Фентисова Татьяна Владимировна

сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: чтение книг по психологии

Увлечения: чтение, лыжи

Страна: Россия

Регион: Алтайский край

Населенный пункт: г. Барнаул

Место работы: МБОУ "Гимназия №131"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fentisova-tatyana-fladimirovna

О себе

учитель первой категории, стаж работы 7 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Леви, Цветаева, Солженицин

Моё портфолио

Формирование речевой культуры младших школьников

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последние годы в педагогике и лингвистике все больше проявляется интерес к речевой культуре в связи с большой речевой неграмотностью, проявляющейся в разных ситуациях общения.

Курс русского языка должен обеспечивать овладение коммуникативной функцией родной речи. Поэтому, изучая те или иные языковые единицы, необходимо показывать их речевые возможности, раскрывать их функционирование в речи и затем осуществлять практическое усвоение этого материала – учить пользоваться определёнными языковыми средствами в речи.

Формирование культуры речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. Решающее значение приобретает формирование у младших школьников широкого языкового кругозора, умения пользоваться выразительными возможностями языка, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.

Чтобы научить говорить и писать, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов.

Современные программы начальной школы основной целью обучения русскому языку ставят развитие мышления и речи учащихся, осознание ими грамматического строя русского языка, привития интереса к его познанию, формирование навыков нормативного использования всех языковых элементов, формирование культуры речи. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так  как изучение словосочетаний и предложений в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов способствует развитию и совершенствованию строя речи учащихся, формированию грамматических умений.

Сегодня синтаксическая система русского языка представлена в учебниках для начальной школы крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации. Работа  по  культуре речи проводится  на уроках русского языка в малом объеме, фрагментарно.

В некоторых учебниках русского языка для начальной школы даются специальные материалы по культуре речи: словарики ударений, фразеологии, задания с вариантами выбора языковых единиц. Вводятся упражнения по устной речи, диалоги, речевой этикет, письма. Это говорит о том, что обучение младших школьников соблюдению требований культуры речи имеет место на уроках русского языка. Но работа по  культуре  речи в области синтаксиса предусмотрена программой и содержанием учебных книг в малом объеме, фрагментарно.  Кроме того, разнообразные ошибки  в  речи учащихся и сложность усвоения синтаксических тем затрудняют работу  учителя  в этом направлении.

Все эти факты говорят о том, что в начальных классах школы нужно постоянно вести работу по введению в речь детей определенных моделей словосочетаний, по предупреждению и исправлению синтаксических ошибок с учетом того речевого опыта, который ребенок приобрел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни развития компонентов речевой культуры младших

школьников в области синтаксиса

Таблица 1

Уровни владения

синтаксическими

нормами

 

Критерии владения

синтаксическими нормами

Высокий

Средний

Низкий

1. Составление предложений из слов и установление порядка слов в предложениях

Во всех предложениях устанавливает связь и порядок слов

В единичных случаях затрудняется установить связь в предложении

В некоторых предложениях затрудняется установить связь и порядок слов

В большинстве предложений наблюдается отступление от синтаксической нормы

2. Установление по вопросам связи между словами в предложениях и словосочетаниях

Во всех предложениях и словосочетаниях устанавливает связь между словами, правильно задает  вопросы от главного слова к зависимому

В единичных случаях неверно задает вопрос от главного слова к зависимому

В некоторых предложениях и словосочетаниях затрудняется установить связь между словами, затрудняется правильно сформулировать вопрос

В большинстве случаев при, установлении связи между словами в предложении и словосочетании, наблюдается отступление от синтаксической нормы

3. Вычленение словосочетаний в предложениях

Вычленяет все словосочетания в предложении.

В единичных случаях затрудняется в вычленении словосочетаний

В некоторых случаях затрудняется в вычленении словосочетаний

В большинстве случаев, при вычленении словосочетаний из предложений . наблюдается отступление от нормы

4. Определение главного и зависимого слова в словосочетании

Во всех словосочетаниях определяет главное и зависимое слово

В единичных случаях затрудняется с определением главного и зависимого слова

В некоторых случаях затрудняется с определением главного и зависимого слова

В большинстве случаев, при распознавании главного и зависимого слова в словосочетании, наблюдается отступление от нормы

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные упражнения направлены на выявление умений строить синтаксические конструкции в соответствии с различными моделями, относящимися к разновидностям синтаксических норм, в которых частотны речевые ошибки.

Задание 1. Найти в предложении лишнее слово

В саду собирают яблоки, фрукты, груши.

На празднике было много мальчиков, детей, девочек.

На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

 Больше всего я люблю бананы, субботу и гимнастику.

Для полного счастья мне не хватает хорошей учебы, дисциплины, дедушки и папы.

Листья в лесу пахнут ягодами, зеленью, грибами и  природой.

Я покраснел от смущения и от быстрой ходьбы.

Задание направлено на выявление умения различать родовые и видовые понятия и планирование работы по предупреждению ошибок в простом предложении осложненном однородными членами.

Критерии оценки: каждое правильно найденное слово оценивается в 1 балл.

Задание 2. Дописать окончания.

Листва опал…, детвора играл…, зверье убежал…, молодежь… гулял…, тряпье улетел… .

Задание направлено на выявление умения согласовывать собирательные существительные с глаголом.

Критерии оценки: каждое правильно составленное словосочетание оценивается в один балл.

Задание 3. Записать предложения, раскрывая скобки.

Через несколько дней пальма (достигать, рама). Первый снег очень к лицу (земля).

Задание направлено на выявление умение устанавливать синтаксические связи в предложении и умение образовывать грамматические формы зависимых существительных в словосочетаниях с глагольным управлением.

Критерии оценки: каждое правильно составленное предложение оценивается в 1 балл.

Задание 4. Составить из слов словосочетания, используя, где это необходимо, предлоги.

Заботиться, мать; наблюдать, мы;  достигла, рама; храниться, балкон; любоваться, море; книга, товарищ; труд, люди; остановка, отдых; письмо, брат; тень, кусты.

         Задание направлено на выявление умения соблюдать нормы в области управления, умение распознавать главное и зависимое слово в словосочетании, правильно формулировать вопросы.

Критерии оценки: каждое правильно составленное словосочетание оценивается в один балл.

Задание 5. Составить из слов предложения и написать текст

1. Нефть, землей, под, залегает, глубоко

2. Бурят, в, рабочие, земле, скважины

3. В, скважины, вставляют, они, трубы

4. По, поднимается, трубам, нефть, из-под, земли

5. Ее, от, очищают, примесей, и, отправляют, по, нефтепроводу, заводы, на

Задание направлено на выявление умения устанавливать порядок слов в предложении.

Критерии оценки: каждое правильно составленное предложение оценивается в 1 балл.

Задание 6. Записать предложения, раскрывая скобки.

Брат с сестрой (жить) в большом городе. Брат и сестра (жить) в одном городе.  На берегу (стоять) несколько верб. Часть учеников  (уехать) на соревнования. За коляской (бежать) четыре пса. Над головой (просвистать) две пули.  Детство и юность её (пройти) в купеческой семье. Папа с маленькой дочкой (ходить) на концерт. В шкафу (лежать) много интересных книг. Большинство детей и подростков (заниматься) в спортивных секциях школы.

Задание направлено на выявление умения устанавливать связи внутри предложения, согласовывать сказуемое с подлежащим.

 Критерии оценки: каждое правильно составленное предложение оценивается в 1 балл.

  Задание 7. К каждой группе имен существительных подобрать подходящие по смыслу глаголы, определите падеж.

Касаться (стол, тетрадь, лампа); прикасаться (стол, тетрадь, лампа); руководить (завод, класс, звено).

Аналогично: оплатить – уплатить, рассердиться – рассержен, различать – отличать и др.

Задание направлено на умение различать разные грамматические функции однокоренных глаголов, при которых управляемые существительные образуют формы различных падежей.

Задание 8. Вставить местоимение который в нужной форме.

Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белказверек с пушистым хвостом, … прыгает с дерева на дерево.

Упражнение направлено на формирование умения согласовывать форму союзного слова придаточной части с формой опорного слова главной части, вычленять словосочетания в предложении, распознавать главное и зависимое слово в словосочетании.

Задание 8. К каждой группе имен существительных подобрать подходящие по смыслу глаголы, определите падеж.

image2) Успехов, победы                                                             благодарить                          

    Маму, учительницу, товарища                        достигать

    Тропинка, мячик, тетрадь                                           приглядеться

                                                                          наблюдать

               Защита, поддержка, сочувствие                                  искать

 

Данное задание направлено на предупреждение речевых недочетов, связанных с глаголами благодарить, достигать, приглядеться, наблюдать, искать.

9.     Образуйте словосочетания и предложения, спишите их.

Говорить (книга), сообщить (болезнь), подойти (опушка), гостить (деревня), отдыхать (аллея). Яблоко упало (яблоня).  Яблоки растут (яблоня). Мы подошли (яблоня). Ледоход начался (Волга, Кама, Лена).

Задание направлено на формирование умения согласовывать имена существительные в роде, числе и падеже с другими частями речи.

10.            Предложите правильный вариант.

 На берег трудно приблизиться. Притронулся до горячей плиты.

11.            Выберете одно из слов, указанных в скобках.

 Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки.

 Она из окна на нас (любовалась, наблюдала).

Задание направлено на составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления существительного с определенным предлогом.

12. Составьте из двух предложений одно.

Я не пошел гулять. Была плохая погода.

Весна – время года. Распускаются почки.

Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.

Задание направлено на формирование умения составлять сложноподчиненные предложения.

13.           Составьте словосочетания с данными глаголами и существительными, ставя существительные в нужном падеже.

Ждали (учительница), добился (успех), бояться (темнота), желать (здоровье), приносить (ягоды), хочется (чай), напиться (молоко), не бояться (трудности).

 Задание направлено на составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления существительного в определенном падеже.

14.            В ряду словосочетаний назови лишнее.

 Песня соловья, берлога медведя, гнезда птиц, лодка рыбака, ловить рыбу.

 Яблочное повидло, грибной соус, волчий след, кожаный портфель, кисель из малины.

 Задание направлено на формирование умения различать словосочетания разных моделей.

Работа над словосочетаниями и предложениями, открывает возможности комплексного усвоения таких смежных разделов языкознания, как словообразование и синтаксис, морфология и синтаксис. Овладение младшими школьниками синтаксическими нормами является сложной методической задачей, решение которой возможно лишь при целенаправленной и систематической работе по изучению, расширению и использованию различных синтаксических конструкций в целях повышения  речевой культуры учащихся.

 

 

 

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы