Семинар-практикум для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет"

Жарова Наталья Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Организация опытно-экспериментальной деятельности» детей 2-7 лет» Провела: воспитатель Гадживердиева Р.Х.

Слайд 2

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности. Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста .

Слайд 3

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Слайд 4

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Ответы воспитателей

Слайд 5

Подведем итог вышесказанному: Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .

Слайд 6

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н.Н.Подьяков , 1995

Слайд 7

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Слайд 8

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Слайд 9

Литература в помощь

Слайд 10

В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

Слайд 11

Набор развивающих карточек

Слайд 12

Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова В пособии представлены: тематическое планирование и конспекты занятий по организации и проведении опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, исследования и эксперименты с предметами и материалами, игровые проблемные ситуации позволят активизировать деятельность детей

Слайд 14

Рэй Гибсон Занимательный материал по детскому экспериментированию с растениями. Что я выращу?

Слайд 15

Тематический п лан по организации поисково-исследовательской деятельности детей в старшей группе № п\п Темы занятий Оборудование 1 Проращивание пшеницы Емкость, пульверизатор, пшеница План составляют оба воспитателя – сообща и отправляют кураторам проекта

Слайд 16

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Слайд 17

Оборудование уголка экспериментирования Приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; Разные виды бумаги; Красители: гуашь, акварельные краски; Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов Карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) Индивидуальные дневники экспериментов.

Слайд 18

При оборудовании уголка экспериментирования должны учитываться следующие требования: Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д. безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения

Слайд 19

Правила безопасности при проведении опытов : Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники. Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками; Аккуратно пользоваться емкостью для воды; Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду); Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы; На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло; Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать; Нельзя брать в рот лед; Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить; Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус; Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование; После опыта убирать оборудование на место;

Слайд 20

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Взаимодействие с родителями

Слайд 21

Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по направлениям:

Слайд 22

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

Слайд 23

Неживая природа : воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Слайд 24

Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства