Рекомендации для родителей от музыкального руководителя

Жарова Наталья Александровна

Рекомендации для родителей.

«Описательный рассказ в музыкальной деятельности ребенка,  как  интегрированное средство развития речи и музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Любовь к музыке, как и к любому другому искусству нужно развивать с самого раннего возраста.

Каждый ребенок – это целый кладезь талантов. Но чтобы это понять, раскрыть и развить, необходимо постоянно быть с ним в контакте, стать его настоящим другом, соучастником в его творческих проявлениях. Поддерживать его и уметь восхищаться даже самым малым его успехам, а также постараться показывать ему этот мир не однобоко, а помочь сделать его восприятие мира более полным, объемным и целостным.

        Разрешите мне, как музыканту, дать вам для этого  несколько советов из моего опыта музыкального руководителя..

 

 

 Совет 1.Чтобы помочь ребенку познать мир во всей полноте его выражения силами искусства, расширить его кругозор,   углубить его чувственную сферу,  хочу посоветовать неравнодушным родителям больше давать детям слушать классическую музыку, сочинять с детишками песенки ,( с ими же сочиненными словами или сочиненными вместе с вами), или используя слова известных детских авторов;  народные потешки, скороговорки, разные логопедические стишки, стишки для пальчиковой гимнастике, сочинять частушки на домашние темы. Это даст вам еще и огромную возможность духовно сблизится со своим ребенком, узнать его способности, глубже познать его внутренний мир и конечно, научить правильно, многосложно, четко выражать свои мысли, научит умению обобщать.  

              Сядьте поудобнее со своим ребенком, так, чтобы вас никто не отвлекал, прочитайте ему стихотворение или небольшой рассказ, дайте рассмотреть картинку, соответственную прослушиваемому музыкальному произведению,  побеседуйте с ним о этом произведении. Так. прежде чем начать слушать пьесу П.И. Чайковского "Песня жаворонка" можно прочитать детям стихотворение В. Жуковского "Жаворонок".

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий

Показать картинку с изображением жаворонка над полем.

Затем  хорошо вторично прослушать музыкальное произведение.

Сравните эти два вида искусства и решите, перекликаются ли они по настроению, чувству. Спросите ребенка, как он думает, какое это время года, что еще происходит весной. После беседы, можно еще раз прослушать произведение и даже во время прослушивания  еще раз прочитать литературное произведение и поставить для обозрения картинку.

Перед прослушиванием пьес П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла "Времена года", Г.Свиридова "Весна и Осень", "Зима пришла", "Тройка" можно прочить стихи о временах года А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева и др.

      При прослушивании произведения "Море" Н. Римского - Корсакова из оперы "Сказка о царе Салтане" читаю стихотворение А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане".

 

При слушании произведения "Белка" того же композитора  прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. "Ель растёт перед дворцом…"

Здесь можно дать послушать,  а также  подыграть на погремушках, ложках, расческах под  плясовую: "Во саду ли в огороде"

 

 

      При  прослушивании музыкального произведения о природе, можно   посмотреть репродукции с картин русских художников: И.И. Левитана "Весна. Большая вода", "Март", "Зимой в лесу"; И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", "Рябинка"; И.С. Остроухова "Золотая осень" и др.

Все это, как я уже обращала ваше внимание, позволит  не только дать детям знания, умения, но и обобщить их, представить, то или иное явление целостно, умение выразить свою мысль, развивать речь, пополнить ее запасом новых слов и выражений.

Совет 2. Предлагаю еще один прием из своего опыта для интересного занятия с ребенком: приём озвучивания стихов, рассказов по картинам. Сначала вы или ребёнок составляет описательный рассказ, затем подбираете вместе  инструменты и озвучиваете  художественное произведение. Вот один из вариантов.

Ель растёт перед дворцом,
А под ним хрустальный дом; (валдайские колокольчики)
 

Белка там живёт ручная, 
Да затейница какая! (треугольник)
Белка песенки поёт 
Да орешки всё грызёт, (металлофон "Во саду ли во огороде")
А орешки не простые, 
Всё скорлупки золотые, (кастаньеты, бубен)
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут. (барабан, тарелки)

Инструменты могут быть изготовлены и в домашних условиях из коробочек. ,баночек от йогурта, расчески и т.д. ( в интернете также предлагается множество вариантов).

Дети могут  предлагать разные варианты озвучивания, но мы выбираем те, которые лучше подходят для раскрытия содержания четверостишия, фразы.

К такому концерту могут подключиться все домочадцы. Можно подготовить выступление своего оркестра и к семейному празднику, и ко Дню рождения ребенка. Будет очень весело и забавно!

 

 

 

 

 

Совет 3.После  напряженной умственной и чувственной работы, ребенку необходимо расслабиться.  На своем опыте, я знаю, что ребенок   часто хочет выразить свое состояние при помощи танца или пластических движений.

Дайте ему такую возможность. Пусть он потанцует под эту музыку. . Например, при прослушивании П.И. Чайковского "Болезнь куклы"  можно  предложить ребенку изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. Аналогичные задания  можно выполнять  и при прослушивании других музыкальных произведений. После прослушивания Н.Римского - Корсакова "Пляска птиц"например,  дать творческие задание изобразить танец птиц.

 

Так, делая досуг ребенка более качественным, насыщенным, творческим, используя все возможности  и  выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства вы окажите неоценимую помощь в деле приобщения ребенка к миру искусства. Разовьете его творческие способности и будете для него соратником в его творчестве. А исподволь, в игре, будете развивать и его умение выражать свои мысли, его речь

Постепенно, совместно с регулярными музыкальными занятиями в детском саду, навыки музыкального восприятия закрепляются,  особенно если прослушивание пьесы сопровождается действиями

Вот еще один совет- 4. Хорошо при повторном прослушивании музыкального произведения предлагать  творческое задание: "Внимательно прослушайте музыку и расскажите, что вы себе представили? О чём рассказала музыка?" (при этом дети закрывают глаза) или "Что вы чувствовали во время слушания произведения?" (радость, печаль, нежность и др.)

Вот что говорили, например, дети 10 гр. после прослушивания произведения Н. Римского - Корсакова "Белка" "Музыка весёлая, хрустальная, чувствуешь радость, хочется танцевать". "Я представил домик, в котором живёт белка с большим пушистым хвостом и под весёлую музыку грызёт орешки. Мне было приятно и радостно. Вот бы такую белку увидеть!"

Совет 5.Если у вас ребенок старшего дошкольного возраста хорошо использовать некоторые элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Как это сделать?

Иногда для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра,  можно  использовать символическую аналогию- линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого хорошо приобрести  планшет с карандашом.  Он лёгкий и удобный в работе, если ребёнку не понравится его рисунок или он ошибся, то рисунок можно легко стереть.

Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. В тех ситуациях, где это уместно,  можно применить другие приёмы, например придумать разную аналогию.  Например, при слушании или пении песен, где речь идёт о явлениях природы, спросить ребенка:  « На что похож снег? (вату, одеяло, тополиный пух, сладкую вату, муку, сахар, пену), сосулька (указка, карандаш, нос, клюв). Аналогию проводим и по цвету. "Солнышко"желтое и т.д.

Очень  хочется верить, что мои советы пригодятся вам, дорогие родители,  и будут способствовать в нашем общем деле, формированию творческой личности. Дети научаться проявлять инициативу, научатся мыслить творчески и красиво, грамотно, нестандартно. смогут давать волю своему воображению, фантазии.

С уважением.

 Воздвиженская Светлана Сергеевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_dlya_roditeley.docx410.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

«Описательный рассказ в музыкальной деятельности ребенка,  как  интегрированное средство развития речи и музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Любовь к музыке, как и к любому другому искусству нужно развивать с самого раннего возраста.

Каждый ребенок – это целый кладезь талантов. Но чтобы это понять, раскрыть и развить, необходимо постоянно быть с ним в контакте, стать его настоящим другом, соучастником в его творческих проявлениях. Поддерживать его и уметь восхищаться даже самым малым его успехам, а также постараться показывать ему этот мир не однобоко, а помочь сделать его восприятие мира более полным, объемным и целостным.

        Разрешите мне, как музыканту, дать вам для этого  несколько советов из моего опыта музыкального руководителя..

 Совет 1.Чтобы помочь ребенку познать мир во всей полноте его выражения силами искусства, расширить его кругозор,   углубить его чувственную сферу,  хочу посоветовать неравнодушным родителям больше давать детям слушать классическую музыку, сочинять с детишками песенки ,( с ими же сочиненными словами или сочиненными вместе с вами), или используя слова известных детских авторов;  народные потешки, скороговорки, разные логопедические стишки, стишки для пальчиковой гимнастике, сочинять частушки на домашние темы. Это даст вам еще и огромную возможность духовно сблизится со своим ребенком, узнать его способности, глубже познать его внутренний мир и конечно, научить правильно, многосложно, четко выражать свои мысли, научит умению обобщать.  

              Сядьте поудобнее со своим ребенком, так, чтобы вас никто не отвлекал, прочитайте ему стихотворение или небольшой рассказ, дайте рассмотреть картинку, соответственную прослушиваемому музыкальному произведению,  побеседуйте с ним о этом произведении. Так. прежде чем начать слушать пьесу П.И. Чайковского "Песня жаворонка" можно прочитать детям стихотворение В. Жуковского "Жаворонок".

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
 

Показать картинку с изображением жаворонка над полем.

Затем  хорошо вторично прослушать музыкальное произведение.

Сравните эти два вида искусства и решите, перекликаются ли они по настроению, чувству. Спросите ребенка, как он думает, какое это время года, что еще происходит весной. После беседы, можно еще раз прослушать произведение и даже во время прослушивания  еще раз прочитать литературное произведение и поставить для обозрения картинку.

Перед прослушиванием пьес П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла "Времена года", Г.Свиридова "Весна и Осень", "Зима пришла", "Тройка" можно прочить стихи о временах года А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева и др.

      При прослушивании произведения "Море" Н. Римского - Корсакова из оперы "Сказка о царе Салтане" читаю стихотворение А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане".

При слушании произведения "Белка" того же композитора  прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. "Ель растёт перед дворцом…"

Здесь можно дать послушать,  а также  подыграть на погремушках, ложках, расческах под  плясовую: "Во саду ли в огороде"

      При  прослушивании музыкального произведения о природе, можно   посмотреть репродукции с картин русских художников: И.И. Левитана "Весна. Большая вода", "Март", "Зимой в лесу"; И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", "Рябинка"; И.С. Остроухова "Золотая осень" и др.

Все это, как я уже обращала ваше внимание, позволит  не только дать детям знания, умения, но и обобщить их, представить, то или иное явление целостно, умение выразить свою мысль, развивать речь, пополнить ее запасом новых слов и выражений.

Совет 2. Предлагаю еще один прием из своего опыта для интересного занятия с ребенком: приём озвучивания стихов, рассказов по картинам. Сначала вы или ребёнок составляет описательный рассказ, затем подбираете вместе  инструменты и озвучиваете  художественное произведение. Вот один из вариантов.

Ель растёт перед дворцом,
А под ним хрустальный дом; (валдайские колокольчики)

Белка там живёт ручная, 
Да затейница какая! (треугольник)
Белка песенки поёт 
Да орешки всё грызёт, (металлофон "Во саду ли во огороде")
А орешки не простые, 
Всё скорлупки золотые, (кастаньеты, бубен)
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут. (барабан, тарелки)

Инструменты могут быть изготовлены и в домашних условиях из коробочек. ,баночек от йогурта, расчески и т.д. ( в интернете также предлагается множество вариантов).

Дети могут  предлагать разные варианты озвучивания, но мы выбираем те, которые лучше подходят для раскрытия содержания четверостишия, фразы.

К такому концерту могут подключиться все домочадцы. Можно подготовить выступление своего оркестра и к семейному празднику, и ко Дню рождения ребенка. Будет очень весело и забавно!

Совет 3.После  напряженной умственной и чувственной работы, ребенку необходимо расслабиться.  На своем опыте, я знаю, что ребенок   часто хочет выразить свое состояние при помощи танца или пластических движений.

Дайте ему такую возможность. Пусть он потанцует под эту музыку. . Например, при прослушивании П.И. Чайковского "Болезнь куклы"  можно  предложить ребенку изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. Аналогичные задания  можно выполнять  и при прослушивании других музыкальных произведений. После прослушивания Н.Римского - Корсакова "Пляска птиц"например,  дать творческие задание изобразить танец птиц.

 

Так, делая досуг ребенка более качественным, насыщенным, творческим, используя все возможности  и  выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства вы окажите неоценимую помощь в деле приобщения ребенка к миру искусства. Разовьете его творческие способности и будете для него соратником в его творчестве. А исподволь, в игре, будете развивать и его умение выражать свои мысли, его речь

Постепенно, совместно с регулярными музыкальными занятиями в детском саду, навыки музыкального восприятия закрепляются,  особенно если прослушивание пьесы сопровождается действиями

Вот еще один совет- 4. Хорошо при повторном прослушивании музыкального произведения предлагать  творческое задание: "Внимательно прослушайте музыку и расскажите, что вы себе представили? О чём рассказала музыка?" (при этом дети закрывают глаза) или "Что вы чувствовали во время слушания произведения?" (радость, печаль, нежность и др.)

Вот что говорили, например, дети 10 гр. после прослушивания произведения Н. Римского - Корсакова "Белка" "Музыка весёлая, хрустальная, чувствуешь радость, хочется танцевать". "Я представил домик, в котором живёт белка с большим пушистым хвостом и под весёлую музыку грызёт орешки. Мне было приятно и радостно. Вот бы такую белку увидеть!"

Совет 5.Если у вас ребенок старшего дошкольного возраста хорошо использовать некоторые элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Как это сделать?

Иногда для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра,  можно  использовать символическую аналогию- линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого хорошо приобрести  планшет с карандашом.  Он лёгкий и удобный в работе, если ребёнку не понравится его рисунок или он ошибся, то рисунок можно легко стереть.

Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. В тех ситуациях, где это уместно,  можно применить другие приёмы, например придумать разную аналогию.  Например, при слушании или пении песен, где речь идёт о явлениях природы, спросить ребенка:  « На что похож снег? (вату, одеяло, тополиный пух, сладкую вату, муку, сахар, пену), сосулька (указка, карандаш, нос, клюв). Аналогию проводим и по цвету. "Солнышко"желтое и т.д.

Очень  хочется верить, что мои советы пригодятся вам, дорогие родители,  и будут способствовать в нашем общем деле, формированию творческой личности. Дети научаться проявлять инициативу, научатся мыслить творчески и красиво, грамотно, нестандартно. смогут давать волю своему воображению, фантазии.

С уважением.

 Воздвиженская Светлана Сергеевна.