Педагогические принципы планирования и основные требования к организации игр дошкольников.

Игра- как средство общения детей

 

 

Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, должен составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития. Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно-тематические планы учебно-воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития).

Введение в действие федерального государственных образовательного стандарта дошкольного образования предполагает внесение корректив в планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. В календарных и перспективных планах каждого ДОУ должны реализоваться принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности, в частности, игры.

Специально проведенные экспериментальные исследования показали, что для эффективного осуществления педагогической поддержки развития игры необходимо опираться на общий метод комплексного руководства развитием игры и его планирование. Этот метод, созданный при участии Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, Н.-Э. Т. Гринявичене и А.Д. Саар, достаточно детально представлен в книгах для воспитателей. Системной основой комплексного метода является сама игровая деятельность, предполагается установление содержательных связей между разными ее видами (конструктивной, изобразительной, музыкальной и т. д.), между знаниями, полученными ребенком вне игры в его реальной жизни, и их использованием в игре при отражении тех или иных сторон известной ему действительности.

Комплексный метод содержит следующие компоненты:

– планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;

– обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих игр) педагога с детьми;

– создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

– проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.

Первый компонент метода – это обеспечение приобретения детьми доступного и соответствующего их возрасту жизненного опыта во время прогулок, на экскурсиях, в быту, в поездках, в содержательном и эмоционально насыщенном общении; знаний о действительности, т.е. обогащение «образа мира» ребенка.

А.Д. Саар отмечает, что многое зависит от стратегии ознакомления детей с окружающей действительностью. Если детей знакомить с широким кругом действительности, не забывая и о конкретных знаниях, т. е. обеспечить им полноценное познавательное развитие, то игра становится инициативной, полной поиска. Новые игровые замыслы опираются на детские гипотезы, догадки.

В каждой программе, по которой работает дошкольное образовательное учреждение, предусмотрены занятия, где на игровом материале формируются умения, необходимые детям для самой игры. Так, на занятиях по конструированию дети, наряду со специальными знаниями, приобретают общие представления о возможностях конструкций, создаваемых ими из различных материалов. Навыки, приобретенные на занятиях по изобразительной деятельности, помогают детям при изготовлении игрушек-самоделок и декораций для театрализованной деятельности, и т. п. Однако решающее значение для развития игровой деятельности имеют сведения, полученные детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, явлениями общественной жизни. Эти знания найдут затем отражение в играх, позволив создавать завершенные сюжеты.

Наблюдения за деятельностью взрослых – основное средство обогащения содержания игры дошкольников. Обеспечить эффективность наблюдений помогут следующие факторы:

- постановка перед детьми ясных и конкретных целей и задач наблюдения. Цель наблюдения должна быть мотивирована;

- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов и степени знакомства с ними;

- стимулирование умственной активности, самостоятельности детей посредством привлечения их к созданию обстановки для наблюдения и организации действий;

- сопровождение наблюдения точным и конкретным комментарием.

Сюжеты многих игр дети черпают из книг, поэтому основная задача использования художественного произведения – создание у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях.

Второй компонент – обогащение игрового опыта детей. На начальном этапе развития игровой деятельности этот процесс носит обучающий, а в старшем дошкольном возрасте – активизирующий характер.

Третий компонент – это рациональная организация предметной среды для игровой деятельности. Организация предметно-игровой среды требует определения места игры в педагогическом процессе и необходимого пространства для разнообразных детских игр. Обогащение игровой среды осуществляется за счет введения игр современной тематики, новых объектов и средств в игровую деятельность (модули, компьютерные игры, различные виды строительного материала, конструкторы, предметы-заместители, двухъярусные сооружения для игр и т. д.), присутствия в игровом пространстве предметов, игр, игрового материала, предназначенного для более старшего возраста (но не более чем на 1-2 года), и др.

Четвертый компонент комплексного руководства развитием самодеятельных игр – это проблемное, активизирующее игру общение взрослых с играющими детьми. Воспитатель, предоставляя детям свободу игрового самовыражения, обязан при этом как бы боковым зрением и слухом присутствовать в игре, чувствовать ее ход. Бывает, что играющие дети как бы попадают в тупик и сюжет застревает на каком-то эпизоде. Воспитатель должен в таких ситуациях уметь подать реплику, предложить новый увлекательный поворот событий, как бы являясь для детей своеобразным «текстом».

А.К. Бондаренко выделяет следующие принципы планирования и организации детских игр:

- системность (постепенно усложняющаяся система игр по содержанию, дидактическим задачам);

- повторность, сопровождаемая усложнением;

- наглядность в игре;

- решающая роль слова воспитателя в организации игр;

- сочетание разнообразных форм деятельности в ходе игры;

- эмоциональный настрой детей;

- учет индивидуального темпа развития детей в планировании игр, и др.

Таким образом, план дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. План - это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное - не схема и форма, а содержание.

Анализ опыта работы воспитателей по вопросам планирования игровой деятельности Т.Н. Капралова приводит следующие рекомендации по планированию детской игры.

1. Сюжетно – ролевая игра

2. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

3. Театрализованные игры

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

III. Игры национальные:

1. Дидактические

2. Подвижные игры с правилами

Таким образом, данным методистом предусмотрен план овладения разными видами игр, соответствующий принципам, сформулированным А. К. Бондаренко.

Воспитатель С. В. Бабенко приводит следующие рекомендации по планированию игр в детском саду. Выделяя в качестве типичной трудности воспитателя при подготовке к игре то, что «в планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды)». В этой связи Т. Н. Капралова выделяет такие способы усложнения сюжетно-ролевых игр:

- Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

- Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

- Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

- Проведение экскурсии по теме игры.

- Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).

- Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.

- Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.

- Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

- Совместная с детьми игра.

- Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

- Постановка проблемных игровых задач.

- Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

- Рассказ воспитателя об играх другой группы.

- Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

- Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.

- Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

- Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

- Составление с детьми альбома по тематике игры.

- Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

- Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

- Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

- Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

С.В. Бабенко предлагает перспективное планирование представлять в форме из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):

- ознакомление с окружающим;

- обогащение игрового опыта;

- изменение игровой среды;

- активизация общения взрослого с ребенком.

Педагоги дополняют перечень разделов планирования игровой деятельности, выделяя формы перспективно-тематического планирования:

– ознакомление с окружающим;

– художественная литература;

– художественная деятельность (лепка, рисование, музыкальные занятия);

– игрушки и атрибуты;

– обогащение игрового опыта;

– изменение предметно-игровой среды;

– активизирующее общение взрослого с детьми.

Таким образом, в современных условиях и в рамках действующих ФГОС планирование игровой деятельности, как правило, осуществляется на основе комбинированного метода.


Новые участники: