У нас все дома

Мой дом - моя крепость

Молодежь, родители, люди старшего возраста

Четыре способа привлечь удачу

Позитивная психология уверяет: удачу можно привлечь на свою сторону. Как сделать так, чтобы нам чаще везло? Объясняет психолог Филипп Габийе, автор книги «Похвала удаче».

Удача — это и объект вожделения, и предмет предрассудков. Так, считается, что существует два типа везунчиков: те, кто «коллекционируют» благоприятные случаи просто потому, что родились под счастливой звездой, и те, на кого свалился подарок с неба (лотерейный выигрыш, судьбоносная встреча, необъяснимое излечение...).

Психолог Филипп Габийе считает, что этот постулат нуждается в дополнении, иначе мы останемся в рамках магии и фатализма. «Действительно, случайное везение встречается, но есть и другой вид удачи, которую можно «подтолкнуть» и культивировать, и такая удача доступна всем».

Этот подход соответствует взглядам Ричарда Вайзмана, психолога из британского Хертфордширского университета, специалиста по «фактору удачи». Изучение сотен удачливых людей позволило ему установить, что существует два вида удачи: пассивная (выиграть в лото) и психологическая, которая возникает в результате волевого решения, осознанного формулирования личной позиции. Другое его открытие состоит в том, что удача второго вида может возобновляться, почему психолог и называет ее «долговременной удачей».

И тот, и другой вид удачи имеет пять составляющих, полагает Вайзман: своевременная встреча (правильный человек в нужный момент), ключевая информация, оказавшаяся кстати, открытость новому (возможность приобретения положительного опыта), неожиданный запрос и судьбоносное событие, нарушающее обычное течение жизни.

«Чтобы продлить удачу, — уточняет Филипп Габийе, — нужно подготовить почву, в которой зерна благоприятных возможностей смогут развиться и укрепиться». Это возможно, только если мы сможем усвоить следующие четыре установки.

Четыре способа привлечь удачу

1. Поставить задачу

«Чтобы генератор удачи заработал, он должен быть запрограммирован и отрегулирован в зависимости от избранного нами направления, — утверждает психолог. — Тогда он придаст смысл тем событиям, которые с нами происходят, и «сгенерирует» удачу: именно наши цели, которые обеспечивают работу генератора, позволят нам ее обнаружить».

Канадский психолог Альберт Бандура, известный своей концепцией самоэффективности, писал почти 30 лет назад: «Наша человеческая природа отчасти руководствуется тем выбором личных ценностей и норм, который мы делаем. Механизмы того, в чем мы видим свою ценность как личности, отчасти определяют влияние наших встреч на направление нашего социального развития».

Так, если нет заблаговременно ясной интенции, нет и длительной удачи. Это не означает, что надо начинать с детального планирования проекта. Речь идет скорее о том, чтобы определить свои желания, прочувствовать, в каком направлении хотелось бы развивать свою жизнь, какой вложить в нее смысл.

Позитивная интенция — это квинтэссенция жизненно важных желаний, и чтобы определить их, нужно понять, что дает нам ощущение внутреннего расцвета, что может стать движущей силой всей жизни. «Что отзывается во мне? В чем я нуждаюсь, чего хочу?» Вот те вопросы, которые лягут в основу нашего пути к удаче. Затем каждому предстоит конкретизировать свои ожидания, придать плоть своим намерениям: завести дневник, получить образование, встретиться с теми, чьи желания похожи на наши.

Четыре способа привлечь удачу

2. Открыться миру

Это значит внутренне быть готовым заметить новое, максимально воспринять то, что происходит вокруг нас. «Это общая установка на внимательность и постоянное бодрствование, позволяющая нам уловить интересную информацию, мгновенно увидеть перспективы нового знакомства, направить энергию в определенном направлении.

Таким образом мы многократно повышаем наши шансы, независимо от того, считаем ли мы себя причастными к появлению этих возможностей или нет». Делая время от времени паузу, чтобы отключиться, мы позволяем работать нашей интуиции и освобождаемся от власти противников удачи — рутины и автоматического мышления.

Четыре способа привлечь удачу

3. Использовать неудачи

«Самые удачливые не избавлены от ударов судьбы или неожиданных неприятностей, но они умеют эффективно и с долгосрочным результатом «перерабатывать» свои неудачи, — продолжает психолог. — Не отдаваясь на волю гнева, печали или злопамятности, они ищут в себе причины неудачи, находят верную оценку, учитывая обстоятельства, и, наконец, подвергают свой провал «вторичной переработке».

Для начала они отделяют случайное или неизбежное от того, за что они сами (пусть частично) несут ответственность. «Они также могут парадоксальным образом обнаружить в самом сердце своей неудачи зародыши удачи, ведь почти всегда все могло быть хуже».

Наконец, они задаются единственным значимым в такой ситуации вопросом: что я могу вынести из этой неприятности? Или, иначе говоря, как и при каких условиях я смогу преобразовать ее в нечто положительное? Как мне следует сейчас поступить, чтобы обернуть ее в свою пользу? Чему меня научило это событие? Как я могу использовать ситуацию, чтобы встретить новых людей, получить новую информацию, открыть новые миры?

Последним этапом «переработки» становится «перезапуск» генератора шансов, с тем чтобы он сумел теперь открыть новые двери, найти иные пути. Заняться новым делом, возобновить отношения с прежними знакомыми, принимать и посылать приглашения, собирать информацию на волнующую нас тему... Каждому предстоит самому найти способ впустить свежий ветер в свой мир и добавить в свою удачу новые ингредиенты, как бы они ни назывались — своевременная встреча, ключевая информация, новый мир, неожиданный запрос...

Четыре способа привлечь удачу

4. Стать талисманом для других

«Удача — это другие», — утверждает Филипп Габийе. Чем обширнее сеть наших личных контактов, чем больше тех, с кем мы знакомы, тем выше вероятность того, что с нами произойдет счастливый случай. Ричард Вайзман уточняет: удачливым людям «свойственно ожидать, что их отношения с другими будут плодотворными».

При условии, конечно, что, вступая в отношения, мы проявляем великодушие, внимание к другому и оказываем услуги безвозмездно, иначе знакомства сводятся к корыстному и эгоистичному пополнению списка контактов. Вот почему помимо связей как таковых нам нужна энергия дарения себя, иначе основу для длительного везения заложить не удастся. Это значит, что мы сами должны стать для других талисманами, приносить им удачу.

«У любви, знаний и удачи есть нечто общее: они созданы, чтобы непрерывно циркулировать в обществе, связывать людей и создавать общечеловеческие ценности, — утверждает психолог. — Чтобы приносить удачу другим, достаточно уделить им внимание и время, быть готовыми их выслушать. Сообщить собеседнику важные сведения, открыть ему новое поле возможностей, но также быть рядом в случае неудачи, чтобы помочь обратить ее в шанс для перемены к лучшему».

Проявляя сочувствие и солидарность, мы не только обеспечиваем себе запас будущих удач, но и наполняем жизнь смыслом и глубиной, опровергая печально известную максиму «Человек человеку волк».

Об авторе: Филипп Габийе — профессор психологии Высшей школы коммерции, автор книг «Похвала удаче» и «Похвала оптимизму». Один из пионеров позитивной психологии во Франции.


 


Домашний карантин: 13 занятий в удовольствие

Мы говорим «коронавирус» — понимаем «самоизоляция» и «удаленная работа» … Как бы мы ни относились к новостям об общемировой напасти, пребывание на карантине уже стало для многих новой реальностью (или вот-вот станет). Вынужденное сидение дома может раздражать, а может дарить прекрасные возможности. Весь вопрос в том, как посмотреть на ситуацию и организовать свою жизнь в замкнутом пространстве. Об этом — колумнист Елена Сивкова.

 

В ноябре 2018 года я уволилась из рекламного агентства и оказалась дома, практически предоставленная сама себе. И внезапно меня совершенно оглушило количество свободного времени, которое на меня свалилось и которое я поначалу никак не готова была принять как удивительный и прекрасный дар.

Пробежав большую часть жизни в ритме белки в колесе и впитав на уровне ДНК идею о том, что именно так и надо жить и так проявляются мои востребованность, полезность и самореализация, я поначалу испытывала вину за то, что вырвалась из этого круга. За наличие свободного времени, то, что больше не трачу на дорогу три часа в день, не занимаюсь тем, чем больше не хочу заниматься, и сплю до 10 утра, а затем неспешно завариваю чай.

Со временем я научилась замедляться. Присвоила себе право пожертвовать финансовой стабильностью ради свободного времени. И поняла, что дома бесконечно много интересных дел — таких, которые наполняют мой день и помогают жить интересно, приятно и даже полезно для семьи и общества.

Что поможет выжить в четырех стенах и получить удовольствие? 

У всех свои обстоятельства, дети разного возраста и в разном количестве, те или иные особенности общения в семье. Но незапланированное время дома может как порадовать новыми возможностями, так и выбить из колеи. Как мы можем помочь себе самоорганизоваться и получить удовольствие?

1. Замедление

Оказавшись дома, да еще вследствие таких форс-мажорных обстоятельств планетарного масштаба, можно смело избавляться от чувства вины за ничегонеделание. Тем более что удаленная работа или фриланс — это не безделье, а иногда даже большие нагрузки, ведь теперь коллеги не тратят время на дорогу.

Как отметил приятель на второй день работы в таком режиме: «Раньше мы все собирались в офисе, пили кофе, раскачивались и начинали работать около одиннадцати. А теперь еще нет и десяти, а все уже у ноутбуков в полной готовности».

Однако возможность выйти хотя бы из транспортной гонки и сесть за работу в пижаме и с бутербродом в руке — разве в этом нельзя найти удовольствие?

2. «Залипание» в окно

Как ни странно звучит, но с непривычки, сидя дома долгое время, можно потеряться в рутине, если забывать посматривать в окно. Можно замечать погоду, радоваться солнцу, смотреть на небо, обращать внимание на появление первых почек и затем листьев на деревьях. Сезон, к счастью, обеспечивает разнообразие картинки.

3. Сохранение режима

Работая удаленно, я поняла, что «совиный» сдвиг распорядка дня не приносит пользы ни здоровью, ни организации времени. Да и весь остальной мир все же живет в привычном режиме. Высыпаться — это прекрасно и полезно во всех отношениях, но время отхода ко сну лучше выдерживать в более-менее разумных привычных границах.

4. Физическая активность

Подготовив с десяток статей о важности физической активности, сначала в этом пункте я написала, что занятия йогой или обычная разминка дома действительно необходимы организму, особенно если сидение дома резко лишает его привычной нагрузки.

Теперь же признаюсь, что это дается с трудом: для меня активность все же связана с перемещениями в пространстве, а для кого-то с занятиями в зале, и тогда для домашних упражнений нужна очень хорошая самоорганизация. Приложения и видео с фитнес-программами в помощь.

 

5. Разнообразие дел

Планировать свои дни и наполнять их разными делами действительно важно, чтобы монотонность не поглотила вас и не превратила две недели или месяц в один большой день сурка.

6. Смена локации

Понятно, что многое определяется габаритами квартиры или дома, но по возможности все же стоит выбирать, где чем заниматься, и перемещаться хотя бы из комнаты в кухню.

7. Планирование будущего

Перемены неизбежны: период карантинов рано или поздно пройдет, жизнь так или иначе наладится, появятся новые возможности для передвижения, встреч, общения, концертов и других интересных мероприятий. Снова можно будет путешествовать, и мысли о том, куда нам захочется поехать или какую музыку послушать, могут быть приятными и дарить оптимизм уже сегодня.

8. Общение с семьей

Для тех родителей, которым приходилось вечерами на бегу проверять «домашку» и оставлять общение с детьми на выходные, настало прекрасное время. Его можно использовать для установления контакта с ними.

  • Домашнее обучение? Прекрасно! Можно придумать квест по квартире на тему, которую дети проходят по истории, или поставить кукольный спектакль по произведению из школьной программы по литературе.
  • Можно устроить пижамную вечеринку и вместе посмотреть фильмы, благо онлайн-кинотеатры работу не прекращают.
  • Почему бы не перебрать вместе с подросшими школьниками их детские фотографии, вместе вспоминая веселые моменты?
  • Возможно, кому-то наконец-то хватит времени, чтобы заняться совместным творчеством: приготовить вместе пиццу, построить что-нибудь невероятное из имеющихся в доме подушек, сшить мягкую игрушку или сочинить сказку.
  • Настало время для кулинарных экспериментов — можно вместе приготовить торт или печенье или научить детей жарить яичницу.
  • Всей семьей можно совершить и виртуальное путешествие. Винтернете есть множество сайтов с экскурсиями и отличными обзорами, создающими впечатление, что мы побывали на далеком острове, поднялись на ледяную вершину или посмотрели на Париж с Эйфелевой башни.

 

9. Отдых от семьи

Этот пункт не противоречит предыдущему. Если вся семья будет долгое время находиться в одном пространстве, каждому может понадобиться уединение и время на себя, чтобы не уставать друг от друга. На этот период можно установить правила: ввести кодовые слова, например, «мне нужно время», или выделить места, где ребенок или взрослый может побыть один.

10. Возвращение к себе

Может быть, в детстве мы мечтали рисовать, а нас отдали в спортивную секцию. Или всегда хотели попробовать вязать. А может, настало время перечитать любимые книги юности и сравнить впечатления тогда и теперь, или посмотреть тот сериал, о котором все говорили в прошлом году.

Если ситуация подарила время, то пусть оно принесет радость и поможет отдохнуть от постоянной гонки, которая рано или поздно наверняка продолжится.

11. Телефонные разговоры

Я не помню, когда столько говорила по телефону, в том числе с помощью разных средств онлайн-связи, как в последние дни. Оказавшись выключенными из обычной жизни рабочего или учебного коллектива, люди все же хотят общаться. Мы социальные существа и нуждаемся в общении, так почему бы не выделить на него время и не позвонить старой подруге или тетушке, с которой давно не виделись, и не поговорить живым голосом вместо привычных быстрых сообщений?

Возможно, бабушка из другого города с удовольствием прочитает детям сказку по скайпу, а дедушка расскажет смешную историю.

12. Домашняя экотерапия

Так можно назвать простые и приятные для многих занятия: возню с домашними животными, заботу о комнатных растениях и выращивание рассады. Пробивающиеся день за днем в горшочке зеленые ростки могут стать символом обновления и стойкости для тех, кто особенно переживает и тревожится из-за вынужденного карантина. Жизнь продолжается, почки распускаются, ростки пробивают себе путь к свету.

13. Весеннее обновление

Засев дома, можно сделать весеннюю генеральную уборку. Или даже так — Генеральную Уборку. Разобрать шкафы и антресоли, выбросить хлам и метафорически освободить в жизни место чему-то новому и хорошему. По себе скажу, что положительное действие на настроение такая уборка оказывает.

Все эти идеи не универсальны, кому-то ближе одно, кому-то другое. Возможно, этот список натолкнет вас на новые мысли о том, как провести время домашнего карантина с максимально приятными эмоциями.

Навигация

10 фильмов, которые стоит посмотреть вместе с ребенком

Кино может помочь нам лучше понимать детей. Десять фильмов, которые, как считают психологи, нужно смотреть родителям и всем, кто воспитывает детей — от дошкольников до подростков.

10 фильмов, которые стоит посмотреть вместе с ребенком

Какие фильмы помогут понять, через какие трудности приходится проходить взрослеющим детям? Психолог Линда Джонс Руфер составила список картин, в которых затрагиваются темы взросления, поисков себя и преодоления трудностей на пути становления.

«Фильмы нужны и детям, и родителям, — говорит Линда Руфер. — После просмотра попробуйте обсудить их вместе и выяснить, что вас особенно тронуло, что показалось знакомым и даже наболевшим. Возможно, это поможет вам самим сделать правильный выбор и избежать ошибок».

1. Холодное сердце (2013)

Возраст: от 6 лет

О чем: Анна, принцесса сказочного королевства, отправляется на поиски сестры Эльзы, которая, дав волю своим эмоциям, случайно наложила заклятие вечной зимы на всю страну. Ей предстоит убедить сестру в своей любви и проверить свои чувства к избраннику.

Чему учит: самоотверженности, умению понимать и выражать свои эмоции, умению открываться другим, любить.

2. Вверх (2009)

Возраст: 6–10 лет

О чем: Семидесятилетний Карл после смерти жены решает осуществить ее мечту: отправиться к Райскому водопаду в Южной Америке. Он надувает сотни воздушных шариков, которые превращают его дом в дирижабль. Но вместе с ним в доме оказывается бойскаут Расселл, который волей судьбы становится его спутником в путешествии.

Чему учит: умению дружить, невзирая на разницу в возрасте, открытости новому опыту, новым впечатлениям, позитивному образу старости.

3. Головоломка (2015)

Возраст: 10–11 лет

О чем: 11-летняя Райли становится подростком. Эмоции, которые управляют ее поведением (радость, печаль, гнев, страх, брезгливость), не справляются с новыми сложными переживаниями. Им приходится заново учиться взаимодействовать и вместе создавать новые воспоминания.

Чему учит: умению понимать себя и свои чувства, умению принимать перемены в жизни, ответственности за свои поступки.

4. Бесподобный мистер Фокс (2009)

Возраст: 8–10 лет

О чем: Лис Фокс вместе с семьей живет в норе у дерева прямо под боком у фермеров. Когда-то Фокс воровал кур, но потом дал жене обещание завязать с этим. Но инстинкты дают о себе знать. Фокс решает вновь обворовать фермеров, в результате чего ставит под угрозу всю семью.

Чему учит: умению контролировать инстинкты и желания, умению действовать сообща, быть частью команды, ценности семьи и семейных отношений.

5. Мирный воин (2006)

Возраст: 12–13 лет

О чем: Молодой талантливый гимнаст Дэн Миллмэн получает серьезную травму. Смысл жизни для него потерян, ему кажется, что все годы тренировок были потрачены зря. Однако он встречает таинственного наставника, которого он называет Сократом. Эта встреча помогает Дэну переосмыслить свою жизнь и вновь найти себя.

Чему учит: упорству, целеустремленности и настойчивости, мудрости, осмысленному отношению к жизни, умению преодолевать разочарования.

6. Уходя в отрыв (1979)

Возраст: 12–13 лет

О чем: Четверо друзей, недавно закончивших школу, пытаются добиться славы и успеха. Дэйв грезит итальянской культурой и, вопреки недовольству отца, стремится стать велогонщиком. Однако приезжие итальянские спортсмены ставят его на место. Дэйв и его друзья решают создать собственную команду, чтобы победить в гонке.

Чему учит: аутентичности, честности по отношению к себе, целеустремленности, дисциплине.

7. Королевство полной луны (2012)

Возраст: 14–15 лет

О чем: Подростки Сэм и Сьюзи влюбляются друг в друга и решают сбежать от родителей. Они оба в своем роде изгои и пытаются стать счастливыми вдвоем, вдали от взрослых, которые не понимают их и не интересуются их чувствами. Местным властям вместе с бойскаутами удается разыскать детей. Но попытка разлучить их не удается.

Чему учит: честности, аутентичности, пониманию других людей, их переживаний и побуждений, умению строить доверительные отношения.

8. Общество мертвых поэтов (1989) драма

Возраст: 15–16 лет

О чем: В престижную школу для мальчиков приходит новый учитель литературы. Он пробуждает в них интерес к поэзии и жизни, напоминая о том, что жизнь мимолетна и нужно всегда стремиться к самому важному. Он возрождает тайный литературный клуб «Общество мертвых поэтов», который вскоре оказывается в центре скандала, вызванного самоубийством одного из учеников.

Чему учит: смелости, умению отстаивать себя и свои интересы, любознательности, стремлению к знаниям.

9. Отрочество (2014)

Возраст: 14–16 лет

О чем: Фильм рассказывает историю жизни Мэйсона, начиная с первого дня в школе и до первого дня в колледже. Герой растет, взрослеет, знакомится с миром взрослых, открывает для себя любовь и сексуальное влечение. Фильм стал экспериментом режиссера Ричарда Линклейтера: съемки продолжались 12 лет, а исполнитель главной роли взрослел вместе со своим героем.

Чему учит: умению делать выбор, осознавать его последствия, пониманию сложности жизни и окружающего мира, самоанализу, пониманию себя, своих желаний и побуждений.

10. Джуно (2008)

Возраст: 15–17 лет

О чем: Шестнадцатилетняя Джуно узнает, что беременна. Теперь перед ней стоит трудный выбор: оставить ребенка, отдать его на усыновление или растить самой.

Чему учит: умению делать выбор в трудных обстоятельствах, ответственному отношению к жизни — своей и чужой, уверенности в себе.

Читайте также

 

Текст: Подготовил Антон Солдатов

Источник фотографий: Getty Images