Геометрия

Статья "Роль устных упражнений в школьном курсе геометрии"

В статье рассмотрены вопросы применения устных упражнений в школьном курсе геометрии.

Статья «Роль устных упражнений в школьном курсе геометрии

 

           Устная работа занимает важное место в преподавании геометрии. Прежде чем приступить к решению любой, даже самой трудной, задачи необходимо в уме проанализировать условие задачи, наметить подходы и составить общий план её решения. От того, насколько правильно это будет сделано, зависит успешность решения задачи. Поэтому, для того чтобы научиться решать задачи, нужно прежде всего научиться мысленному анализу её условия, поиску решения задачи. Это составляет важнейшую часть того, что называется сообразительностью. Для развития сообразительности предназначены устные упражнения. Устной работе уделяется большое внимание в начальных и 5-6 классах, значительно меньше-в основной школе, и, к сожалению, она довольно часто игнорируется в старших классах. Вместе с тем основные её цели остаются актуальными и полезными и в 10-11 классах.

          Среди основных дидактических функций выделим следующие:

1.     Подготовка учащихся к работе на уроке, в частности к восприятию нового материала.

2.     Улучшение усвоения материала, более сознательное неформальное усвоение предмета.

3.     Систематическое повторение пройденного.

4.     Форма проверки знаний, умений и навыков учащихся.

5.     Развитие учащихся (внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, инициативы и т.п.).

6.     Формирование интереса к предмету.

7.     Активизация учебной деятельности на уроке.

В содержание устной работы по возможности надо включать упражнения следующих типов:

1). На закрепление и отработку текущего материала;

2). На повторение;

3). С элементами творчества (например, для подготовки к восприятию нового материала, с новой для учащихся геометрической ситуацией и т.д.);

4). Развивающего характера (в том числе нестандартные упражнения, на сообразительность, занимательные).

 Устные упражнения по геометрии направлены на то, чтобы способствовать развитию пространственных представлений учащихся, они должны помогать

-2-

более четкому формированию геометрических понятий, подготавливать учащихся к восприятию новых пространственных соотношений и расширить имеющийся запас геометрических образов. Задания могут быть представлены в различной форме, например, по готовой модели или чертежу. Особенно такие упражнения полезны при изучении первых разделов как планиметрии, так и стереометрии, когда учащиеся ещё плохо ориентируются в различных геометрических ситуациях. Например, на первых уроках по стереометрии у них только начинает вырабатываться умение устанавливать соответствие между пространственными объектами и их изображениями. С этой целью включаются упражнения на чтение чертежей. По чертежу может быть также восстановлено доказательство теоремы или решение задачи (например, на построение). Чертеж дается и для самостоятельного составления по нему задачи или вопроса.

    Условие устного упражнения можно представить через проектор, на электронной доске, на плакате, в виде таблицы, а можно прочитать вслух. При последнем способе условие задачи может оказаться трудным для запоминания, например, из-за длинного текста или большого количества числовых данных. В этом случае, чтобы не нагружать память, а сосредоточить внимание учащихся на ответе, чтение задачи лучше сопроводить краткой записьюусловия. Другими словами, желательно, чтобы условие предлагаемой задачи в той или иной форме было представлено ученикам зрительно.

       Начинать устную работу надо с более легкого упражнения, постепенно усложняя задания. Это делается, с одной стороны, для того, чтобы учащиеся постепенно втянулись в относительно быстрый ритм устной работы, а с другой- чтобы не подавить их инициативу и активность.

       Продолжительность устной работы не должна превышать 10 минут.

Планировать устную работу лучше в конце подготовки конспекта, чтобы представлять весь урок в целом, его основные общие цели и конкретные задачи. 

       Устная работа-это прекрасное активное, мобилизующее, настраивающее на работу начало урока. Отчасти это связано с тем, что, как известно, в начале урока (приблизительно на третьей минуте) наступает первый кризис внимания учащихся. Второй кризис внимания, как правило, бывает в середине урока (23-25 минута). В это время хорошо отвлечь ребят несколькими уместными вопросами.

Чтобы стимулировать активность, инициативу учащихся, дать возможность проявить себя, я использую следующую систему оценок во время устной работы: за каждый правильный ответ или гипотезу решения, ученик получает «+». Если учащийся наберет (может быть, за несколько уроков) пять «+»,то получает отметку «5».

Как показал мой опыт, такая система оценок хорошо принимается учащимися. Причины этого заключаются в том, что она позволяет гибко реагировать на ответы, ребята могут проявить себя, добиться хорошей отметки.

   В устной работе особенно ярко проявляется ещё один аспект современного обучения-она дает возможность для формирования и развития диалоговой культуры учащихся, которая является элементом общей культуры современного человека, а также умение вести диалог с собеседником, т.е. умение общаться. Убеждать, слушать его. Это умение необходимо при ведении диалога с компьютером. В настоящее время создаются даже школы диалоговых культур.

     Помимо отдельного дидактического момента урока, устные упражнения с успехом применяются на других его этапах. Например, для более активной проверки домашнего задания учащимся можно предложить серию специально подобранных вопросов, которые дают возможность установить наличие домашнего задания и правильность его выполнения. Причем такая форма проверки позволит выявить наиболее важные и характерные особенности, нюансы решения той или иной задачи.

 Также устные упражнения с успехом применяются при опросе учащихся, закреплении нового материала, решении задач, повторении.