Астахова Галина Александровна

сайт учителя-филолога

"Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет". Дж.Голсуорси.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Разработка нестандартных уроков

Увлечения: Коллекционирование лягушек

Регион: Курская область

Место работы: МКОУ "Никольская СОШ" Солнцевского района Курской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/galina-aleksandrovna-astahova
Я - женщина, и этим я права!
Почти из Брюсова

Можно сказать, что я - из семьи педагогов (хотя ни мама, ни папа ими не были). Бабушка, дядя и тётя, три сестры и брат - все учителя! 

С детства помню их разговоры о школе, об учениках и планах, о проверке тетрадей и требованиях, рассказы разных забавных  историй об уроках. Интересно!!! Поэтому выбор профессии никогда передо мной не стоял.

Считаю профессию учителя своим призванием. Я по-настоящему люблю школу. Люблю детей. Люблю давать им знания. Люблю общаться с ними не только на школьные и предметные темы. Люблю походы и экскурсии, школьные праздники и будни...

Занимаюсь разработкой нестандартных уроков, используя нетрадиционные формы и методы обучения. И переход на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  только способствует моей работе.

О себе

Учитель сельской школы. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Макаренко "Педагогическая поэма". Считаю, что его принцип в  отношениях с воспитанниками «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» незаслуженно критикуется.

М.Митчел "Унесённые ветром". Исторические детали и даты меня мало интересовали, а вот характеру главной героини можно поучиться!

М.Твен "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна". Любимая книга с детства. Всегда завидовала этим двум мальчишкам.

М.Булгаков "Мастер и Маргарита". Произведение и сейчас вызывает много споров: по сюжету, по трактовке библейских событий... Но тем оно и интересно.

По-настоящему люблю творчество С.Есенина и М.Лермонтова.

Стихи Ларисы Рубальской (и песни, написанные на её слова) читаю и пою постоянно.

А цитаты и афоризмы Фаины Раневской часто помогают в жизни.

Мой взгляд на мир

Я бываю такая разная –

То капризная, то прекрасная,

То страшилище опупенное,

То красавица – мисс Вселенная,

То покладиста, то с характером,

то молчу, то ругаюсь матерно,

то в горящие избы на лошади,

то отчаянно требую помощи,

дверью хлопну – расставлю все точки,

то ласкаюсь пушистым комочком,

то люблю и тотчас ненавижу,

то боюсь высоты, но на крышу

выхожу погулять темной ночкой,

то жена, то примерная дочка,

то смеюсь, то рыдаю белугой,

то мирюсь, то ругаюсь с подругой.

Не больна я, не в психике трещина…

Просто Я – стопроцентная ЖЕНЩИНА!!!

Лариса Рубальская

Мои достижения

Жена и мать! А для женщины - это главное!

Моё портфолио

 

Сегодня, как никогда в последние годы, школа приковывает к себе всеобщее внимание, обсуждаются пути её дальнейшего развития. Процесс модернизации российского образования, переход на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно- воспитательного процесса. И одной из основных задач учителя в наше время остаётся подготовка обучающихся современным реалиям жизни, т.е. компетентностный подход к обучению. Сформированность социальной, политической, межкультурной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной компетенций необходима для обеспечения гражданской зрелости, профессионального, социального и личностного самоопределения.

Сегодня к личности выпускника школы предъявляются высокие требования: он должен быть внутренне дисциплинирован, организован, иметь высокий уровень мотивации к дальнейшему профессиональному обучению и самообразованию, творчески активен, инициативен.

Развивать память, воображение, сообразительность, творческое мышление, языковое, чутье, эстетическое чувство языка - считаю важнейшими задачами педагога - филолога.

Исходя из этого, я и веду свою работу.

В условиях модернизации образования первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю:

  • совершенствование процесса преподавания русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения;
  • обеспечение условий для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах;
  • владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий, анализ результатов - инновационный профессионализм;
  • формирование всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом;
  • развитие творческого потенциала обучающихся.

Решить данные задачи в условиях традиционной системы обучения сложно, поэтому стала работать над проблемой «Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы».

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношений к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающихся современным реалиям жизни. В основе современного образования лежит активность учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяю современные педагогические технологии: развивающего, Проблемного, дифференцированного, информационного и проектного обучения, игровые технологии. Применение современных педагогических технологий поддерживает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

Результатами своей работы обмениваюсь с коллегами, давая открытые уроки, участвуя в семинарах, научно-практических конференциях, принимаю активное участие в работе МО школы, где в течение 10 лет являюсь руководителем творческой группы учителей гуманитарного цикла, являюсь участником РМО учителей русского языка и литературы.

Провожу анализ процесса преподавания русскому языку и литературе, качества обучения по данным направлениям. Использую элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей обучающихся при реализации дифференцированного подхода. Варьирую готовые, разработанные другими методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта. Осознаю необходимость систематической работы над собой и активно включаюсь в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

Задача современной школы - подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой.

Моя цель как педагога - не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.

Речь - канал развития интеллекта. Чем полнее и глубже будет освоен язык, тем лучше будут усваиваться знания. Я убеждена, что увлечь детей изучением языка можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Этому во многом способствуют уроки литературы, русского языка, на которых дети получают возможность высказать свои мысли, обменяться мнениями, задуматься о прочитанном; они получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя  Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.

В своей педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

  • максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;
  • учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;
  • постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность;
  • проблемный метод обучения, способствующий развитию и саморазвитию личности школьника;
  • применение личностно - ориентированных технологий обучения, развивающего обучения.

С целью повышения плотности урока и его эффективности я применяю такие виды работ, как индивидуальные задания по карточкам, (причем, руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников), использую в работе перфокарты-тренажеры, различные виды тестовых заданий, карточки-схемы и т.п. Выполняя задания по карточкам, отвечая на вопросы тестов, ученик проверяет себя, свои знания, учится думать и работать самостоятельно, а учитель имеет прекрасную дополнительную возможность проверить знания и умения большого числа ребят, чаще всего знания обучающихся всего класса. Практически на каждом уроке все обучающиеся класса выполняют самостоятельные практические задания, а учитель имеет прекрасную возможность обратной связи.

Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа: орфографическая, грамматическая, лексико-словарная, пунктуационная, даются задания на дом, связанные с осложненным списыванием, выполнением различных видов разбора. В классе я провожу различные виды диктантов: словарные, предупредительные, объяснительные, графические, выборочные, творческие. Подбирая дидактический материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений.

В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения современных систем и технологий, их применения в конкретной ситуации. Новые технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, а тем более учитель, должен иметь знания, умения и навыки работы на компьютере. В наши дни использование компьютера на уроках стало особенно актуально в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ. Персональный компьютер я использую в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, для повторения и обобщения знаний.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и приемы самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательская деятельность, умение добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное.

Умение самостоятельно работать - один из главных видов деятельности на уроке. Планируя проведение урока, я стараюсь добиваться высокой эффективности, так как на занятиях обучающиеся должны получать глубокие знания, овладеть учебными навыками, умениями. Это уроки, на которых широко и разносторонне использую систему обратной связи, т.е. провожу устный и письменный опросы, опрос с элементами программирования, опрос с выборочным ответом или тест, которые позволяют оперативно выявить уровень знаний и умений обучающихся на определенном этапе, а в идеале - проверить знания и умения обучающихся всего класса. Наряду с применением тестовых технологий считаю, что необходимо, чтобы закрепление навыка правописания проводилось не только на уроке ознакомления с правилом, но и на последующих уроках, для того чтобы знания и приобретенные навыки закрепились в долговременной памяти учеников, были доведены до автоматизма.

Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций, или, как говорят психологи, ситуаций интеллектуального затруднения. Особенно эффективен этот прием на уроках обобщения и систематизации знаний. Решая проблемные ситуации, размышляя над проблемными вопросами, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, закономерности. Все это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, на повышение грамотности школьников.

Таким образом, современный урок в моем понимании не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учеников, их интеллектуальной и эмоциональной активности, формировать личность и мировоззрение. Комплексное использование различных методов и приемов обучения, уроки разных типов позволяет избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу обучающихся, сотрудничество учителя и обучающихся на уроках, обеспечивают высокое качество знаний. Главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.

Использование системы дифференцированного обучения предполагает знания психологических особенностей каждого обучающегося. А хорошо знать своих учеников - значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы. Известно, что единые требования закладывают фундамент неуспеваемости. Учитывая учебные возможности каждого обучающегося, уровень работоспособности и обученности в каждом классе образованы разноуровневые группы. Данные группы подвижны. Каждый получает задание в объёме своих возможностей и справедливо заработанную оценку. Стараюсь организовать самостоятельную деятельность обучающихся с учетом их степени подготовленности и индивидуальных физиологических особенностей. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Применяя психологию дифференцированного обучения на всех этапах урока, особое внимание уделяю самостоятельной работе (индивидуальной, парами, группами, коллективной), обеспечивая при этом максимальную занятость каждого. Создаю на уроке условия для самовыражения каждого обучающего. Придаю большое значение поощрению, используя в своей практике различные виды поощрений: выставки, листы достижений, листы отличия, зачисление в группу исследователей, назначение консультантов, помощников учителя и т.д.

Проблема развития познавательного интереса учащихся через нетрадиционную форму уроков интересовала меня давно. Но в последние годы, в связи с утратой у детей интереса к чтению, грамотности, культуре речи, эта проблема стала более актуальной, расширилась.

С 2001 года я разработала и провела много уроков нетрадиционной формы: для среднего звена - опирающихся на фантазию и игровые формы (урок-сказка, урок-письмо, урок-выпуск «живой газеты» и т. д.), для старшеклассников - предусматривающие более серьёзную подготовку (урок- семинар, урок-КВН, урок-викторина и т.д.).

Нестандартные формы и методы обучения позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Группы нестандартных уроков:

  • Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
  • Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
  • Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».        ,

- Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия,  панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

  • Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок- подарок от Хоттабыча.
  • Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
  • Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Самый умный», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «Посиделки», «Клуб знатоков». /
  • Интегрированные уроки.
  • Трансформация традиционных способов организации урока: лекция- парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок- консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, цветослово, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты, с «вагоновожатым», и задание по типу «Третий-лишний», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;         
  • Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
  • Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
  • При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
  • При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Занимаясь разработкой и систематизацией нетрадиционных уроков для учащихся, я пришла к выводу, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Сами учащиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение.

Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Применение новых форм обучения позволяет раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка, развивать познавательный интерес к гуманитарным предметам на разных уровнях сложности. А познавательная деятельность на уроке, в свою очередь, вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Таким образом, свою педагогическую задачу я вижу в создании условий для формирования положительной мотивации, организации благоприятного климата, ориентирующего учащегося на коммуникацию.

Творческое развитие обучающегося продолжается во внеурочное время: элективные курсы, подготовка к олимпиадам, выполнение исследовательских проектов, организация «Литературных гостиных», проведение школьных «Недель русского языка и литературы» и т.д.

Потребность индивидуального подхода к ребёнку в современной системе образования очевидна. Ценность индивидуализации постоянно растёт. В наше время педагогика ориентирована на то, чтобы в каждом видеть личность. Согласно этому, ребёнок имеет право на понимание, на положительную оценку как большого, так и малого успеха в учебных делах, в любом другом достойном виде деятельности. Всё более популярными становятся индивидуально-ориентированные планы работы. Разрабатывается множество методик, согласно которым осуществляется личностно­-ориентированный принцип обучения, в том числе и различные диагностики, направленные на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.

Моя работа в качестве учителя и классного руководителя направлена на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для каждого ребёнка, а именно: для его развития, обучения и воспитания в силу его индивидуальных возможностей, желания и личностной направленности. Использование новых компьютерных технологий, тестирование даёт безграничные возможности для диагностики. Применяю самые различные методы для изучения классного коллектива в целом и отдельной личности: различные анкеты, методику неоконченного предложения, метод полярных профилей, социометрию. Проведение такой диагностики помогает мне выявить достоинства и недостатки учащихся. Индивидуальный комплексный подход исключает однобокость исследования личности ребёнка. Результаты диагностики, направленные на определение меры развития личности, позволяют выявить степень овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире. Работа с результатами диагностики позволяет мне спланировать индивидуальный подход к каждой личности и к классу в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки. Иначе говоря, диагностика позволяет мне, как классному руководителю, скоординировать работу учителей-предметников, познакомив их с рекомендациями, полученными после обработки данных диагностики.

В своей деятельности как классного руководителя использую различные формы работы с родителями: традиционные (регулярное проведение родительских собраний, систематические индивидуальные консультации; посещение на дому); нетрадиционные (экскурсии, походы, организация совместного отдыха на природе, спортивные дни здоровья и т.д.). Думаю, что данная система сотрудничества способствует развитию чувства самоуважения, организаторских качеств, творческой активности, укрепляет чувство любви и взаимопонимания между детьми и родителями.

Конечно, существует немало трудностей, с которыми я сталкиваюсь в своей профессиональной деятельности. Это и недостаточный уровень владения некоторыми обучающимися общеучебными умениями и навыками, отсутствие мотивации к обучению, узкий кругозор, невнимательность, недостаточное развитие памяти и т.д. Я осознаю, что испытываю трудность в формировании умений и навыков учебного труда (планирование и самоконтроль).

На смену одним трудностям придут другие, ведь жизнь развивается по спирали. В настоящее время, достигая определенных успехов, невозможно останавливаться на месте, так как жизнь диктует новые требования, и подходы к обучению. И учитель тогда настоящий учитель, когда сам не перестает учиться. Поэтому в качестве своего педагогического девиза могу назвать слова Д.Дидро, используемые многими учителями: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». А учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.

P.S. При подготовке данной статьи использованы материалы Интернет-ресурсов.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: