Старообрядческие храмы г.Новозыбкова

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

 

image

 

Каждый провинциальный городок ищет в своей истории то, чем можно и должно гордиться... Жители Новозыбкова на первое место ставят наличие в городе кафедры древлеправославного Архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси... Она распологалась в городе аж с марта 1963 года.
Вообще город основали старообрядцы. Нет, не так... Слободу Зыбкую в урочище реки Карны основал некий деятель петровских времен полковник Миклашевский. К тому времени на этих местах уже жили старообрядцы.
Во время Северной войны местные жители оказали поддержку русским войскам во время вторжения шведских войск в 1708 году.

За это время в 1716 году указом Петра I население старообрядческих слобод было освобождено от несения любых повинностей в пользу владельцев земель, на которых располагались старообрядческие поселения. Этим же указом земли изымались у прежних владельцев и закреплялись за старообрядцами. Что собственно и послужило расцвету в этом городке, да и в области старообрядчества.
На соборе 2002 года в РДЦ было учреждено патриаршество, и резиденция Древлеправославного Патриарха переместилась в Москву. В Новозыбкове остались издательский отдел и Высшее духовное училище РДЦ.
Сейчас в городе действуют два крупных старообрядческих храма - Спасо-Преображенский собор РДЦ (это течение старообрядчества называют также "новозыбковским" согласием, а его приверженцев - "новозыбковцами")и Никольско-Рождественская церковь Русской Православной Старообрядческой церкви (белокриницкого согласия).
Первый Спасо-Преображенский кафедральный собор основан в апреля 1911 года, когда совершилось освящение места для будущей постройки и воздвигнут крест на месте будущего алтаря.
image

Средства для строительства храма пожертвовал один из состоятельных жителей г. Новозыбкова, старообрядец Дмитрий Кублицкий. Храм сооружался в течение трех лет местными старообрядцами, которые своими силами рубили в лесу смолистую сосну, свозили ее к месту постройки, сами и строили храм. Причем строительство велось без проекта, весь архитектурный замысел созревал непосредственно в ходе строительства.
В советское время храм закрыли (в 1938 году) и превратили в зернохранилище. Часть икон и богослужебных книг прихожане тайно разобрали по своим домам.
Но уже в 1943 году (после немецкой оккупации) храм открыли. Уставщик храма вдохновил верующих совершать богослужения в недействующем до того времени храме, ну а там каким то чудом местная власть и вернула его для служб.
К 1000-летию крещения Руси все 10 куполов вызолотили, а внутри церкви появились новые настенные росписи, сделана позолота иконостаса, построены два новых алтаря.
image

В 1990 году при древлеправославном духовно-административным центре было открыто Высшее древлеправославное духовное училище, которое готовит священнослужителей и других церковных работников для Русской Древлеправославной Церкви.
А ещё, в 15 км от Новозыбкова расположен Свято-Троицкий древлеправославный общежительный мужской монастырь.

Второй храм - Никольско-Рождественская церковь принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви (белориницкого согласия).
Это один из древнейших старообрядческих храмов на Брянщине. Строительство велось с 1774 по 1782 годы на средства некоего купца Осипова. Но в 1818 г. церковь была полностью перестроена.
В 1960-х годах она горела и было полностью заменено завершение главного объема. Церковь срублена из дерева, но формами и окраской имитирует каменную архитектуру.
image
В январе 2002 года настоятелем стал отец Сергий Бедный, благодаря которому в храме начались реставрационные работы — частично заменены перекрытия и водружен новый купол.
Это один из своеобразных деревянных храмов Брянской области, выполненный в стиле позднего классицизма. Здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой.

 

Источник материала: http://russiantowns.livejournal.com/685291.html

Официальный сайт старообрядческой общины Рождественско-Никольского храма