Гребенкина Надежда Николаевна 59

учитель начальных классов

Профессия: Преподаватель изобразительного искуства и художественный труд

Профессиональные интересы: Библейские темы в изобразительном искустве

Увлечения: Основы религиозных культур и светской этике

Страна: Россия

Регион: Кемеровская область

Место работы: МБОУ "Средняя образовательная школа №77"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/grebenkina-nadezhda-nikolaevna-59

 

Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»

 

 

 

 

 

Материалы к урокам

по изобразительному искусству

 «БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

 ( 7 класс)

( программа под редакцией Б.М.неменского)

 

 

 

 

Моравская миссия святых равноапостольных

Кирилла и Мефодия

 

 

 

 

                                                                                           

                                                                                                                Выполнила: 

                                                                                                                          Гребенкина Н.Н,

учитель

 изобразительного искусства,

 МБОУ «Средняя

 общеобразовательная школа 3 77»

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2012

Ежегодно 24 мая в славянских странах отмечается церковно - государственный праздник, на котором чествуют, память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — просветителей славян. Создав в IX веке славянскую письменность, они открыли путь к просвещению, как духовному, так и светскому. Основной их задачей было дать славянам богослужение и Священное Писание на родном языке. Одновременно, благодаря их трудам, славяне получают широкую возможность для развития самобытной светской культуры.

Сразу же по приобщении к трудам святых братьев национальная культура расцветает сначала в Моравии, Паннонии, Чехии и Хорватии. Затем такой же культурный подъем происходит в Болгарии и Сербии. И, наконец, с принятием христианства, славянская грамота, созданная святы Кириллом и Мефодием приходит на Русь.

Однако сами святые братья Кирилл и Мефодий дороги нам не только как просветители и создатели славянской азбуки и церковно - славянского языка. Их собственный духовный путь дает нам прекрасный пример верности единству Церкви. В тяжелейших условиях, подвергаясь нападкам и гонениям, они не допускали мысли о церковном разделении. При этом они старательно избегали всяческих политических интриг и не поступались ни моральными, не догматическими принципами. Безупречность их жизни и служения не могла оставить современников - от государей и Представителей церкви до диких кочевников - равнодушными. Многим, общаясь со святыми братьями, проникались огромным уважением к их личностям и служению. Те же, кому их жизнь служила обличением, напротив, озлоблялись и стремились стереть с лица земли и самих святых братьев и дело их жизни - христианское просвещение на славянском языке.

Однако дело их жизни, несмотря на гонения, не погибло, но и поныне приносит великие плоды в духовной и культурной жизни славянских стран.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий происходили из семьи знатных уроженцев Фессалоник (Солуни). Отец их, Лев, носил звание друнгария - достаточно высокое в военно-административной иерархии, и был помощником стратига.

Самый младший ребенок в семье, Константин, родился около 827 года.

С ранних лет Константин отличался большими способностями в учебе. Когда родители отправили Константина учиться начальным наукам - грамматике, поэтике и риторике, он вскоре преуспел в этих науках так, что все изумлялись. И учителя и соученики отмечали, что Константин отличался необыкновенной памятью и прилежанием.

Когда Константину было четырнадцати лет семью постигло большое горе - умер его отец.

Покровитель двунагрия Льва и благодетель всего семейства Иогофет Феоктит узнав о способностях Константина и о его желании учиться приглашает юношу в Константинополь дабы он учился у лучших наставников, преподававших впоследствии юному императору. Приехав в

Константинополь, Константин с радостью приступил к учебе. Круг тогдашнего образования составляли : грамматика,, риторика и даапйкшка изучаемые в низших классах, и арифметика, геометрия, и музыка, и астрономия составлявшие курсы высших классов.

Между наставниками его были: Лев Философ, человек, удивлявший в свое время обширной и глубокой ученостью не только соотечественников, но и иностранцев и славившейся в особенности как отличный знаток математики, Астрономии и механики, и святитель Фотий Великий, впоследствии Константинопольский Патриарх, ученостью изумлявший современников • и потомков. В то время святитель Фотий был государственным сановником, но несмотря на это, величайшим счастьем для него было видеть окруженным толпами юношей, с которыми мог делиться своими многосторонними и глубокими сведениями. Этот наставник скоро почтил Константина самой искренней дружбой.

Константин отказывается от выгодного брака с крестницей логофета Феоктиста.

После этого он был рукоположен во чтеца и поступил на службу хартофилаксом (хранителем библиотеки - в то время это была значительная административная должность в патриархии.

Духовная карьера была так же нужна ему, как и светская. Вскоре, подав прошение об отставке, тайно скрылся из Константинополя. Он поселился в небольшой иконской обители на побережье Мраморного моря.

Затем поиски, предпринятые его благодетелем логофетом Феоктистом, увенчались успехом, и Константин был возвращен в столицу.

Но, несмотря на все уговоры, он отказался вернуться к прежней должности. Тогда ему предложили преподавать в Магнаврской академии. Он согласился. С тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ. Среди учеников Константина были византийцы и чужестранцы.

Примерно к этому же времени относится диспут Константина с бывшим Патриархом - иконоборцем Иоанном Грамматиком. Только святитель Фотий Великий мог считаться достойным противником Иоанна, но в то время он был крупным государственным сановником, что могло быть расценено как очередной этап давления на иконоборцев. Поэтому оппонентом Иоанна Грамматика стал лучший из учеников святителя Фотия - Константин Философ.

Победа в этом споре принесла Константину широкую известность в столице Империи.

Около 850 года между византийцами и арабами произошел ряд пограничных стычек. Для этого из Византии в столицу Халифата Самару было отправлено посольство. В состав посольства был включен и Константин Философ.

По прибытию посольства в Самару еще до начала переговоров и диспутов, мусульмане решили испытать остроумие византийцев. По приказанию Халифа на домах, где жили христиане, чтобы подвергнуть их поруганию, были нарисованы изображения демонов, обезьян и свиней.

Показав это зрелище византийцам, арабы попросили Константина истолковать увиденное, говоря : « Можешь ли ты понять философ, что это значит?» Он же отвечал : « Я вижу на дверях домов изображения демонов и думаю, что внутри домов живут христиане: демоны не могли жить с ними, бежали от них вон; а там, где нет знамений снаружи, демоны живут внутри домов, вместе с обитателями. Ваше учение узкое и удобное, и его всякий может перескочить: и малый и большой. Нет в нем ничего, кроме людского обычая, но только то, что могут делать все, а ничего другого вам пророк ваш не заповедал. Если он не запретил вам гнев и похоть, а допустил ли-то в какую вы будете ввергнуты пропасть. Ибо творец всему создал человека между ангелами и животными, речью и разумом отделив его от животных, а гневом и похотью от Ангелов. И кто к какой части приближается, тот и становится причастен - высшей или низшей.»

Раздосадованные спокойствием Константина оппоненты даже пытались его отравить, но Бог хранил его. После этого случая он вернулся в Константинополь.

Житие Святого Мефодия до Моравской миссии

Сведений о детстве равноапостольского Мефодия ( Михаила) сохранилось очень мало.

Однако известно, что с детства Михаил отличался красивой наружностью и крепким здоровьем, живым характером и острым, и вместе с тем серьезным умом.

В ранней юности Михаил продолжал семейную традицию, избрав военную карьеру. Вскоре он показал себя отличным офицером. Участвуя в военных походах и сражениях, он подавал пример храбрости и решительности. Благодаря личным качествам и семейным связям, молодой офицер вскоре стал известен императору, каковым в то время был МихаилШ.

Вскоре, около 845 года молодой Михаил был назначен правителем одного из славянских княжеств, подчиненных Византийской Империи.

Около десяти лет Михаил пробыл на этой должности. Казалось, он был доволен своей карьерой, а народ Славянин был доволен им. Но около 856 года он оставляет свой пост. По мнению исследователей к этому Михаила могли подтолкнуть несколько событий. Одним из них было возмущение славян, произошедшее из-за больших налогов, которые хотя и не привело к серьезным потрясениям, поставило его, как стратега одного из славянских княжеств, перед выбором между сочувствием к местному населению и верностью императору.

Другим еще более потрясением Михаила событием стало судьба покровителя и благодетеля его семьи логофета Феоктиста. Проиграв своему сопернику, кесарю Варде, в борьбе за влияние на императора, Феоктист был предательски убит. Многие его сторонники подверглись серьезным преследованиям. Сам Михаил, занимающий достаточно незначительную

должность, не подвергся никаким гонениям. Более того, по мнению некоторых исследователей кесарь Варда и император Михаил III собирались предоставить ему новое поле деятельности.

Но все случившееся дало Михаилу пример тщетности мирской славы. Михаил уходит на гору Олимп и становится послушником в одной из тамошних обителей. Некоторое время спустя он принял постриг с именем Мефодий.

Некоторое время спустя к Мефодию пришел, вернувшийся из посольства к сарацинам младший брат Константин. Так братья провели в Монастыре на Олимпе несколько лет, занимаясь молитвой и чтением.

Участие в Хазарской миссии ( 860 год)

Хазары - кавказское племя, жившее на территории современного Дагестана. Религиозная жизнь в Хазарии отличалась многообразием. Помимо процветающего иудаизма - к этой общине принадлежали многие родственники кагана - и местных языческих культов, в стране существовали небольшие мусульманские и христианские общины. Представители каждой рели имели свои интересы, благодаря чему в Хазарском каганате - могущественной и грузной для окружающих народов держава - не было внутреннего единства. В такой непростой ситуации хазарский каган обращается в Византию - самую влиятельную христианскую страну - с просьбой прислать проповедников, которые бы могли стать достойными противниками и ученым раввинам и мусульманским проповедникам из арабского Халифата.

Выбор византийского двора пал на Константина Философа. По мнению исследователей, этот выбор мог быть подсказан новым константинопольским Патриархом, святителем Фотием Великим, знавшим куда скрылся его ученик. Вероятно по воле того же святителя Фотия вместе с Константином в столицу был вызван и его старший брат Мефодий.

Путь в столицу Хазарского каганата был долгим и трудным. Переплыв через Черное море, братья вместе с византийским посольством оказались в Херсонесе, иначе называемом Корсунь. Находясь в Херсонесе, святые братья обрели мощи священномученика Климента, папы Римского.

Как свидетельствует Пространное житие Св. Кирилла, «и нашел он там (в Херсонесе - авт.) Евангелие и Псалтирь, писанные русскими письменами, и человека, говорящего на том языке. И, побеседовав с ним, уловил он смысл речи и, сравнив ее со своей, выделил гласные и согласные. И, совершив молитву Богу, вскоре стал читать и говорить. И все дивились ему, и славили Бога». Также в «Толковой Палее» (XV в.), которая составлялась на основе более древних источников, сообщается: «Грамота русская явилась Богом данная в Корсуни русину. От нее же научился философ Константин, и оттуда составил и написал книги русским гласом». Как известно, путешествие Св._Кирилла в Херсонес состоялась накануне хазаро-русской миссии, т.е. до 861 года.

 

Свв. Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку

Все это в свою очередь подтверждает как исключительно русский характер миссии солунских братьев, так и существование письменности и древних славянских азбук, хо!яи в несовершенной форме, в первобытной Руси задолго до Свв. Кирилла и Мефодия, а также достаточно крепкие христианские корни в нашем народе уже в то время. В частности, Св. Иоанн Златоуст пишет, что у скифов и сарматов есть переводы Священною Писания на их родной язык. Исправив и усовершенствовав тот язык, «выделив гласные и согласные», - как сказано в житии, и соединив его с языком македонским, греческим, латинским и другими, Кирилл и создал единую для всех славян церковно-славянскую азбуку.

Относясь к своему служению брату как послушанию, Мефодий не оставлял и непрерывной молитвы. Многие из Хазар, присутствующих на богословских диспутах, обратились в христианство.

Немецкие епископы, желая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Адриану, что не исповедует он происхождения св. Духа «и от Сына» и распространяет славянскую службу. Адриан, запретив славянское богослужение, вызвал св. проповедника в Рим. Мефодий явился и, оправданный на римском соборе, возвратился с прежними правами в Моравию, где скончался среди апостольских трудов 6 апреля 885 года.

В тени великого брата: Моравская миссия

Около 862 года в .Константинополь прибыло посольство от Моравского князя Ростислава. Это посольство просил прислать в Моравию проповедников, способных наставить народ в христианстве.

В то время и религиозное и политическое положение Моравии было ' достаточно запутанным. С одной стороны, Моравия официально - с начала IX века, считалось христианской страной, а с другой, христианское просвещение находилось на весьма низком уровне. С этим были связаны и политические проблемы, поскольку Моравия входила в юрисдикцию Баварского архиепископа Вихинга как Пассавская епархия и одновременно находилась с Баварией в состоянии войны.

Поэтому и император Михаил III Патриарх святитель Фотий, приняли посольство Моравского князя Ростислава предоставляющее им право на возможность вмешаться в дела Римского Патриархата.

Во главе Моравской миссии было решено поставить Константина Философа. В помощь ему из монастыря Полихрон был тут же вызван его брат, игумен Мефодий, как знаток славянского языка и славянских обычаев.

Пока шли приготовления к миссии в Моравию, Константин, зная, что у славян нет собственной азбуки, создает славянскую азбуку. Они создали две буквенные системы: глаголицу и кириллицу (в основе которой лежит греческое уникальное письмо с добавлением букв других азбучных систем).

После создания славянской азбуки, Мефодий помогал брату в переводах Евангелия, Апостола и некоторых богослужебных книг.

В 863 году миссия отправилась в Моравию. Были приняты с великой честью, они везли с собой мощи священномученика Климента.

По прибытию в Моравию, Константин Философ продолжал переводить Священное Писание и богослужебные книги: Мефодий с учениками также деятельно помгали ему с переводами. К тому же князь Ростислав отобрал несколько юношей, которые под руководством святых Константина и Мефодия должны были подготовиться к пастырскому служению.

Но, несмотря на восторженное расположение к ним князя м народа у святых братьев никак не складывались отношения с местным духовенством, большинство из которого были выходцами из Баравии. Они жаловались на византийских миссионеров в Рим, к самому папе. Святых братьев обвиняли в ереси, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском.

Чуть более трех лет провели святые братья в Моравии среди непрерывных козней и интриг со стороны латинского духовенства. Это очень расстроило здоровье впечатлительного Константина Философа.

В тени великого брата: путешествие в Рим

Святые братья решают вместе с учениками отправиться в Венецию - просить поддержки тамошнего архиерея. По дороге они посетили Паннонию - княжество, находившееся га юго - западе нынешней Венгрии, по просьбе Паннонского и Блатенского князя Коцела. В свое время его отец, Прибина, княжил в Моравии, но был изгнан оттуда предшественником ,князя Ростислава Моймиром. Крестившись вместе с сыном , он получил поддержку немецких князей и с их помощью захватил Паннонию. После гибели этого князя в одной из стычек с моравами власть в Паннонии перешла к его сыну Коцелу.

И вот до Паннонского князя дошли известия о том, что в Моравии было устроено славянское богослужение. Сам он, будучи ревностным христианином, очень сожалел, что не имеет ни Священного Писания, ни богослужения на понятном языке. Поэтому, узнав о том, что византийские проповедники проезжают через его владения, князь Коцел пригласил их к себе, чтобы лично узнать о славянских книгах и богослужении на славянском языке. В Паннонии святые Кирилл и Мефодий задержались почти на целый год, дабы обучить князя и выбранных их людей славянской азбуке.

В одном латинском трактате о деятельности Мефолия в Паннонии говорится так: «Некий грек, по имени Мефодий, прибегя к философским ухищрениям при помощи недавно изобретенных славянских букв, ниспровергнул латинский язык, римское учение и авторитетные латинские сочинения и сделал так, что весь народ разочаровался в них и отчасти

оставил чтение Евангелий и церковную службу тех, кто совершил их по - латински.

По просьбе святых братьев Коцел отпустил всех моравских пленников, находящихся в Паннонии. Впоследствии князь Коцел оказывал огромную поддержку в его архиерейском служении.

Из-Паннонии святые братья с учениками отправились в Венецию. Но, вместо поддержки от Венецианского архиерея они обрели целый собор оппонентов, которые считали, что богослужение может вестись на трех языках: еврейском, греческом и латинском, поскольку на этих языках была надпись на кресте Спасителя. Там же, в Венеции, они получили известие о том, что император Михаил убит, а святитель Фотий низведен с патриаригей кафедры.

В Начале 868 года Константин и Мефодий прибыли в Рим. К тому времени папа Николай I, пригласивший их, скончался. Новый папа Адриан II, узнав о том, что святые братья несут в Рим мощи священномученика Климента, собрал клир и с торжественной процессией вышел им навстречу.                 t

Затем, выслушав рассказ святых братьев о создании славянской азбуки, а также о переводе на славянский язык Священного Писания и богослужебных книг, папа Адриан благословил их труды, положив славянское Евангелие на алтаре собора святого апостола Петра. Поступок папы всколыхнул ряды противников святых братьев, они вновь начали обвинять их в ереси, требуя запретить перевод богослужебных книг на славянский язык, так как, согласно их мнению, славить Бога подобно только на трех языках, на которых была надпись на Кресте Христовом. Но в ответ на эти нападки Адриан II распорядился, чтобы пасхальные службы в главных римских соборах — святого апостола Петра, святого апостола Павла, святого апостола Андрея, святого Климента, святой Петрониллы были отслужены на славянском языке.

В Риме Константин тяжело заболел, в нвчале февраля 869 года окончательно слег, принял ехиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней ( 14 февраля) скончался. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Клемента.

Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола;, от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Папа рукоположил его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже в Моравию.

К этому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После того, как Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и в 870 году умер в баварской тюрьме, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Им даже удалось на

три года заключить его в один из швабских монастырей — Райхенау.

Узнав об этом, папа Иоанн VIII запретил немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён. Правда, он же запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповеди.

Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа, Мефодий, несмотря на запрещение, продолжал богослужение на славянском языке, крестил чешского князя. Немецкие епископы, жедая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Адриану, что не исповедует он происхождения св. Духа «и от Сына» и распространяет, славянскую службу. Адриан, запретив славянское богослужение, вызвал св. проповедника в Рим.

В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги.

В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. ;19 апреля, в Вербное воскресенье он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался. Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском.

[править] После смерти

После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию.

В Болгарии и впоследствии в Хорватии, Сербии и Киевской Руси славянская азбука, созданная братьями, получила распространение. В некоторых регионах Хорватии до середины XX века литургия латинского обряда служилась на славянском языке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В русском православии дни памяти святых: Кирилла — 14 февраля (27 февраля по новому стилю), Мефодия — 6 апреля (дни преставления).

В католицизме день памяти святых —14 февраля; ранее в Католической церкви память Кирилла и Мефодия праздновалась 5 июля. 1863 год был объявлен Римскою церковью.

В 1863 году российским Святейшим Правительствующим Синодом было установлено празднование обоим святым ежегодно 11 мая (по юлианскому календарю) «в память совершения тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою»; причина для выбора даты в синодальном решении не пояснялась (11 мая 1858 года в Пловдиве впервые праздновалась память Мефодия и Кирилла — в Болгарской Церкви, что имело характер символического акта противостояний с греческим священноначалием Константинопольского Патриархата). Профессор Московского университета Иван Дм. Беляев (1810—1873) в 1862 году писал в своей статье о некоем‘«церковном подлиннике», принадлежавшем московскому обществу истории и древностей российских, где под «11 числом майя» давались указания о том, как писать иконы Кирилла и Мефодия.

В России тысячелетие преставления Мефодия 6 апреля 1885 года отмечалось, в частности, торжественным богослужением в Исаакиевском соборе Петербурга в Высочайшем присутствии.

Указом Святейшего Синода в 1885 году память 11 мая была отнесена к средним праздникам со бдением. В 1901 году Синодом было определено совершать ежегодно в храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства торжественное всенощное бдение накануне и литургию с последующим молебном Мефодию и Кириллу в самый день 11 мая, с освобождением учащихся от занятий. К 11 мая в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт.

Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В Росси и Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла 'и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

Словацкий поэт Ян Голы посвятил братьям большую поэму «Кирилло-Мефодиада» (1835). Жизнеописание Кирилла и Мефодия входит в «Хазарский словарь» Милорада Павича.

В Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия. Также в Болгарии, еще в коммунистический период, (был установлен государственный праздник - День славянской письменности и культуры (совпадающий с днем церковного поминовения Кирилла и Мефодия), который широко отмечается и в настоящее время.

 

В середине июля 1869 года в вековом лесу за рекой Цемес прибывшими в Новороссийск чешскими переселенцами была основана деревня Мефодиевка, получившая название в честь святого Мефодия.


ЛИТЕРАТУРА

 

  1. « Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» - М.: Благовест, 2011 , -192с.
  2. Е.И.Смирнов «История Христианской церкви», Свято – Троицкая Сергиевская Лавра, 2007г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О себе

24.05.1959 год Стаж педогогической работы 25 лет. Общий стаж 33 года. Диплом: НГПИ ФМФ учитель математике; НГПУ №1 учитель начальных классов. I квалификационная категория. Стаж работы учителем ИЗО 9 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классическая литература "Жития и твариения руссих святых", Библия

Мой взгляд на мир

Уважений представителей разных религиозных культур

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы