Главные вкладки

    Применение разноуровневой технологии при подготовке к итоговой аттестации выпускников

    Колесникова Людмила Александровна

    В процессе реализации государственных стандартов уделяется большое внимание осуществлению личностно-ориентированного подхода на основе анализа результатов обучения и проектирования путей совершенствования методики преподавания.

    Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объёма учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. Ни для кого не секрет, что обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих учеников. А это означает появление у большинства из них отрицательного отношения к образовательному процессу в целом. На помощь приходит технология разноуровнего обучения. 

    Исходная научная идея: разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего учебные.

    Цель технологии разноуровнего обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.

    Задачи: создание условий для обучающихся при реализации разноуровневой  технологии в  процессе подготовке к ГИА;

    • формирование у обучающихся универсальных учебных действий в ходе активного самостоятельного поиска решения проблем;

    • обеспечение мотивации деятельности за счёт работы в группах по уровню усвоения, дистанционной работы.

    Особенности разноуровневой технологии:

    Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по учебному предмету школьной программы на разном уровне («А», «В», «С») но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

    Условно в научных исследованиях выделены четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В. В. Воронкова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.). На своих уроках и при подготовки к государственному экзамену я выделяю 3 группы.

    Группа А – учащиеся со слабыми математическими способностями.

    Группа В – учащиеся со средними математическими способностями.

    Группа С – учащиеся с хорошими математическими способностями.

    Применение разноуровневого обучения помогает мне достичь следующих целей:

    Для первой группы (группа «А»)

    1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня.

    2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

    3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

    Для второй группы (группа «В»)

    1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

    2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

    3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

    Для третьей группы (группа « С»)

    1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

    2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

    Моей задачей является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

    Какова же система действий учителя и ученика?

    Она состоит из следующих этапов.

    1. Предварительный.

    Учитель определяет в действиях школьников базового, программного и усложнённого уровней усвоения учебного материала.

    2. Диагностический.

    Учитель разрабатывает задания для выявления уровня усвоения знаний. Проводит диагностику обученности школьников. Анкетирует учащихся, беседует с классным руководителем, учащимися и их родителями. Учащиеся самоопределяются в области выбора уровня изучения данного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.

    3. Этап распределения учащихся по группам.

    Учитель организует распределение учащихся по группам. Уточняет содержание обучения для разных групп. Разрабатывает чёткие требования к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставляет учащимся разработанные требования. Учащиеся выбирают определённую группу. Участвуют в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе.

    4. Этап реализации уровнего обучения.

    Учитель организует работу учащихся в группах.

    5. Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровнего обучения.

    Индивидуальный способ оценивания – успехи ученика сравниваются с его же прошлым опытом.

    Практические занятия в системе разноуровневого обучения.

    При внедрении уровневой дифференциации обучения необходимо создать условия его осуществления:

    - изучение индивидуальных и типологических особенностей;

    - умение анализировать учебный материал, выделить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

    - составление индивидуального образовательного маршрута, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

    - умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;

    - создание мотивации успешности учения;

    - активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

    - организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решения задач;

    - выявление и оценка способов учебной работы;

    - обеспечение контроля и оценка не только результата, но и процесса учения

    Мои приёмы и идеи с применением данной технологии.

    Изучив технологию разноуровнего обучения я применяю на уроке привычные приёмы и методику работы с группами. А вот при подготовке к ГИА я разработала другие пути решения поставленной задачи: 10 и 11 классы разделила также на группы А, В, С.

    Каждая группа готовится к государственному экзамену в своей режиме со своим уровнем усвоения материала по составленному для них образовательному маршруту по схеме: отработка навыков, необходимых при решении задания → отработка самого задания по прототипам ЕГЭ+ зачётная работа→ работа по КИМам. Также работа групп проводится в режиме on-line в домашней обстановке при помощи скайпа, каждая группа в своей конференции. Большая работа при подготовке проводится при помощи своего сайт: "Учебные страницы 10,11 классов".

    Моя деятельность при организации разноуровневых групп состоит в:

    -делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям);

    -разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний

    -оценивании деятельности учащихся (зачётные листы).

    Применение разноуровневого обучения помогает мне достичь следующих целей:

    Для первой группы (группа «А»)

    1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

    2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

    3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

    4. Отработка заданий базового уровня ЕГЭ.

    Для второй группы (группа «В»)

    1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

    2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

    3. Актуализировать имеющиеся знания для успешной сдачи экзамена. Данная группа отрабатывает задания 1-12 ЕГЭ.

    Для третьей группы (группы С)

    1.  Отработать приобретённые знания в области математики.

    2. Актуализировать имеющиеся знания для успешной сдачи экзамена. Данная группа отрабатывает задания 6-19 ЕГЭ.

    Надо чтобы трудности в учебной работе были для таких школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. Необходимо учитывать добровольность в выборе усвоения и отчетности.