Ломаткина Т.М. «Актуальные вопросы преподавания мордовского языка в русскоязычных школах»

Ломаткина Т.М. «Актуальные вопросы  преподавания мордовского языка  в русскоязычных  школах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пайгармская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

                         Сообщение

на тему:

«Актуальные вопросы

преподавания мордовского языка

в русскоязычных  школах»

                                                       

                                                                Подготовила:

                                                               учитель родного языка и литературы

                                                                 Ломаткина Т.М.                      

   

        Тысячу лет назад Россия стояла у истоков своей государственности.
Но уже тогда закладывались традиции взаимного уважения, дружбы, поддержки этносов, входивших в ее состав.  Вполне закономерно, что мордовский народ сделал исторический выбор – жить и развиваться в единой стране. Это позволило ему сохранить и свою самобытность, и вместе с другими народами создавать наше общее государство.
В настоящее время создаются в России, и в частности в Республике Мордовия, все условия для развития и процветания финно-угорских языков, культуры, изучения ее богатого наследия, расширения дружеских контактов с родственными народами зарубежных стран.

      Благодаря грамотной национальной политике, проводимой в Мордовии, жители республики осознали важность сохранения и развития родной культуры и языка. С каждым годом все больше детей изъявляют желание изучать мокшанский и эрзянский языки в школах, вузах, все чаще мордовскую речь можно услышать на улице. Базисный учебный план позволяет изучать мордовский язык не только в начальной, но и в основной школе.
         И дети, и их родители понимают, что проблема изучения мордовского языка детьми мордовской национальности, является актуальной.

         Сельская школа была и остается одним из факторов селообразования, роста культуры. Одно из самых главных проявлений человека – это его язык. Язык – это не просто средство общения, но прежде всего живое слово. Язык помогает нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, развивает у человека художественное восприятие окружающего нас мира.

        «Родной язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое» - говорит известный педагог К. Д. Ушинский.

Для изучения языка созданы учебные пособия нового поколения. Они принесли большую пользу в деле обучения мордовскому языку. Пособия привлекают внимание к себе в первую очередь тем, что имеют богатейший материал, связанный с историческим прошлым Мордовии, с развитием современной экономики, сельского хозяйства, градостроительства, развитие науки, культуры и спорта.

         Учебные пособия имеют материал, включающий в себя все вопросы программы, утвержденной Министерством образования. Учебный материал прекрасно иллюстрирован. Имеется большое количество различных упражнений и заданий. Особенно хотелось бы отметить интересные и содержательные тексты. Они доступны детям, как по тематике, так и по словарному составу. Очень удачно подобраны стихи и отрывки из прозаических произведений мордовских писателей и поэтов прошлого и современности. 
   
Положительно разнообразит задания и фольклорный материал: пословицы, поговорки, загадки, сказки. Много развивающих игр и кроссвордов, тесно связанных с изучаемым материалом. Дети с удовольствием заучивают стихи, решают кроссворды. В книге много игрового материала, который даёт возможность строить урок с учётом современных требований, даёт возможность детям усваивать материал, учитывая возрастные интересы. Особо хочется выделить наличие диалогов, которые учат детей правильно общаться на мокшанском языке. 

       Способствуя созданию радостной атмосферы общения детей с народным искусством, языком, я не забываю о ступенях эстетического познания, создаю условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества.
Приобщение к народным истокам происходит посредством ознакомления с песенным творчеством. Процесс преподавания мордовского языка в нашей школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, я пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений и навыков по предмету, умение их применять на практике. Что подтверждают результаты моих учащихся на районной олимпиаде по мордовскому языку. Они являются победителями и призерами.

       Я думаю, именно сегодня значение уроков мордовского языка наиболее актуально: на уроках дети получают представление о вечных нравственных ценностях, о добре и зле, узнают о мире и о людях, о своей Родине и народе, знакомятся с литературными героями, сочувствуют им, смеются и плачут, овладевают тайнами художественного слова.

       Но как сохранить интерес к урокам родного языка и литературы? Каждый учитель в силу своего жизненного и интеллектуального опыта задает себе эти вопросы. У каждого свои приемы и своя манера вести уроки. Что удается одному, то у другого может не получиться, так как не соответствует стилю работы, тем не менее принцип у учителя должен быть один: заинтересовать школьников своим отношением к предмету.

       В современном сложном мире мы, учителя, должны помнить, что наша первостепенная задача воспитать гражданина, патриота, чтобы школьник знал свои корни, любил свою Родину, землю отцов и дедов, знал национальные традиции, культуру, свой язык.

      И в заключение, я хочу сказать, что от нас зависит, будут ли люди грядущего времени любить свою родную землю, преобразовывать ее, обогащать свою жизнь, чтобы было, что оставить потомкам. Поэтому главная задача учителя мордовского языка заключается в том, чтобы научить с помощью слова чувствовать истоки родной земли, душой и сердцем ощущать вечные ценности, направлять все усилия на то, чтобы никогда «не прервалась времен связующая нить».

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

  Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне трели птиц зеленою весной.