Главные вкладки
Для начинающих логопедов
Здравствуйте дорогие гости!
Приглашаю в группу студентов, начинающих логопедов, воспитателей
и родителей детей с речевыми проблемами.
Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?
Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока, но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.
Изучите нормативные акты
В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:
- ставка 20 часов в неделю педагогической работы, без учета методической и организационной работы и консультаций;
- нагрузка — 25 учащихся на одного логопеда;
- проведение диагностического тестирования с целью выявления детей с нарушениями речи — два раза в год не менее 15 дней каждое.
В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.
► Другие полезные документы:
- Закон РФ «Об образовании».
- ФГОС дошкольного и начального общего образования.
- Письмо Минобразования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2.
Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения
Основные задачи логопеда:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематических процессов;
- работа над усвоением лексико-грамматических категорий родного языка;
- развитие связной речи;
- развитие внимания и памяти;
- коррекция нарушений письма.
► Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.
Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.
Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.
Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.
Используйте имеющиеся пособия по максимуму
В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.
Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.
Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.
Правильно ведите документацию
Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.
- Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
- Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
- Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
- Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
- Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
- Перспективные и ежедневные планы для каждой группы учащихся. Они включают постановку и способы решения задач по поиску, коррекции и профилактике речевых проблем с описанием необходимых занятий.
- Отчеты о проделанной работе.
- Паспорт логопедического кабинета. Небольшая тетрадь с описью всего оборудования, методических пособий и методической литературы, которые есть в кабинете.
Не переставайте развиваться
Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.
Новые материалы
19.05.2024 - 16:59 Игры на развитие речи для детей на развитие речи Музыкальный ритм входит в нашу жизнь с детства. Всё окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времён года, дня и... | |
30.03.2023 - 19:29 Логопедический массаж СУ-ДЖОК в стихах Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:Высокая эффективность, доказанная многолетней... | |
23.10.2022 - 10:59 "КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ" РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСАВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМАРАЗВИТИЕ МИМИКИ | |
29.08.2022 - 18:26 Дидактическая игра "Варим суп и компот" Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру "Варим суп и компот" по познавательному развитию, для ознакомления... | |
28.08.2022 - 16:29 Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР на тему: «Весна пришла» Данный конспект разработан для учителей-логопедов. |
Общее недоразвитие речи |
Дислалия |
Задержка речевого развития |
Дислексия |
Заикание |
Ринолалия |
Афазия |
Дизартрия |
Алалия |