"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Жарова Наталья Александровна

Книга  "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"  Татьяны Борисовны Полянской, поможет более подробно ознакомиться с мнемотехникой и ее применением в разных возрастных группах. В книге представлены конспекты занятий со схемами и таблицами. Ознакомиться польностью можно по ссылке:

http://www.labirint.ru/books/200548/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyanskaya_mnemotekhnika.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Занятие состоит из нескольких этапов.

1  этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2  этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: домик — http://pandia.ru/text/78/126/images/image003_144.jpg , волк — http://pandia.ru/text/78/126/images/image002_184.jpg, медведь — http://pandia.ru/text/78/126/images/image001_298.jpg.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так: http://pandia.ru/text/78/126/images/image004_125.jpg, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками http://pandia.ru/text/78/126/images/image005_107.jpg.

Через сказку я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки.

В работе с мнемотаблицами  вводятся  цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом знакомить детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь — http://pandia.ru/text/78/126/images/image008_76.jpg , снег —http://pandia.ru/text/78/126/images/image005_107.jpg , солнце — http://pandia.ru/text/78/126/images/image007_92.jpg, дерево — . http://pandia.ru/text/78/126/images/image006_94.jpg

 Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

Составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы.

  Описательный рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду (занятия «Рукавичка», «Осень»). «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир (занятие «Увидел скворца — знай: весна у крыльца»).

Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):

✓  подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

✓  обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

✓  подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

✓  выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

Этапы работы со схемой-моделью:

✓  учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

✓  самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

✓  закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

✓  у детей появляется желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

✓  расширился круг знаний об окружающем мире;

✓  активизировался словарный запас;

✓  дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы - модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.