Елена Владимировна Яковенко

сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Использование ЭОР на уроках, применение ИКТ, проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Увлечения: Чтение книг, путешествия

Регион: Брянская область

Населенный пункт: город Брянск

Место работы: МАОУ "Гимназия №1" гор. Брянска

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-vladimirovna-yakovenko


ИНТЕРАКТИВНАЯ  ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(выступление на МО учителей начальных классов)
           Два учебных года я  использую в образовательном процессе возможности    современного инструмента - интерактивной доски Star Board, которая стационарно установлена  в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.
Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических  принципов?
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать  не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.  Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая  обработка.
Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем. 
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является  инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и  реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или  закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Благодаря размерам ИД  изображения  видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски Star Board явилось действительно тем уникальным  техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения первоклассников и эффективность моего учительского труда.
О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе
В процессе обучения использую ИД
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов)  для визуализации учебной информации изучаемого;
• как интерактивный инструмент –  работа с использованием  специализированного программного обеспечения, заготовленного в  цифровом виде.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. 
Использование  разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило  заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифю
  Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки»  у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным  начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если  была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята  уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра
Интерактивная доска позволят  разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы
Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает  излагать новый материал очень живо и увлекательно.
Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.
Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая  записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученика класса с лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия». 
Использую  возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах. 
При проведении математических  диктантов «Проверь себя»   использую таймер из меню доски  с фиксированным временем для выполнения задания, так как  ребята должны учиться  организовывать свою  деятельность в соответствии с регламентом.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания  могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.  Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.
Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую  не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где  ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте  http://school-collection.edu.ru/,  http://school2100.ru /, видеофрагменты на сайте interyrok.ru (в кабинете есть доступ к сети Internet. Содержание данных ЭР соответствует тематическому планированию и специфике преподавания  предметов по  программе. Имеющиеся электронные приложения к учебникам по программе «Школа 2100» предназначены для учителей и  содержат набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области.     
Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
Интерактивная  доска  выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске  завораживают малышей,  ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду  использовать ее постоянно, потому что  с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.

 


 

О себе

Информационная справка

Дата рождения: 02 марта 1966 года
Образование: высшее, Брянский ордена «Знак почёта» государственный   педагогический институт имени академика И.Г. Петровского в 1983 году по   специальности «Педагогика и методика начального обучения».
         Решением Государственной экзаменационной комиссии от «22» июня   1983 г. присвоена квалификация «учитель начальных классов».

Занимаемая должность: учитель начальных классов
Общий педагогический стаж: 30 лет
Стаж работы в должности «учитель начальных классов»: 21 год
Стаж работы в гимназии: 17 лет

                                        Курсы повышения квалификации

№ п/п Наименование курсов Часы Дата прохож-дения
1. ГАУ ДПО (ПК) с «Брянский институт повышения квалификации работников образования» по теме: «Технология обучения на основе системно-деятельного подхода» (введение ФГОС) 72 часа 03.12.12 – 15.12.12
2.  «Брянский институт повышения квалификации работников образования» по теме: «Использование ИКТ в образовательной деятельности» 36 часов 10.12.12 – 14.12.12
3. «Брянский институт повышения квалификации работников образования» по теме: «Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе»
36 часов 03.12.12 – 07.12.12

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Романы Дины Рубиной.

Мой взгляд на мир

Моё портфолио

Введение. Пояснительная записка

 

   Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Яковенко Елены Владимировны, учителя начальных классов, классного руководителя 3 г класса.  

   Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые  профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога.

   Задачи портфолио:

·        показать умения учителя решать профессиональные задачи;

·        проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения;

·        оценить профессионализм учителя.

·         

Краткая характеристика разделов портфолио

 

      В разделе «Информационная справка» даны общие сведения об учителе, сведения о повышении квалификации, характеристика–представление.

 

       «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения  и в воспитательной работе» -  такое название следующего раздела. Здесь описаны технологии, которые учитель активно использует в обучении и воспитании школьников и результативность  использования современных образовательных технологий в практической деятельности педагога.

 

   В разделе «Обобщение и распространение  педагогического опыта» показано участие учителя в педагогических советах школы,  заседаниях  кафедры начальных классов школы, где учитель делится  опытом своей работы с коллегами.

 

     В разделе «Результативность педагогической деятельности» показана положительная динамика  в учебной деятельности (выписки из классных журналов,  результаты промежуточной аттестации,  успеваемость и качество знаний, участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, список победителей олимпиад, конкурсов)  

   

   В «Заключении»  обозначены проблемы и  направления развития.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы