Использование мнемотехники при разучивании стихов

Жарова Наталья Александровна

Вашему вниманию представляю статью из опыта работы нашей коллеги из Чувашской республики, воспитателя Яковлевой В.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

 Сообщение из личного опыта  

  «Использование мнемотехники в разучивании стихов»

                                               Воспитатель     Мбдоу«Детский сад «Солнышко»»

                                     с. Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики

                                                                                                           В.А. Яковлева

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

 Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них развивающим, интересным, занимательным.

Существуют разнообразные традиционные приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в разучивании стихов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Еще Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».  Наглядность, как один из факторов облегчающих процесс формирования  речи также  выделяли С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др.

В качестве другого вспомогательного фактора, облегчающего процесс развития речи, выделяют создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнения великих педагогов, а также изучив различные нетрадиционные развивающие технологии, я нашла весьма экономный и эффективный способ разучивания стихов  с помощью мнемотехники.

          В своей я  использую учебно-методическое пособие Полянской Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

В  книге предлагаются подробные конспекты  занятий и мнемотехнические схемы, которые помогают в обучении детей рассказыванию.

         Что такое мнемотехника   или мнемоника? В переводе с греческого это «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным. Активно этот метод используется в обучении детей рассказыванию. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме мнемотаблицы и схемы моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными.

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена  определённая информация.  Для детей младшего и среднего возраста  необходимо давать  цветные мнемотаблицы, т.к.  в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:  лиса - рыжая, мышка- серая, ёлка- зелёная  и т.д.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить всё то, что воспитатель посчитает нужным.

Например, составление рассказа «ВЕСНА ИДЁТ».

 «Весной пригревает  яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки . На деревьях набухают почки, из них скоро появятся листочки. Из тёплых  стран прилетают птицы. Я очень люблю весну».

  Хочу подробнее остановиться, как я использую метод мнемотехники в разучивании стихов.

 Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запоминать стихи. У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек я использую мнемотаблицы,  ориентированные на наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста, т. к в мнемотехнике схематически можно изобразить всё то, что считаешь нужным для запоминания стихотворения.

    Методика использования мнемотехники  органично сочетается с традиционной методикой разучивания стихотворений.

Мы знаем последовательность разучивания стихотворений:

- кратковременная вводная беседа;

- целостное восприятие;

- беседа по содержанию;

- повторное чтение с установкой на запоминиение;

- разъяснительная беседа о стихотворении;

- чтение стихотворения детьми.

Заучивание с использованием мнемотехники следующее:

1 этап: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней  изображено.

2 этап: Осуществление перекодирования информации  т.е.  преобразование из символов в образы.

3 этап: Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы, т, е происходит отработка метода запоминания.

     Ярким примером разучивания стихотворения может служить следующая мнемотаблица (стихотворение А. Барто  «Наша Таня громко плачет»).

Здесь изображены: девочка, глазки, речка, мячик и становится всё просто и понятно.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка ,не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Ещё один пример : стихотворение   С. МУРАДЛИ

Телевизор вместе с нами

Смотрит наша киска.

Видит мышку на экране,

Мышка вроде близко.

Мог бы славный быть обед,

Только хвать и мышки нет.

Таким образом,  с помощью метода мнемотехники в работе с детьми  можно достичь следующих результатов:

1. У детей  появляется  желание разучивать  стихи или пересказывать содержание сказки.

2. Расширяется круг знаний об окружающем мире.

3. Активизируется словарный запас.

4. Дети преодолевают робость, застенчивость,  научаться свободно, держаться  перед аудиторией.

    Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать,  используя  метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе  так, как речь, память, мышление являются важным показателем умственных способностей ребенка и готовности к школьному обучению.

Литература.

  1. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию. Связной речи у детей (5 – 7 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
  2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2009
  3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10.
  4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников//Дошкольная педагогика. – 2006 (июль – август).