Елена Владимировна Бабенко

Сайт методиста учреждения дополнительного образования детей

«Мыслить глобально, действовать локально, работать по средствам!»

Профессия: Методист-статист

Профессиональные интересы: ИКТ, СУБД

Увлечения: Изготовление букетов из конфет, фотосъемки животных

Регион: Оренбургская область

Населенный пункт: г.Кувандык

Место работы: МБОУДОД «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-vladimirovna-babenko
«Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех».
Генри Форд


О себе

Больше всего  в людях ценю верность. Весна и лето самые любимые времена года. Достижения и успехи дочери - самое важное в моей жизни. Люблю и обожаю своего питомца Барошу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Януш Корчак "Когда я снова стану маленьким"

Байярд Роберт Т., Байярд Джин "Ваш беспокойный подросток"

Шарлотта Бронте "Джейн Эйр"

Мой взгляд на мир

Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.  

                                                              А.Блок

Мои достижения

1. Грамота УОАМО за достигнутые успехи в области дополнительного образования детей и в связи с Международным Днем Учителя. 2008г.

2. Грамота МОУДОД ДПШ за конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Занятие года». 2008г.

3. Грамота МОУДОД ДПШ за добросовестное отношение к работе, преданность педагогическому делу. 2008г.

4. Грамота МОУДОД ДПШ за добросовестный труд и в связи с Международным Женским Днем. 2009г.

5. Грамота МОУДОД ДПШ за добросовестный труд и в связи с Днем Учителя. 2009г.

6. Грамота УОАМО за многолетний добросовестный труд и высокие результаты в организации образовательного процесса. 2010г.

7. Грамота УОАМО за многолетний добросовестный труд, высокие результаты в организации образовательного процесса и в связи с Международным Днем Учителя. 2011г.

8. Грамота МОУДОД ДПШ за плодотворный труд и в связи с Международным Женским Днем. 2011г.

9. Грамота Совета депутатов и администрации Муниципального образования за профессиональные успехи и многолетний добросовестный труд. 2012г.

10. Свидетельство участника «Лето – 2008. Цели.  Задачи. Приоритеты».

11. Сертификат «Организационные основы деятельности методиста УДОД» 2008-2009г.

12. Сертификат «Организация и содержание работы старшего/отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере» 2009г.

13.Диплом областного - смотра конкурса программ, проектов и научно-методических разработок в сфере организации отдыха и оздоравливания детей, подростков и молодежи за пропаганду опыта по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях лагеря дневного пребывания 2011г.

14. Благодарственное письмо за активное содействие в проведении и подготовку участников II Всероссийского (с международным участием) конкурса презентаций «Топ Слайд» 2012г.

Моё портфолио

Искусство быть методистом.

 

Тяжела шапка методиста.

 Но идеальный образ

 не так уж недостижим.

 

Опытный методист.                          

 

Выбор профессии для каждого человека является определенно важным моментом, поскольку вся дальнейшая жизнь его будет зависеть от того состоялся ли он как личность.

Чтобы быть востребованным в современном обществе, нужно быть в курсе всего, что происходит в современном образовании.

Хочется думать и рассуждать. Говорят, опыт приходит с годами. Полностью согласна с этим мнением. Я работаю методистом в дополнительном образовании недавно. Но, все-таки, постараюсь поделиться своими мыслями о своей профессии, раскрыть смысл своей работы в эссе.

Эссе. Слово емкое и короткое, как выстрел. Может быть смысл методической работы и заключается в том, чтобы оперативно (со скоростью пули) реагировать на изменяющуюся обстановку в учреждении дополнительного образования и школе. Оказывать необходимую профессиональную помощь коллегам-педагогам в адаптации к новым условиям? Мне кажется, что именно от методистов, от их личностных качеств и от их отношения к каждому конкретному педагогу зависит расцвет педагогического творчества. Руками методистов строится будущее нашего дополнительного образования, а, значит и России в целом! Работая над проблемой повышения качества дополнительного образования, я считаю необходимым включение педагогом в образовательный процесс эффективной системы оценки качества обучения детей через мониторинг их образовательных результатов. Это необходимо как для педагогов, так и для обучающихся, которые участвуют в нем.

Методист должен быть:

– увлечён своим делом;

– способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

– профессионально грамотным;

– интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

– проводником передовых педагогических технологий;

– умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

– знатоком во всех областях человеческой жизни.

Я работаю методистом, а значит должна быть готова идти на помощь каждому, кто хочет научить детей думать, получать и правильно использовать информацию. Я просто обязана быть творческой личностью, все чему научилась сама, должна передать другим.

В Доме пионеров и школьников передо мной стоят такие задачи: организация и контроль образовательного процесса; проведение мониторинга по всем направлениям деятельности учреждения; внесение предложений по совершенствованию состава, структуры и деятельности методической службы, участие в их реализации. За этими сухими словами стоят живые педагоги и дети, интересная творческая деятельность.

Свой основной методический принцип я реализую в парадигме, удачно сформулированной методистом Поповой А.И.:

К достижению – через поддержку,

К пониманию – через обучение,

К познанию – через открытие,

К успешности – через сотрудничество.

Мне хочется, чтобы слагаемыми моего успеха стали: высокий профессионализм, верность призванию, педагогический такт, трудолюбие, ответственность и принципиальность.

Одним словом, быть методистом – это искусство, которым овладевают постоянно. И как поет в песне Иосиф Кобзон «Если снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти».

 

 

Обобщение методического опыта

методиста I квалификационной категории

Бабенко Елены Владимировны.

 

 

План.

 

1. Проблема, над которой работает педагог.

2. Условия становления опыта.

3. Теоретическая база опыта.

4. Новизна и актуальность опыта.

5. Ведущая педагогическая идея.

6. Технология опыта.

7. Результативность.

8. Адресная направленность.

Проблема, над которой работает педагог.

 

Наряду со многими областями человеческой деятельности термин «мониторинг» стал использоваться с середины 90–х годов XX века и в образовании. Мониторинговые исследования в настоящее время получили широкое распространение.

Хорошо известно: эффективное решение целей и задач, сформированных в любой образовательной программе, должно быть подтверждено соответствующим результатом. Информацию о текущем состоянии образовательного процесса могут предоставить регулярно проводимые мониторинговые исследования.

Мониторинг важен не сам по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.

Поэтому методист Бабенко Елена Владимировна, работая над проблемой повышения качества дополнительного образования, считает необходимым включение педагогом дополнительного образования в образовательный процесс эффективную систему оценки качества ЗУН обучающихся через мониторинг их образовательных результатов.

 

Условия становления опыта.

  В дополнительном образовании детей мониторинг имеет особое значение. Один из видов мониторинга  - диагностика. Диагностика качества образовательного процесса – это процесс почти непрерывный, осуществляемый педагогом в течение всего периода обучения. Но как показывает практика, такая задача не всем педагогам под силу. Это связано с тем, что в системе дополнительного образования зачастую работают высококвалифицированные специалисты, не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми. Поэтому диагностика является действенным механизмом управления качеством образования и важным элементом системы управленческих и педагогических решений.

Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования, дала возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся,  проследить развитие личностных качеств обучающихся, оказать им своевременную помощь и поддержку, а также разработать индивидуальный образовательный маршрут.

  На протяжении нескольких лет  работы в учреждении дополнительного образования методист Бабенко Е.В. замечает, что диагностика ЗУН обучающихся – дело совершенно необходимое как для педагогов, так и для обучающихся, которые участвуют в ней.

 

 Теоретическая база опыта.

Мониторинг в системе дополнительного образования основывается на выявлении, изменении и оценивании результатов образовательного процесса.

Средством мониторинга является  системная комплексная диагностика, анализ результатов которой позволяет управлять качеством образования.

В результате через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим  существуют три типа диагностики:

- начальная;

- корректирующая (текущая)

- обобщающая (итоговая).

Начальная (входящая) диагностика связана с планированием и управлением коллективом. Перед тем как определить задачи, которые будут реализованы в данном учебном году, педагогу необходимо изучить уровень обученности детей.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование обучающихся задач к реальным потребностям объединения и соответствует оптимальному развитию детей.

Корректирующая (текущая) диагностика  проводится в самом процессе организации деятельности коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят с обучающимися и коллективом. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимум ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику обучающей работы. А также выполняет роль экспресс - информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Обобщающая (итоговая) диагностика  проводится в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции  педагогического воздействия в течение следующего года.

Практика показывает, что в комплексной педагогической диагностике ведущую роль играет метод наблюдений.

Десять основных шагов диагностики образовательного процесса с помощью метода педагогического наблюдения:

1. Определение цели и задач диагностики.

2. Выработка показателей и критериев, составляющих инструментальную базу исследования.

3. Обоснование временных промежутков мониторинга.

4. Выделение количественного состава исследуемых групп обучающихся.

5. Подбор (разработка, адаптация) методик для решения задач диагностики.

6. Сбор информации с помощью диагностических методик.

7. Количественная и качественная обработка полученных результатов.

8.Научно-методическая интерпретация полученных в ходе наблюдений результатов. Иными словами – формулировка итогового заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления), о причинах и источниках, вызывающих данное состояние обследуемого системного объекта.

9. Составление педагогического прогноза развития данного объекта либо явления.

10. Рекомендации по разработке комплекса коррекционных мер в форме определенного плана осуществления педагогических (а также психологических, социальных) воздействий на обследуемый объект (явление) для приведения его в требуемое (желательное) состояние, с точки зрения изначально сформулированной цели, в нашем случае – системы работы педагога дополнительного образования по своей образовательной программе.

В диагностике используются следующие понятия:

Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе  людей для получения  сведений о фактическом положении дел.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Индикатор – качественная характеристика показателя.

Критерий – мерило оценки, т.е. признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь.

Наблюдение – относительно самостоятельный, целенаправленный процесс сбора информации путем непосредственного восприятия исследователем процессов или явлений.

Педагогическая диагностика – система специфической деятельности педагогов, призванная выявить определенные свойства личности для оценки (измерения) результатов обучения и воспитания.

Показатель – ведущий показатель; данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь.

Образовательный мониторинг -  форма организации сбора, хранения обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития.

Рейтинг – термин, обозначающий оценку какого – либо явления по заданной шкале.

Тестирование – метод получения информации, основанный на выполнении пробных заданий, прохождений испытаний.

Результат – 1.Итог, плод, продукт, то есть то, что получено в завершении какой – либо деятельности (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1969);

Результат –2. Состояние системы после окончания процесса (Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. М.: МГПИ, 1990).

Словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова определяет слово «результат» как «конечный итог, завершающий собой что-нибудь».

Результативность – степень соответствия ожидаемых и реально полученных результатов.

Результат реализации образовательной программы необходимо рассматривать с точки зрения успешности решения следующих задач: обучающих, воспитательных, развивающих.

Образовательный результат предусматривает:

- при решении обучающих задач: выделение теоретического (что обучающийся должен знать) и практического (что обучающийся должен уметь) аспектов;

- при решении воспитательных задач: выделение качеств характера личности ребенка, формируемых в процессе освоения вида деятельности и нравственных ценностей, навыков поведения;

- при решении развивающих задач: выделение линий развития ребенка в процессе освоения вида деятельности и основных показателей личностного развития воспитанника.

Реализация диагностики делает возможным постановку задач достижения не только положительного, но максимально возможного эффекта развития, что достигается постоянным выявлением при отслеживании всех нюансов текущих процессов.

 

Новизна и актуальность опыта.

Проблема качества образования стала наиболее актуальной на современном этапе в условиях модернизации Российского образования. Государство усиливает внимание и контроль не только за соблюдением прав личности ребенка, но и повышает ответственность образовательных учреждений за качество образования. Учреждения дополнительного образования детей до сегодняшнего дня находятся в принципиально отличных от общеобразовательных учреждений условиях, что выражается в отсутствии государственных стандартов к минимуму содержания дополнительного образования и уровню подготовки выпускников, требований, предъявляемых к данным учреждениям, критериев оценки эффективности их деятельности.

Проблема результативности заключается не только в выборе адекватных конкретному учреждению способов оценивания результатов, но, прежде всего, связана с отсутствием системы прогнозирования, отслеживания и анализа образовательных результатов.

Мониторинг не всегда выдвигает оценивание в приоритет, сутью его является, прежде всего, систематическое отслеживание результатов. Диагностика предполагает фиксирование и анализ результатов взаимодействия педагога с детьми, - в этом нам видятся и определенные трудности для построения диагностических систем, это требует усилий и затрат. Поэтому наиболее целесообразно вооружить педагога примерной диагностикой ЗУН, чтобы ему осталось только отредактировать под свои цели и задачи.

В Доме пионеров и школьников накоплен позитивный опыт по организации педагогического диагностирования образовательного процесса. Практикуется начальная, промежуточная и итоговая диагностика динамики уровня ЗУН, специальных способностей учащихся в предметных областях в соответствии с дополнительными образовательными программами. Информация, собранная в процессе диагностических исследований, является основанием для объективного анализа, выявления слабых и сильных сторон образовательного процесса, принятия управленческих решений, корректировки планов, программ, организации методической работы, курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров, прогнозирования развития учреждения.

 

 Технология опыта.

Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании и альтернативных подходов к обучению, развитию и воспитанию детей - это эффективный способ повышения качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг детям. Чтобы отследить уровень знания, умения и навыков у обучающихся,  в системе дополнительного образования используется педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика отвечает на следующие вопросы:

  1. Что и зачем изучать;
  2. По каким показателям это делать;
  3. Как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности;
  4. Как диагностику включить в целостный учебно-воспитательный процесс;
  5. Каким образом научить педагогов и учащихся самопознанию, самоконтролю.

В целом педагогическая диагностика направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута обучающегося.  У обучающегося диагностика выполняет функцию оценивания, сравнения и корректировки своих ЗУН, а у педагога направлена на выявление недочетов и в свою очередь их корректировку.

Диагностика строится следующим образом: педагог отслеживает продвижение обучающегося по программе, фиксируя качество и скорость освоения содержания. Основным средством фиксирования является индивидуальная карта обучающегося и его образовательный маршрут, а также срезы начальной, корректирующей и обобщающей педагогической диагностики. Педагог в соответствии с уровнями обученности использует систему оценивания – цветопись. Красный – работает самостоятельно, в быстром режиме; зеленый – выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки; синий – постоянно обращается к помощи педагога и детей.

После чего педагог высчитывает показатели параметров в процентном соотношении, на  основе чего анализирует полученные результаты.

Из опыта работы видно, что мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования и является важным элементом системы педагогических решений.

 

Ведущая педагогическая идея.

Основное  предназначение учреждения дополнительного образования детей - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, родителей, общества, государства.

Педагогическая диагностика обеспечивает изучение воспитательного, развивающего и обучающего процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса и обоснования его результатов для развития общества.

В целом, педагогическая диагностика направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута обучающегося. Для обучающегося она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут. Для педагога на выявление затруднений обучающегося как личностного плана, так и внутри развивающей области с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

В педагогике сотрудничества, на идеи которой сейчас строят свою работу образовательные учреждения, педагогическая диагностика из инструмента познания превращается в инструмент формирования, т.к. обучающийся и педагог оба изменяются, взаимодействуют, и диагностика личностных достижений  обучающегося для педагога превращается в диагностику их совместного продвижения от одной педагогической цели к другой.

Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом для определенной группы детей. В ней педагог прогнозирует и отслеживает интегрированные показатели качеств личности. В эти показатели входят:  направленность личности ребенка, которая выражается в его ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях; культура поведения и отношений, т.е. владение социальными нормами, коммуникативные умения, выдержанность и терпимость, способность решать трудные ситуации, трудолюбие, творческая активность, организованность. Опираясь на показатель,  педагог в течении года проводит диагностику ЗУН, чтобы в конце года выявить качество образовательного процесса в объединении.

Поэтому на сегодня принято прогнозировать комплексный результат педагогического взаимодействия с ребенком, где выделяется интегрированные показатели, свидетельствующие об общем уровне формирования и развития ребенка, его общей культуре.

 

Результативность.

В ходе обобщения опыта по внедрению мониторинга в образовательный процесс можно выделить основные результаты:

     -  качественные показатели – т.е. результаты образовательно-воспитательной деятельности;

     - прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения;

     - оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс;

    - отчетные концерты, самостоятельная практическая работа, конкурсные и игровые программы, выставка работ, соревнования.

 

Адресная направленность.

Предложенный Бабенко Е.В. опыт по внедрению мониторинга в образовательный процесс изменит взгляды педагогов, будет полезен и окажет методическую помощь всем тем, кто работает в системе дополнительного образования (педагоги дополнительного образования, педагоги – организаторы, организаторы системы дополнительного образования в общеобразовательной школе и др.)

Добавить грамоту в портфолио