Грузнева Елена Алексеевна

Сайт воспитателя детского сада

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Интеграция образовательной деятельности дошкольников

Увлечения: Пластилинография

Регион: Новгородская область

Населенный пункт: Боровичи

Место работы: MAДОУ Детский сад №12 "Звездочка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elenagruzneva

О себе

29 лет педагогический стаж. 15 лет работы в группе компенсирующего обучения для детей с проблемами в развитии

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

Пауло КоэльоАлхимик

Моё портфолио

 

        Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается  не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей  знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.

       Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает непосредственно образовательная деятельность.

          В непосредственно образовательной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно-волевые усилия в достижении учебно-познавательных целей, формируются навыки самооценки.

          Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, формировании сроков перевода его на школьные «рельсы», а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала. И одним из путей оптимизация соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников я считаю процесс интеграции.

         Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ позволяющего съэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная непосредственно образовательная деятельность. В ней объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада темой проекта. В процессе такой деятельности дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет съэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

      В основе картины мира представлен мир явлений, природы и предметов, абстрактные вербальные суждения о социальных отношениях, собственном «я»,  мире культуры.

     Картина мира формируется в сознании ребенка в результате ее постижения, поиска смысла, причин и следствий явлений, их объяснений в связи с опытом общества и отдельной личности.

     Использование интеграции знаний в образовании позволило мне выделить компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям  о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграцию в образовании использую как суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников. Это во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.

     Я определяю дошкольный возраст как период интенсивного интереса к  составлению различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности. Это время расцвета логического и образного мышления.

     Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я  поняла, что доминирующую роль начинает играть память как средство накопления интенсивно приобретаемого в этот период личного опыта. В этом возрасте, как утверждал Л.С. Выготский, все психические функции, их своеобразие и развитие оказываются связанными именно с этим фактором. Заметно возрастают возможности умственной деятельности детей, происходит значительный рост обобщенности и последовательности  мыслительных операций. Дети в 6 лет могут выделить существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, обнаруживать сходные и различные черты.

     В предшкольные годы средством развития ребенка, как предполагается в концепции непрерывного образования, должно стать содержание, а усвоение знаний, умений и навыков – следствием достижения ребенком определенного уровня развития познавательной деятельности, которая становится центральной дидактической, психологической и  методической задачей для педагогов. В этом случае воспитаннику необходимо предусмотреть как обязательное условие возможность самореализации на всех этапах работы с обозначенным содержанием, он должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. Именно в этом случае будут формироваться целостные знания об окружающем мире, развиваться компетентность в сфере отношений к миру, людям, себе.

     Для эффективного осуществления интеграции я стараюсь развивать у дошкольников все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное.

     Человеческий мозг воспринимает множество раздражений из внешнего мира. Положительные качества ума – системность и динамичность. Они тесно связаны с основными звеньями отражения объективной реальности: наблюдением, сохранением, переработкой и использованием в действии. Я согласна с утверждением Л.С. Выготского, что обучая ребенка, не нужно излишне нагружать его детализированными знаниями. Основная задача педагога заключается в том, чтобы открыть перед ребенком мир вообще – научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи. Интегративное задание требует более сложных действий и более глубокого личного  участия. Любые знания преобразуются мышлением, и в этом смысле являются средством его развития.

     В разработанном мною цикле интегрированных занятий я использую основные принципы построения  содержания дошкольного образования:

преемственность: требует установления необходимых и достаточных связей между предшествующей подготовкой и вновь получаемым образованием;

соответствие: требует, чтобы новое содержание не отрицало старое, но как бы развивало его;

паритетность и иерархичность: обуславливает суверенное существование каждой части в содержании образования в границах своей компетентности при одновременной взаимозависимости между ними и их относительной «подчиненности» полицентрическому целому;

сотрудничество: в данном случае означает сопричаемость всех составляющих содержания образования их взаимосвязи;

дополнительность:  обуславливает возможность усвоения содержания образования как единого органического целого, несмотря на присутствие в неси взаимоограничивающих компонентов;

антиномность: значимость каждого элемента указанного содержания определяется не его объективными характеристиками, а тем местом, какое занимает данный элемент в системе ценностей последнего;

региональность: принцип отбора содержания, позволяющий рассматривать явления природы и жизни людей с учетом особенностей края.

     В основу каждого интегрированного занятия я закладываю прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема позволяет объединить ряд образовательных областей, виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

     Одной из составляющей приема погружения в тему является игровая мотивация, которая, позволяет раскрывать познавательные, нравственные стороны у  ребенка.

     Мною разработаны конспекты интегрированных занятий по темам:    

«К бабушке хозяюшке в гости» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

«История возникновения света» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание», «Коммуникация»)

«Путешествие по лесу» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

 «Встречи с необычным» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

«Легко ли живется червякам в почве» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

«Портреты друзей» (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация»)

«Школа, а какая она?» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание», «Коммуникация»)

«Что нам стоит дом построить» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

«Кем быть и кому, что нужно?» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

«Из чего пекут пироги?» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

«Организация совместной трудовой деятельности» (интеграция образовательных областей «Социолизация», «Познание»)

      В ходе предложенной мною непосредственно образовательной деятельности ребенок, выполняя задания, вынужден от простых операций анализа и сравнения переходить к более сложному моделированию систематизации, структуризации и др. В итоге воспитывается интегративное мышление, характеризующееся не просто использованием сложных мыслительных операций, но и определенной стратегией и тактикой рассуждений и доказательств, способностью строить гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, выводить аксиомы, сопоставлять теорию и практику.  Результативность в использовании разработанных мною интегрированных занятий определяется в воспитании понимающего ребенка. А понимающий ребенок – это ребенок способный увидеть целое во всем богатстве его связей и отношений, видеть элементарные связи и взаимозависимости между явлениями, а также последствия, вытекающие из действия этих связей и взаимозависимостей; это ребенок, начинающий обладать способностью ощущать, осознавать, переживать…. «единство всего», «связь всего со всем».

          Предложенный мною цикл интегрированных занятий, может использоваться в организации непосредственной образовательной деятельности воспитателями дошкольных учреждений, групп с ограниченными возможностями здоровья детей.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы