Схема самоанализа непосредственно образовательной деятельности в ДОО

Алексеева Валентина Анатольевна

Уважаемые коллеги! Как Вы считаете, в каких случаях необходимо делать самоанализ НОД - открытые, молодым специалистам, для аттестации, практикующимся студентам?

1. Психолого-педагогическая характеристика группы (характеристика возрастных особенностей детей группы и индивидуальных особенностей детей).

2. Представляю конструкт ……

3. На основе ФГОС дошкольного образования, содержания программы «От рождения до школы», с учетом возрастных особенностей детей выделен планируемый результат, определена Цель совместной деятельности и задачи - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ОБУЧАЮЩИЕ.

Например:

При планировании цели и задач учтены возрастные особенности детей. Так как внимание в этом возрасте непроизвольное, у детей группы слабо развиты свойства внимания переключение, распределение, объем, то развивающая задача направлена на развитие свойств внимания в процессе игровой деятельности. Так как в работе с детьми 4-5лет важное значение в программе………………..уделяется воспитанию………………, то воспитательная задача направлена на воспитание……………….В образовательной области «…………………» в работе с детьми 4-5лет стоит задача………, поэтому обучающая задача направлена на …………………..

4. Образовательная область. Вид деятельности, вид НОД, тема. Место и роль НОД, (ОД в РМ)  в изучаемой теме, интеграция содержания НОД (ОД в РМ) с содержанием других образовательных областей.

Например:

Я  организовала коммуникативную деятельность. Вид НОД «Развитие речи». Проведенная мною образовательная ситуация проведена в соответствии с календарным планом воспитателя. Тема недели «………………».  Является продолжением (завершением, началом) изучения темы…………………….. В проведенной обр. ситуации интегрировано содержание образовательных областей «….», «…».

5. Предварительная работа (если была).

6. Принципы  ИЗ КОНСТРУКТА

Реализация принципов ФГОС, принципов воспитания и обучения, дифференцированного, индивидуального и валеологического подходов,  их эффективность.

Например:

Для достижения поставленных цели и задач реализованы принципы дошкольного образования, выделенные во ФГОС (п.1.4). КОНКРЕТНО В ЧЕМ ВЫРАЗИЛАСЬ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Принципы воспитания и обучения. КОНКРЕТНО В ЧЕМ ВЫРАЗИЛАСЬ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Для достижения поставленных цели и задач реализован дифференцированный подход (на основе уровней усвоения содержания образовательной области, особенностей развития вида деятельности у групп детей, особенностей гендерных особенностей  девочек и мальчиков). КОНКРЕТНО В ЧЕМ ВЫРАЗИЛОСЬ?

Для достижения поставленных цели и задач реализован индивидуальный подход. КОНКРЕТНО В ЧЕМ?

Для достижения поставленных цели и задач реализован валеологический  подход (продолжительность совместной образовательной деятельности соответствовала возрастным возможностям детей (…..), организована смена разных видов деятельности, использованы здоровьесберегающие технологии.....

Поэтапный анализ достижения поставленных целей и задач. Задачи этапа ® деятельность педагога® деятельность детей ® результат. Анализ соответствия задач этапа, содержания познавательного  материала, методов обучения и воспитания,  форм организации познавательной  деятельности, средств обучения и воспитания.

7. В поэтапном анализе анализируется содержание деятельности воспитателя и детей с учетом выбранной технологии, вида деятельности.

1 этап. Планируемый результат, задача, методы (на слайде).

Для достижения запланированного результата мною была организована игровая сит…….Обосновать деятельность педагога и детей с точки зрения возрастных психологических, индивидуальных особенностей детей. Результат достигнут, так как дети проявили интерес, …….

Например:

7.1. Мотивация на совместную деятельность.

Задача: ………………………….

Для достижения задачи мною была создана игровая (реальная жизненная, проблемная) ситуация, что позволило вызвать у детей интерес к НОД (ОД в РМ).

Я считаю, что задача достигнута, так как мне удалось создать атмосферу эмоционального единения с детьми, атмосферу заинтересованности детей в совместной деятельности. Эмоциональному  единению взрослого с детьми, созданию атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности способствовало……….

Цель совместной деятельности была поставлена с позиции включенного партнера («Сейчас мы будем…», «Я буду…», т.е. «пратнер-модель» - выбор для детей: подключиться или нет) («Давайте будем…» - «партнер-сотрудник»).

Я считаю, задача достигнута не в полной степени, так как мне не удалось создать атмосферу эмоционального единения с детьми, атмосферу заинтересованности детей в совместной деятельности, не удалось поставить цель совместной деятельности  с позиции включенного партнера. Мое волнение помешало мне быть эмоциональной, что затруднило решение задачи.

7.2. Планирование деятельности.

Задача: …………………………

Я считаю, что задача этапа достигнута, так как  на этапе планирования дети поставлены в позицию субъекта деятельности, так как мною организовано составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми.  Мне удалось стимулировать детей к высказываниям, к сопряжению индивидуальных интересов ребенка и работы группы. Дети осуществляли выбор (места действия, партнеров деятельности, материалов, способов деятельности).  Дети проявляли самостоятельность, инициативу.

 В ЧЕМ ЭТО ВЫРАЗИЛОСЬ?

 КАКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНЫ?

Я считаю, что задача этапа не достигнута, так как  мне не удалось……

2 этап……ПЛАНИРОВАНИЕ…………. Планируемый результат, задача, методы. Обосновать деятельность педагога и детей с точки зрения возрастных психологических, индивидуальных особенностей детей. В соответствии с технологией деятельностного  подхода организовано обсуждение……Дети в позиции субъекта деятельности……..Использованные методы………..позволили достичь запланированный результат. Дети ……………………….(то, что в планируемом результате)

7.3.  Реализация деятельности

Задача: ………………………..

Для достижения задачи были использованы методы….., формы организации деятельности, средства обучения и воспитания. КАКИЕ КОНКРЕТНО

Я СЧИТАЮ, ЧТО …………. соответствуют содержанию деятельности, задачам.

Я ПОНЯЛА, ЧТО …………. не в полной степени соответствуют содержанию деятельности, задачам. Более эффективно было бы использование………………..

Достижению задач этапа……. способствовало:

- эмоциональное сопровождение

- возможность выбора наиболее значимых для ребенка вида и формы деятельности

- проявление стремления ребенка находить свой способ решения

- речевая активность

Включенность педагога в деятельность:

  • наравне с детьми
  • добровольное присоединение детей к деятельности
  • свободное общение и перемещение детей
  • открытый временной конец (каждый работает в своем темпе)

3 этап.  Реализация деятельности.

 Планируемый результат, задача, методы. Для достижения запланированного результата мною была организована разнообразная деятельность…….ЧТО ИМЕННО? ДОКАЖИТЕ, ЧТО ДЕТИ БЫЛИ АКТИВНЫМИ СУБЪЕКТАМИ!!!!!! ПРОЯВЛЯЛИ  ИНИЦИАТИВУ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ  ДРУГИЕ  КАЧЕСТВА  ЛИЧНОСТИ. Обосновать деятельность педагога и детей с точки зрения возрастных психологических, индивидуальных особенностей детей. Использованные методы……… позволили достичь запланированный результат. Дети …… (то, что в планируемом результате)

7.4. Анализ деятельности

Задача: ………………………..

Я считаю, что задача достигнута, так как была организована речевая активность. В диалоге с детьми выделили достижение игровой (познавательной) цели.  Были выделены достижения, проблемы, трудности. Дети выделили личностные достижения (могу, научился).

7.5. Открытый конец

Задача: …………………………

Я считаю, что задача достигнута, так как в процессе диалога с детьми принято решение (расскажем/расскажу, покажем/покажу, продолжим/ продолжу, поиграем/поиграю, почитаем/почитаю, подарим/подарю, научим/научу).

8. Оценка коммуникативных умений воспитателя (создание психологического комфорта, речь, навыки невербального общения)

9. Оценка результата НОД (ОД): оценка достижения  цели. Определение разрыва между целью и результатом. Выявление причин.

              Я считаю, что цель достигнута (цель достигнута не в полной степени).

10. «Если бы снова пришлось проводить это занятие, то...

 

Комментарии

Куковерова Ольга Анатольевна

Очень подробно, спасибо, возьму себе на вооружение.

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересный материал.

Щербакова Ольга Владимировна

Очень подробно раскрыли самоанализ, спасибо.

Евлампьева Марина Борисовна

Огромное спасибо за такой ценный материал, который Вы разместили в группе.

Евлампьева Марина Борисовна

Огромное спасибо за такой ценный материал, который Вы разместили в группе.

Арсенова Юлия Сергеевна

Замечательный самоанализ, полный. Самоанализ должны проводить все педагоги, считаю это обязательным условием их работы. Одни будут учиться, а другие совершенствоваться. А для развития у педагогов речевых и ораторских умений, (даже лучше сказать - поспособствовать их раскрепощению друг перед другом, чтоб на методобьединениях не молчали,а могли высказать свою точку зрения и блеснуть знаниями)мне кажется к каждому критерию начальную фразу можно написать, или даже 2 варианта. Она будет, как отправная точка для воспитателей, и с каждым разом самоанализ будет получаться все более лучшим, и девчонкам будет легче)))

Алексеева Валентина Анатольевна

Спасибо за комментарий!