагог, должен найти ключик к каждому ребенку. А обмануть их, невозможно. Они всегда и все увидят. Они сразу поймут, как ты к ним относишься: с любовью или без. И ответят тебе тем же. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя весь мир. Глядя в эти детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.

Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.

Быть воспитателем - это значит, по- матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати пяти малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Рядом с детьми – постоянно забываешь о своём возрасте и положении, приходя в группу, я в какой-то мере становлюсь ребенком.  Порой ловлю себя на мысли, как я рада, что выбрала профессию воспитателя.

Я-Воспитатель! Я умею: играть, рисовать, лепить, петь, танцевать, прыгать, да просто радоваться новому дню и многое другое. Но главное – воспитатель должен уметь любить детей, причём – всех своих детей, не смотря на то, что все они разные - каждый со своим характером.

Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей.

Я стараюсь относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела, чтобы окружающие относились к моим детям. В своей работе я стремлюсь спланировать день так, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту.

Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. И надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель.

План

По самообразованию

Тема:

«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости

в старшем дошкольном возрасте»

на 2021-2022 учебный год

ЦЕЛЬ: Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через использование подвижных игр.

                           

Задачи

  1. Исследование актуальности проблемы в рамках нашего ДОУ.
  2. Составление перспективного плана подвижных игр, картотеки подвижных игр и упражнений.
  3. Обогатить детский опыт для развития физических качеств при организации и проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
  4. Воспитывать у детей желание самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры со сверстниками, проявляя двигательное творчество.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость разработки и проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др., усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

 

Ожидаемые результаты

-Создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни.

-Положительная динамика показателей физического развития детей.

- Умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

-Использование детьми в самостоятельной деятельности разнообразных по содержанию подвижных игр.

Выход темы

-консультация для родителей

-консультация для педагогов

-стендовая информация

-родительское собрание «Чем опасен недостаток движения»

-открытое НОД

-презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.

Формы работы с родителями и детьми

-Родители

-Сотрудничество через:

  • Индивидуальную работу
  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Беседы
  • Совместную деятельность
  • Практическую деятельность

-Дети:

  • НОД по физическому развитию
  • Подвижные игры по физическому развитию

 

Работа по самообразованию выстроена поэтапно:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

  • Сбор и анализ информации по данной проблеме,
  • Изучение методической литературы,
  • Анализ исследования учёных по физическому развитию дошкольников,

-Подборку подвижных игр:

-подражательные игры

-сюжетные и бессюжетные игры

-спортивные игры

2 этап - проектировочный.

  • Разработка и реализация плана работы по данной теме.

3 этап – творческий

  • Приобретение и создание подвижных игр и пособий на развитие физического развития.
  • Создание в группе центра по физическому развитию и оформление картотеки.

4 этап – Итоговый

  • Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения
  • Презентация темы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте»

 

 

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчёта

НОД по физическому развитию

 

         В течение года

Совместная деятельность

НОД, в котором используют подвижные игры со специально разработанными пособиями

 

 

В течение года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая

Физическое развитие, осуществляемое через подвижные игры

 

В течение года

Игры детей в фотоотчёте

Подвижные игры с разными видами нагрузок:

-«Хитрая лиса»

-«Мышеловка»

-«Мы весёлые ребята»

-«Стадо и волк»

 

Сентябрь-ноябрь

2021

 

Картотека

Дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни:

-«Утро начинается…»

-«Что такое плохо, что такое хорошо»

-«Полезные продукты»

 

 

 

    Декабрь 2021

 

 

 

Картотека

Подвижные русско-народные игры:

-«Золотые ворота»

-«Дедушка Рожок»

-«Лошадки»

 

 

Январь-февраль 2022

 

 

Картотека

Музыкально подвижные игры:

-«Замри»

-«Кошки-мышки»

         Март 2022

Картотека

Анкетирование родителей

     Апрель 2022

Анкета

Отчёт по самообразованию

        Май 2022

Презентация

 

 

Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.  Наглядная информация для родителей  «Народные игры в семье»; «Воспитание игрой». «Подвижные игры в жизни дошкольников».

Так же для родителей будут оформлены папки-передвижки «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей», изготовление оборудования для игр.

 

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчёта

Участие родителей в изготовлении оборудования для игр

В течение года

 

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями

В течение года

 

Подготовить консультацию для родителей «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей»

 

 

Март 2022

 

 

Консультация

Анкетирование родителей

Март 2022

Анкета

Проведение родительского собрания

 «Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте»

 

 

Апрель 2022

 

 

Протокол собрания

 

Список литературы

1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации Текст. : Сборник статей и документов / Отв. ред. Т. И. Оверчук. -

2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века: изд. 2-е исп. и доп. Текст. / Авт.-сост. Е.Ю. Антонов, М.И. Кузнецова, Т.Ф. Саулина.

3. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. : Сборник науч. трудов / Сост. Н.Т. Терехова и др.

4. Карманова, JI.B. Диагностика физического развития дошкольников : методические рекомендации Текст. / JI.B. Карманова, В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина

 5. Коробко А. В. Методика оценки физической подготовленности спортсмена Текст. / А.В. Коробко, Г.И.Черняев, П.Д. Перетьяков

6. Кузнецов А.П. Диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей 6-7 лет Текст. / А.П. Кузнецов, Э.И. Куликов, В.П. Катанаев.

7. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателей детского сада. -2-е изд., испр. Текст. / С.Я. Лайзане

8. Леви-Гориневская, Е.Б. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е.Б. Леви-Гориневская.

9. Максимова Т.М. Современные проблемы здоровья населения и медицинского обеспечения: БюллетеньНИИ им. Семашко Текст. / Т.М. Максимова, Е.П. Какорина и др.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: