Герасимова Светлана Михайловна

Сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Культура речи и речевой этикет

Увлечения: Русские народные песни

Регион: Липецкая область

Населенный пункт: г.Липецк

Место работы: МБОУ СОШ №5

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gerasimova-svetlana-mihaylovna


О себе


Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

 

 

            Тема: Предложения с обращениями.

Цели:             1) обучающие

 -  умение и навыки находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

 -  коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

- навыки использования этикетных формул в речи ;

          2) развивающие

 - мыслительно-речевую деятельность учащихся;

          3) воспитательные

 - воспитывать культуру общения.

- прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи;

-воспитать ответственность за сказанное слово.

Оборудование: раздаточный материал,

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок-практикум.

Ход урока.

1 . Оргмомент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, присаживайтесь.

 Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книги, ручки и тетрадки? Запись числа на доске и в тетрадях.

2. Вступительное слово учителя

«  Друзья мои, прекрасен наш союз».

Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.

Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему?  Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.

Желаю вам успеха.

3. Словарная работа. /3минуты/ Запишите слова и поставьте ударение.

Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания.

4. Кроссворд «Обращение»

На доске нарисован  кроссворд, разгадав который, мы повторим пройденный материал по теме «Предложение» и  узнаем тему сегодняшнего урока. Вы сами сможете назвать мне её после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.

img1

  1. Определите вид предложения по характеру грамматической основы: Идёшь по лесу и любуешься его красотой. (односоставное)
  2. Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню. (побудительное)
  3. Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (определение)
  4. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям. (запятая)
  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком. (подлежащее)
  6. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила  ковёр. (дополнение)
  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения. (синтаксис)

      8.Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?(тире)

       9.Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.(сказуемое)  

  5.      Сообщение темы и цели урока.

- Итак, тема нашего урока “Обращение” Запишите в тетрадь.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с обращением, научимся находить его в речи и использовать в разных ситуациях.

 А теперь послушайте одну историю.

Пошли однажды в лес по ягоды дед с внуком и увидели на дереве белочку.

Они решили попросить, чтобы она сбросила им орешек.

-Эй ты! - закричал внук. Белочка даже не обернулась.

-Как же к ней обратиться? – подумал он.

-Я придумал! –сказал внук дедушке.

-Белочка! Сбрось нам орешек!

-Кто обращается ко мне так вежливо? – подумала она и сбросила орешек.

После этого случая мальчик еще долго рассказывал всем, что он придумал … (обращение). Русский речевой этикет требует от говорящего уважения к собеседнику, поэтому не рекомендуется начинать диалог с «эй, ты!» и даже «эй, вы!»  Русская грамматика объясняет нам это этикетное правило следующим образом: Чтобы установить речевой контакт, говорящий должен привлечь к себе внимание. Адресовать свою речь, т.е. назвать конкретного собеседника..И если нам для привлечения внимания достаточно просто голоса, крика, то для того, чтобы выделить собеседника, нам нужно имя существительное, точно указывающее на того, к кому мы обращаемся. Наиболее подходящим для такой цели является имя собственное. - Имя нарицательное неодушевленное тоже может использоваться в обращении.

Так что же придумал внучек? (Итак, О – это слово или словосочетание, которое называет лицо, к которому обращаются).

А теперь придумайте сами любое обращение? (животные, имена, родственники).

А теперь словосочетание? (молодой человек)

6.Работа с материалом учебника. Мы уже  узнали об  обращениях . А теперь давайте познакомимся с материалом учебника § 29 стр.162. Узнаем, что здесь говорится об  обращениях . Мы должны внимательно прочитать параграф.

7. Закрепление.

-Выполнение упр.439.

- Задание: укажите номера предложений, в которых есть обращение.

1. Ребята давайте жить дружно!

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

6. Не трещите морозы в заповедном бору.

7. К утру мороз крепчал.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Муравьи санитары леса.

10. Догорай костер дотла.

11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

13. Песню эту пронесем друзья по свету.

14. Друзья познаются в беде.

15. Прощай любимый город.

Проверка: ключ  1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15

- Прочитайте предложения с обращениями. Запишите в тетрадь 3 предложения, чтобы обращение находилось в начале, в середине и в конце предложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы (// Индивидуальная работа на доске сильный учащийся, все – в тетради)                                                                            

      - Объясните орфограммы.

Проверка: 3 человека + объяснение орфограмм

Вывод: Где может находиться обращение в предложении?
8.Физминутка для глаз.

               Закрыть глаза, расслабить мышцы глаз.

               Открыть глаза.

               Путешествуем по букве О вправо, влево.

V.        Выявление критериев уместности использования обращений.

9. Наблюдение над обращениями

- Все ли обращения уместны в речи?

1 группа обращений Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.  Папа.

- Что важно при выборе обращений?

КТО  ,  КОМУ    ГОВОРИТ ,В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ .

       -  На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь её небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.

10. Применение этикетных формул в разных ситуациях.

- Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы обращения.

Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.

     .Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.

11.  Итог урока.

- Вспомним цели, которые мы определили на сегодняшний урок.

- Справились ли мы с заданием?

Теоретические сведения

Начало урока

Конец урока

1

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

 

 

2

Обращение произносится со звательной интонацией.

 

 

3

                                        Обращения на письме выделяются запятыми

                                                                                                          [О, …].

                                                                                                     […, о, …].

                                                                                                          [ …, о].

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с  восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.    [О! …].

 

 

5

Роль обращения обычно выполняет имя существительное в им. п.

 

 

6

Обращение нужно отличать от подлежащего. Обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.

 

 

7

В роли обращений употребляются:

                                     - собственные им. сущ. (Валя, Пётр Васильевич),

                                     - названия лиц по родству (мама, дедушка),

                                     - по профессии (учитель, продавец),

                                     - сочетание слов (молодой человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Местоимения ты, вы – не являются обращением.

 

 

9

Вместе с обращением в речи часто используются этикетные формулы

 

 

 

Условные обозначения:

+ знаю хорошо   ;- не знаю;    +- знаю частично

12. Заключительный этап. « Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Еще раз звучат строки великого Пушкина.

Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?

13. Итог урока.Выставление оценок.

 14. Д/з.  1.Упр. 448 с .165.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы