Развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебной и исследовательской деятельности

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.  Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
 
Исследовательская деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
 
Цель: создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей школьника: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых;
 
исследовательского поведения учащихся.
 
Задачи:
 
·         выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей;
 
·         апробировать комплекс приёмов и методик формирования у учащихся ключевых компетентностей в результате проектно-исследовательской деятельности.
 
Актуальность выбора темы
 
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
 
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими.
 
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
 
Методов и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.
 
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения
 
Целью учебно-воспитательного процесса нашей гимназии является создание учебного заведения, способного удовлетворить меняющиеся образовательные потребности учащихся и родителей и социальный заказ на образовательные услуги через:
 
·         создание и развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования: начального, основного, среднего, а формирование ключевых компетенций школьника – это основная парадигма современного образования;
 
·         реализацию творческих способностей учащихся на основе развития исследовательских умений и навыков
 
Задача формирования ключевых компетентностей моих учащихся является приоритетным направлением работы для меня на данном этапе.
 
 Планирование работы над темой.  Этапы реализации
 
Эта тема рассчитана на 4 года реализации (2016-2020г)
 
Подготовительный этап (2016 уч. год)- январь- февраль.
 
·         Изучение теоретической базы по этой теме,  опыта педагогов(для учителя);
 
·         Диагностика, анкетирование обучающихся;
 
Стартовый этап (2016-2017 уч. год)-сентябрь -май
 
Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков и внеклассных мероприятиях.
 
Знакомство обучающихся с видами и формами  учебных  проектов, с этапами их выполнения;
 
Апробационный этап  (2016 - 2017 уч. год)  сентябрь- декабрь
 
·         Формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта;
 
·         Внедренческий этап (2017-2020 уч. год)  январь-май Формирование основ ключевых компетентностей( информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной, учебно-познавательной) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся;
 
Защита .
 
Ожидаемые результаты:
 
В результате работы по этой теме предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:
 
Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности);
 
·         Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
 
·         Добывание знаний непосредственно из окружающей среды;
 
·         Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;
 
Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
 
·         Владение современными средствами информации и информационными технологиями;
 
·         Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
 
Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
 
·         Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
 
·         Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
 
·         Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
 
Ценностно-смысловые:
 
·         Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
 
·         Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,
 
·         Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
 
 
 
5. Оценочный этап:
 
1. Повышение мотивации обучающихся к изучению татарского языка.
 
2. Внедрение разнообразной и эмоциональной окраски в учебную деятельность.
 
3. С помощью использования проектно - исследовательских технологий на уроках формируются аналитические, социально-личностные, учебно-познавательные, предметные, профессиональные компетенции,
 
4. Повышение качества знания обучающихся по предмету.
 
5. Транслирование перед педагогической общественностью практических результатов своей профессиональной деятельности (проведение открытых уроков на школьном, муниципальном, республиканском уровнях).
 
6. Выступление на педагогических советах, заседаниях ШМО, семинарах, конференциях различного уровня.
 
7.Публикация методического материала на международном, республиканском, всероссийском (через Интернет-ресурсы) уровнях.
 

Новые участники: