Эльвира Анатольевна Алексеева

"сайт воспитателя детского сада"

Кто если не я, когда если не сейчас

Профессия: Воспитатель детского сада

Профессиональные интересы: Психология,экология

Увлечения: Разностороние

Регион: Республика Марий Эл

Населенный пункт: п.Алексеевский, Советский район

Место работы: детский сад

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elviraalekseeva
У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое КАК.
Ф. Ницше

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

 

Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях. В исследованиях Н. Ф. Виноградовой, Е. И. Золотовой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, Н. Э. Фабри и др. рассматривались вопросы формирования знаний и представлений у детей о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами и явлениями природы. Системы знаний как средство формирования у дошкольников отношения к природе явились предметом изучения В. Г. Грецовой, З. П. Плохий. В работах показано, что чувство деятельной любви к природе и соответствующее ей поведение развиваются постепенно от положительно- эмоционального отношения к осознанно-целенаправленной деятельности. Основной формой положительного отношения к природе, по мнению В. Н. Грецовой, является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-положительного отношения к ней, знаний и полезной деятельности детей. З. П. Плохий, рассматривала формирование бережного и заботливого отношения к природе с позиций комплексного подхода, предполагает возможность развития у детей разнообразных чувств, усвоение ими знаний о взаимосвязях в природе и обучение их элементарным навыкам создания условий для жизни живых существ.

О себе

Я, Алексеева Эльвира Анатольевна, воспитатель ДОУ "Солнышко" . Закончила Оршанское педогогическое училищев 1987 году. Стаж педогогической работы 24 года.Немаловажную роль в выборе професии сыграли люди которые первые встретелись в моей жизни - Первая воспитательница Лидия Николаевна Ямолова, и первый учититель Криваксина Ираида Степановна. Прошло столько времени, а я до сих пор помню и доброту и заботу.

Может быть, поэтому я решила стать воспитательницей.

"Умение воспитывать - это всё таки искусство, такое же искусство,как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины."  (А.С.Макаренко)

 

 <3кологическое воспитание детей дошкольного возраста> взяла не случайно, считаю её интересной и актуальной на сегодняшний день.

3кологическая грамотность, бережное отношение к природе, к животным ......'.стали залогом выживания человека на нашей планете. кроме того, экологичеокое образование детей - это огромный потенциалих всеотороннего развития. 3то развитие мышления, речи, внимания, наблюдательности, трудовых навыков и умений, привитие эстетических норм. !Целью моей работы является всестороннее развитие личности ребенка, развитие способностей к самосовершенствованию' создание условий для развития интеллектуальных творчеоких и духовных потребностей воспитанников. Работа по экологичеокому воспитанию предполагает Сотрудничество и сотворчество педагога и детей и напрочь исключается авторитарная модель обучения. Ёсли ребенок будет относитьоя с любовью к окружающему миру' он никогда не сделает плохого другим людям. В детском саду я стараюсь быть доброжелательной, всегда выслушать детей, поделиться своим мнением, беседуя с детьми на равных. С коллегами сложил ись дружеские взаи моотношения. Свой коллектив сч итаю дружным, сплоченным. Детям же стараюсь привить такие качества, как доброта, честность, взаимопомощь, трудолюбие настойчивость и т.д. Хочу, чтобы дети не были равнодушными к событиям их окружающим, могли оценить (плохо)) или (хорошо>. С родителями я тоже стараюсь найти взаимопонимание, не смотря на постоянную занятость, беседуем о проведенных днях, об успехах и неудачах детей, стараемся находить совместные решения возникающих проблем. Сама я мама пятерых детей и как никто понимаю, что каждый ребенок индивидуален и не похож на других...И надо найти" лучик"к сердцу каждого ребенка,разжечь желание к познанию мира. Считаю себя счастливой.Всегда верю в лучшее,и стараюсь,чтобы и тем,кто со мной рядом было хорошо и комфортно.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Судьба человека" Шолохова.Когда я ее прочитала(в детстве),я долго не могла уснуть...Я решила что в любой ситуации надо Жить...

Мой взгляд на мир

Все хорошее в людях-из детства..В каждом человеке живет Ангел ,только взрослые это тщательно скрывают ....

Мои достижения

Грамоты и благодарности различного уровня

Моё портфолио

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам Сущность Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателя пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Главное Формирование в сознании детей представления о мире, как целост-ном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимоза-висимости человека с этим миром. Новизна. Создание системы экологического воспитания дошкольников. Результативность. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - «...формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям м объектам...» (из программы ....С.Н. Николаева). Система экологического воспитания дошкольников Автор представляет систему экологического воспитания как: 1. Создание условий для экологического воспитания детей. 2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания. 3. Формирование системы знаний о природе. 4. Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней. 5. Элементарная поисковая деятельность детей. 6. Кружковая работа. 7. Совместная работа с родителями.«Экология» в переводе с греческого (экос - дом, жилище, родина; логос - учение) означает  - наука о Доме-Родине. Такое толкование слова, с точки зрения автора, отражает сущность содержания экологического воспитания дошкольников. Начиная со старшего дошкольного возраста, возможно формирование осознанного отношения ребенка к природе. Условия, необходимые для экологического воспитания 1. Создание в группе уголка живой и неживой природы и экологического кабинета. 2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»). 3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием. 4. Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.Цель экологического воспитания: · формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.Задачи экологического воспитания: формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание. Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей · видеть и понимать связи между явлениями · эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает · практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов. Все это ребенок получает в игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. В основу экологических игр, проводимых с детьми, положены игры Джозефа Бхарата Корнелла.Экологические игры Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. Настольная экологическая игра «Птицы в природе - пирамидки». Дидактическая задача: · развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев - экологическую пирамидку · развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы. Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев: (сосна, рябина, дуб, береза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц: (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).Игровые действия. Первый вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев в птице, названной воспитателем. Второй вариант: воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают. игры. Первый вариант. Воспитатель ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел. - Где живет дятел? Дети:- в лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол. Воспитатель: - что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке. Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев. Воспитатель: - чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке. Дети находят кубики с изображением червячков, хвойных шишек и ставят их над деревьями, объясняя, почему они так сделали. Воспитатель: - а где мы поставим кубик с картинкой дятла? Дети: - над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой деревьев, семенами шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.Ход игры. Второй вариант. Воспитатель составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающую воду. Воспитатель: - правильно я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода? Дети: - без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть. Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы. Игра «Угадай, какой ты зверь?» Дидактическая задача: - закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках приспо-собленности животных к окружающей среде учить классифицировать животных. Оборудование: картинки с изображением животных. Игровое действие: отгадать, какое животное изображено на картинке. Игровое правило: отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, какой это зверь. Отвечать можно только «да», «нет», «может быть». Ход игры Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть и определить, «каким зверем» он стал. «Зверь» задает вопросы, пытаясь выяснить, внешний вид животного, особенности его движений, повадки, среду обитания. Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны и флоры. Главное в таких играх - подвести детей к осознанному выделению характерных признаков различных Экологическая тропа Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми. Главное в такой прогулке: 1. Выбрав маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания живых объектов. 2. Разносторонние знания воспитателя,  о растениях, насекомых, деревь-ях, а также органично введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой. 3. Умение показать, задержать внимание детей, заинтересовать выбран-ным объектом. 4. Объектами экологической тропы могут быть: памятники природы -редкие для данной местности растения; лекарственные травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала. 5. Прогулка по экологической тропе должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном. Экологическая тропа как одна из нестандартных игровых форм работы; проводится с детьми старшей подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей. Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристи-ческую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждо-го ребенка к беседам на различные экологические темы. С целью подготовки детей к восприятию автор проводит предваритель-ную беседу, в ходе которой договаривается с детьми о совместной подготовке к каждому занятию. Пример нескольких занятий экологической тропы к цветнику.Тема, цель Оборудование Деятельность детей Роль воспитателя Осень 1 неделя«Природа - Фея»Учить детей видеть многообразие красок и форм растений цветника и роль чело-века в преумно-жении этой красоты Посылка Феи Цветов с семенами цветов и письмо. Выставка иллюстраций цветов, растущих в цветнике. Занятие в группе в форме игры: отгадывание загадок и рассматривание следов тропы, предложенных Феей. Послепрогулки по местам,указанным Феей, зарисовка увиденного. Задания детям Феи Цветов: учиться видеть красивое, быть внимательными, путешествуя по дорожкам, указанным в письме. Дорожки каждый раз будут новыми. Оцениватьсяработа детей будет Феей, для которой сделают альбом «Жизнь цветов» Конец сентября начало октября «В мирецветов»Развивать наблюдательность, учить детей отмечать причины изменгений в цветнике Коробочки для сборасемян и гербария.Подборка стихов и загадок о цветах цветника. Занятие-экскурсия. По следам, заранее разбросанным воспитателем, дети определяют изменеия, произошедшие в цветах,собирают семена, растения для гербария. Воспитатель-экскурсовод: рассказыкает о цветах, выясняет глубину знаний детей о цветах (название, раз-нообразие форм и окраски, запаха цветов), причины продолжительности жизни цветов. Октябрь. 4-я неделяОтметить все изменения в цветнике Грабли, перчатки, носилки по количеству детей. Набор картинок с изображением труда людей. По следам, заранееразбросанным воспитателем, дети называют изменения и узнают, чем они будут заниматься. Детей разделить на подгруппыи определить работу вцветнике Воспитатель в ролиВолшебницы открывает детям секрет: растения не погибают, а осенью засыпают донаступления весны. Но их надо укрыть «одеялом», проявить заботу. Рассказ Волшебницы о правилахухода за цветником Декабрь «Добрый Дед Мороз» Активизировать знания детей о правилахвзаимоотношения с природой. Лопатки на всю группу. Стихи о зиме, морозе, загадки. В письме к детям обращается Дедушка Мороз с просьбой утеплить цветник. Дети делятся на подгруппы для работы.По окончании проводится конкурс на луч-шего рассказчика о Зиме. Воспитатель в роли Снегурочки. 1 часть. Приносит письмо от Деда Мороза. Проводится беседа об изменениях в цветнике, о свойствах снега и его пользе. 2 часть. Детям предлагается делать перину из снега для цветника.Составной частью экологического воспитания являются дежурства детей (по 2 дня) в уголке природы, так как каждый ребенок за время дежурств проделывает массу операций, незаметно формируются не только навыки ухода за животными, растениями, но и воспитывается чувство ответственности за свои действия и поступки. Не менее важна положительная оценка любых усилий каждого ребенка, что способствует более быстрой выработке; воспитываемых навыков. Элементарная поисковая деятельность детей. Цель элементарной поисковой деятельности: 1. Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознатель-ность ребенка. 2. Активизировать умственные способности. 3. Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью. 4. Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений. 5. Способ решения познавательных задач. Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов. 1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет?). 2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет). 3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формиро-вание у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать. 4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз 5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.Примеры. Почему нельзя есть снег? Убеждает только опыт - растопить снег и посмотреть, какая осталась вода. Как подготовить землю для посадки. Нужно ли ее вскапывать? Два горшочка с луковицами поместить в разные условия (на подоконнике и в шкафу), но обеспечить одинаковый уход. Две грядки с любой культурой, одна из которых пропалывается, а другая - нет. Через 3 - 4 дня наблюдений дети делают вывод, объясняя его. Как и на занятиях экологической тропы целесообразно завершать опыты рисованием, лепкой, рассказами и сказками, сочиненными детьми. Кружковая работа Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Приобщение детей к работе с природными материалами, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. Задача кружка: развивать эстетические чувства, учить детей составлению композиций, развивать мелкие мышцы кистей рук, создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка. Прекрасным источником развития творческих способностей детей служит природный материал: поделки из кореньев, шишек, сучков; оранжировка букетов по временам года; аппликации из засушенных трав, цветов, семян, мха, плодов - флористика в доступной для детей форме. Работа с родителями Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Автору опыта удается сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники. Для родителей проводятся консультации: · пусть научатся любить живую природу; · из камушек и ракушек; · трава у дома; · куда пойти в выходной день летом с ребенком; · лицом к природе: белка; кто нас слышит; · обыкновенная корова; · ребенок и животные;> · поделки из природного материала.Результатом работы по экологическому воспитанию является не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.

Добавить грамоту в портфолио