Габдуллина Гульнур Рустемовна

сайт учителя русского языка и литературы Габдуллиной Гульнур Рустемовны

Обучай, воспитывая, воспитывай, обучая.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Творческие конкурсы разного уровня, олимпиады по предмету, проведение внеклассных мероприятий и т.д.

Увлечения: Люблю вместе со своими учениками путешествовать, отдыхать на природе, вкусно готовить

Страна: Россия

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Город Казань

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сокуровская средняя общеобразовательная школа имени Гавриила Романовича Державина"

Звание, ученая степень: Учитель

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gabdullina-gulnur-rustemovna
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Л.Н. Толстой

Добро пожаловать на мой мини-сайт! 

О себе

 Я родилась и выросла в село Именьково   Лаишевского  района Республики Татарстан. Мечта стать учительницей русского языка и литературы была с детства. Она сбылась : в 1995 году я получила диплом с отличием. На сегодняшний день работаю в МБОУ «Сокуровская средняя общеобразовательная школа имени Г.Р. Державина» Лаишевского района. Мне нравится моя профессия - учитель. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я очень люблю читать, и поэтому сказать конкретно, какие книги сформировали мой внутренний мир, не могу, но предпочтение отдаю классике.  

Мой взгляд на мир

Мне нравится молодёжь, её стремление к жизни. Это здорово! 

Мои достижения

Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Татарстан за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, 27.07. 2011, Приказ № 165-Н.
Почетная грамота отдела образования, 05.10.09.
Благодарственное письмо МО и Н РТ (с 1999 по 2015) 
Благодарственное письмо Главы района , 2014 
Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку призера республиканского этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку , 2014
Благодарственное письмо М.Ш. Шаймиева за подготовку победителя, 2015
Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку призера республиканского этапа Всероссийской олимпиады по татарскому языку , 2016
Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку призера республиканского этапа Всероссийской олимпиады по татарской литературе , 2016
Почетная грамота МО и Н РТ за подготовку призера республиканского этапа Всероссийской олимпиады по татарскому языку , 2017
Благодарственное письмо за подготовку призера Всероссийской олимпиады по двум государственным языкам, 2016
Благодарственное письмо за подготовку призера Международной олимпиады по татарскому языку, 2017
Благодарственное письмо оргкомитета Межрегиональной научно-практической конференции "Диалог культур" ТОГИРРО , 2017г. г.Тюмень. 
Почетная грамота ТНВ за работу в качестве эксперта, 2017 
Победитель республиканского конкурса "Мой народ,моя религия" ДУМ РТ Хадж, 2018

Моё портфолио

Публичное представление

собственного инновационного

педагогического опыта учителя

русского языка и литературы

МБОУ «Сокуровская средняя общеобразовательная школа имени Гавриила Романовича Державина» Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Габдуллиной Гульнур Рустемовны

 

 

В 1995 году я окончила  факультет русской филологии Казанского государственного педагогического университета по специальности «Учитель русского языка и литературы».

В качестве учителя русского языка и литературы  работаю с 1995 года.

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподаёт и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай, воспитывая, воспитывай, обучая».

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Технология дифференцированного подхода в обучении русскому языку и литературе».

 

 

 

Актуальность и перспективность опыта.

 

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

 

Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Помогает мне в этом проведение уроков разных типов. 

 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

 

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

 

Наличие теоретической базы опыта.

 

Над проблемой «Технология дифференцированного подхода в обучении русскому языку и литературе» я работаю с 2015 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.

Основной задачей дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Чтобы обучение можно было считать дифференцированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

  • уровень обученности в данной области знания;
  • уровень общего развития, культуры;
  • особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);
  • особенности характера, темперамента.

 

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, но каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создаёт возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы на всех этапах обучения:

  • при изучении нового материала;
  • при контроле за усвоением знаний, умений и навыков;
  • при проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора ученикам заданий.

 

Технология уровневой дифференциации. Этапы.

 

  1. Диагностика учебных способностей учащихся.
  2. Объяснение учебного материала с учетом способностей учащихся.
  3. Подготовка разноуровневых заданий по темам.
  4. Выполнение разноуровневых заданий на уроках.
  5. Организация групповой работы на уроке и во внеучебное время.
  6. Подготовка разноуровневых домашних заданий.
  7. Выполнение разноуровневых домашних заданий.
  8. Разноуровневый контроль.
  9. Организация само- и взаимоконтроля.

 

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости и в этом может помочь входная диагностика. Разные авторы предлагают по-разному организовать входную диагностику. Так, например, Г.А.  Милейко предлагает работы разделить на уровни. Уровень А – сильные учащиеся, творческий уровень; уровень Б – средний конструктивный, уровень усвоения; уровень С – слабые учащиеся, воспроизводящий уровень. Т.А. Ладыженская, например, в своей книге «Методические рекомендации к учебнику русского языка для 5 класса» прекрасно и подробно показала методику работы с только что набранными учениками, чьи способности и уровень овладения материалом нам мало знаком. Она диагностирует учащихся на протяжении длительного времени, примерно четверть, но проверяет разные умения: как быстро читают, пишут, воспринимают, понимают прочитанный материал, как сформированы орфографические и коммуникативные умения. При этом заполняются диагностические карты. Например, учитель Петербургской школы И.В. Яснова предлагает такой метод диагностирования. Цитирую: «В начале первого урока объявляется тема (например, правописание Н-НН в прилагательных), и в течение 15-20 минут идет объяснение. Затем вопрос классу: понятно ли? Ответ обычно положительный. После этого учитель дает письменную проверочную работу. Определяется количество учащихся, не справившихся с заданием. На следующем уроке в доброжелательной форме сообщаете ученикам результаты проверки работ и предлагаете прослушать этот же материал еще раз, и снова даете повторное письменное задание. Теперь уже с заданием справляется большее количество учащихся. На третьем уроке вновь анализируете полученные результаты и убеждаете детей, что нужно прослушать объяснение того же материала еще раз. И опять письменно закрепляете его. Результат налицо. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход».

Мне импонирует такой подход тем, что все учащиеся при этом хорошо усваивают материал, учитель быстро и точно определяет уровень учащихся. Также можно предлагать учащимся задания на выбор, иногда оговаривая уровень задания, сообщая ребятам: «Это задание для сильных. Если ты чувствуешь в себе силы, сделай это. Это задание проще, ну а это совсем простое. Если вы боитесь, еще не чувствуете в себе силы выполнить более трудное задание, выбирайте это». Чаще всего ребятам стыдно выбирать самое простое задание. Но здесь учитель может и направить ребят. Если сильный ученик выбрал легкое, то учитель может направить его, сказать: «Тебе бы я посоветовала вот это задание. Оно тебе по силам». А слабый ученик, выбравший задание не по силам и понявший, что он пока не может с ним справиться, всегда может поменять задание.

 

Работа со слабоуспевающими учащимися

 

Причины, порождающие отставание, многообразны. Однако для дифференцированной работы необходимо определить основную причину, ведущую к стойкой пониженной успеваемости.

1 тип слабоуспевающих учащихся – к нему относятся дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний – педагогически запущенные школьники. Они требуют большого контроля, систематической работы на уроке по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную деятельность.

2 тип слабоуспевающих учащихся – учащиеся с пониженной (успеваемостью) обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума: поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность мыслительной деятельности. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача – развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны. Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа с этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.

Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Рекомендуется сделать акцент на более тесную связь обучения с жизненным опытом этих школьников, который у них нередко шире, чем у других, то есть, попробовать вовлечь их в практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические знания. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении. В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

 

Различные виды дифференцированной помощи:

 

  • Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
  • Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
  • Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
  • Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
  • Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.
  • Предоставление времени для подготовки к ответу.
  • Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
  • Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
  • Указание алгоритма выполнения задания.
  • Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
  • Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
  • Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • Выдача ответа или результата выполнения задания.
  • Постановка наводящих вопросов.
  • Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

 

На мой взгляд, действовать с определением уровня знаний обучающихся нужно очень осторожно, чтобы не навесить ярлыки на учеников. Помимо входной диагностики, позволяющей определить уровень знаний обучающегося, можно на уроках использовать вопросы различного уровня, но учащимся не объявлять об уровне вопроса, что позволит повысить самооценку обучающегося и развить ситуацию успешности. 

 

Структура дифференцированного урока

 

  • Совместная постановка задачи.
  • Дифференцированное повторение необходимого материала.
  • Совместное изучение нового материала.
  • Дифференцированное закрепление.
  • Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
  • Общая проверка усвоения материала.
  • Дифференцированное домашнее задание.

 

Важнейшим способом активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию, является разнообразие жанров уроковпроведение нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и учителя неординарного, внимательного и творческого подхода. Можно провести самые  разные формы нетрадиционных уроков: урок-концерт, урок-суд, урок-путешествие, урок -  виртуальная экскурсия, урок-КВН, урок-соревнование, урок-диспут, интегрированные уроки (литература, ИЗО, история, музыка) и другие.

Хочу отметить, что я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.  

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: