Работа по формированию орфографической зоркости в начальной школе

Хисамова Алсу Якубовна

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность. Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?

(слайд 3)

II.Цель работы: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

(слайд4)

Задачи:

1.проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;

2.обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме;

3.подтвердить результаты своей работы.

(слайд 5) Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах. Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач.

1. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубжеосознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый способ письма -письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву -- пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».

2. Познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.

3. За счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп т.е. развивать орфографическую память учеников.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Орфография и ребенок младшего возраста. Орфография и интерес младшего школьника к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как «соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми 7- 10 лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребенка?

Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда , но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому -появление довольно большого количества книг о русской орфографии, и методике ее преподавания, как в средней, так и в начальной школе.

Главным в обучении правописанию является орфографическая зоркостьэто умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания, его применение. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

 

(слайд6)

Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограмму.

II. Новизна опыта.

(слайд7) Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Можно выделить шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

  1. Ставить орфографические задачи (Увидеть орфограмму в слове).

  2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом

  3. Применять правило(Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы).

  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.

  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

  6. Проверять написанное. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

(слайд 8)

Новизна опыта состоит в том, что я подобрала эффективные современные педагогические технологии, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости .

Современные педагогические технологии помогают мне

-создавать условия для обеспечения активной практической деятельности

каждого ученика;

-включать каждого ученика в активную работу, направленную на развитие

умений воспринимать, оценивать, анализировать, применять знания,

работать с различными источниками знаний;

-целенаправленно и эффективно использовать различные приёмы и методы,

как средство реализации и развития познавательных способностей и интересов

учащихся, мотивации.

 

III. Ведущая педагогическая идея.

Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий.

IV.Технология опыта.

(слайд 9)

В работе над развитием орфографической зоркости использую следующие современные образовательные технологии:

  • Технология игровых методик;

  • Проблемное обучение;

  • Технология развития критического мышления;

  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная работа);

  • Здоровьесберегающие технологии;

Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.

 

2. Этапы формирования орфографической зоркости.

 

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период.

 

(слайд 10)

При формировании орфографической зоркости соблюдаю несколько этапов:

I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходятся с произношением..

II этап. Ввод слов, где написание расходиться с произношением.

Определение сильных и слабых позиций .

III этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.

Упражнение, например, с пропуском и поиском сомнительных гласных.

IV этап. Отработка умения проверять безударную гласную.

Vэтап. восприятие орфограмм на слух.

VI этап -выбор правильного варианта из имеющегося набора

В I классе создается только основа для выработки навыка

правописания безударных гласных, парных согласных и других

орфограмм. Во IIIII и IV классах проводится отработка навыка

проверки слов.

3.Какие же факторы использую для достижения орфографической зоркости?

(слайд 11)

Зрительный: зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «окошками»

Слуховой: выборочный, предупредительный диктант

Рукодвигательный: при выполнении всех упражнений

Артикулярный: орфографическое проговаривание.

(слайд 12)

 

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество приемов и систематических упражнений: Списывание, комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, какографическое письмо, поиск орфограмм в тексте, письмо по памяти, орфографические минутки, диктанты.

выборочные списывания , показ нужной орфограммы на карточках – сигналах, использование орфографического чтения для развития фонематического слуха, составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.

 

Работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок..

 

 

(слайд 13)

Алгоритм списывания может выглядеть так:

  • Внимательно прочитай предложение.

  • Повтори его, не заглядывая в текст.

  • Подчеркни в предложении все орфограммы.

  • Прочитай предложение орфографически.

  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

  • Пиши, диктуя себе орфографически, не смотря в книгу, подчеркивай орфограммы.

  • Проверь по книге, особое внимание обрати на орфограммы.

 

 

Отдельно хочу остановиться на нескольких приёмах, которые очень нравятся детям и которые помогают формировать орфографическую зоркость.

 

(слайд 14)

Первый из них помогает детям писать без ошибок. С его помощью ученики оформляют в тетрадях письменные работы. « Секрет письма зелёной пастой». Каждый ученик имеет две ручки: с синей и зелёной пастой. Как только появляется первое правило – начинает работать зелёная паста.

 

(слайд 15)

Второй приём – это регулярное запоминание рифмовок тренировочного характера.

С заглавной буквы без сомненья

Начинаем предложенья.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

 

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

(слайд16)

Начиная с 1 класса уделяю огромное внимание работе со словарными словами.

Чтобы дети лучше запомнили слово, стараюсь задействовать различные виды памяти: зрительную, слуховую, речемоторную, эмоционально-образную, тактильную, особенно при дифференцированной работе. Это является моими «секретами»:такие виды упражнений- «зафиксировать» внимание, Выборочные слова- вывески, «Волшебное» стекло для «волшебных» букв, Метод ассоциаций, мнемотехника и т.д.

На этапе закрепления изученного слова даю задания творческого

характера, которые развивают ум, активизируют воображение и

фантазию детей. Одним из видов такой работы является

составление загадок с применением этимологических справок.

 

(слайд 17)

Большую роль в развитии орфографической зоркости играет наглядность и дифференцированный подход. Ведь не секрет, что легче запоминается то, что интересно, ярко, необычно.

Одним из видов дифференцированных заданий являются всевозможные карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Дифференцированный подход использую при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи, Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы.


 


 

Приведу примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

1. Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова, использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) , при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.

2. ''Найди опасное место''.

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

3. ''Светофор''.

Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

4. Поиск орфограмм в “чистом” тексте.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

5. Орфографическое чтение.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

6. Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

7. Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок

8. Зрительный диктант

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. 10.

9. Диктант “ Проверяю себя”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

10. Специально организованное списывание

В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Памятка.

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

11. Работа над ошибками

Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками . После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.

12. Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

13. Выборочный диктант.

Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

14. «Секрет письма зеленой пастой».

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые:

  • письмо под диктовку,

  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;

  • списывание текста и выделение орфограммы;

  • исправление деформированного текста (текста с ошибками);

  • письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

  • классификация слов в соответствии с орфограммами;

  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;

  • постановка пропущенных букв в места орфограмм.